Факты: |
Москва вновь подтвердила свою позицию по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. Вчера соответствующее заявление распространил Департамент информации и печати МИД РФ по итогам состоявшейся в Москве встречи министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с руководителем внешнеполитического ведомства Молдавии Андреем Стратаном. Москва не признает независимость Тирасполя и считает, что решение накопившихся проблем надо решать на основе соблюдения территориальной целостности Республики Молдова. Хотя в документе подчеркивается, что необходимо выработать особый статус для Приднестровья, тем не менее радикального изменения отношения Москвы к молдавско-приднестровскому конфликту не произошло.
«Российская сторона приветствовала возобновление прямых контактов между лидерами сторон в приднестровском урегулировании, подтвердив заинтересованность в результативности инициатив, призванных восстановить стабильность и доверие на Днестре, а также приверженность политическому решению проблемы на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и выработки особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья», — говорится в сообщении МИД РФ.
Напомним,
что после многолетнего перерыва Кишинев и Тирасполь возобновили диалог
на высшем уровне. В апреле состоялась встреча президента Молдавии Владимира ВоронинаИгоря Смирнова.
Тогда стороны обсудили пути решения имеющихся проблем и достигли
договоренности о сотрудничестве на уровне рабочих групп. Спустя
некоторое время молдавский парламент принял Концепцию национальной
безопасности страны, в которой был провозглашен внеблоковый статус
Молдавии, что можно расценивать как определенную предпосылку к
восстановлению нормального переговорного процесса между Кишиневом и
Тирасполем.
Молдавско-приднестровский конфликт, напомним, начался в конце 1980-х, когда националистические силы в Кишиневе провозгласили курс на отделение от СССР и присоединение к Румынии. Тогда в регионе, где преобладало немолдавское население (русские и украинцы), возникло сопротивление процессу «румынизации» республики, получившее затем соответствующее политическое оформление.
Вскоре Приднестровье провозгласило независимость, и после кратковременного вооруженного конфликта в 1992 году мир в регионе стали поддерживать российские миротворческие силы. Правда, до сих пор Приднестровье опасается, что Молдавия вновь попытается решить проблему силовым путем, предварительно заручившись поддержкой западных государств. И поэтому, когда в Североатлантический альянс вступила Румыния, такие опасения лишь усилились. Одновременно ухудшились отношения между Кишиневом и Тирасполем. Кишинев дал понять, что не рассматривает возможность создания молдавской конфедерации, в рамках которой у Приднестровья был бы практически независимый статус, и предложил противоположной стороне вариант широкой автономии. Но Тирасполь к тому времени окончательно взял курс на то, чтобы добиться полной и международно признанной независимости.
В сентябре 2006 года в Приднестровье прошел референдум о независимости, на котором было вынесено два вопроса:
— Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?
— Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова?
Абсолютное большинство принявших участие в референдуме высказалось за независимость с последующим присоединением к России. Таким образом, руководство непризнанной республики получило дополнительные основания для того, чтобы отказаться от объединения с Молдавией.
Ну, а недавно намерения Тирасполя добиваться международного признания получили дополнительный импульс благодаря косовскому прецеденту. Тогда многие эксперты говорили, что России представился очень хороший шанс для того, чтобы в полной мере отстаивать свои геополитические интересы, в том числе в отношении Приднестровья, народ которого хочет быть с Россией. Однако Москва неоднократно заявляла, что «косовский» вопрос, равно как и другие аналогичные проблемы, надо решать на основе приоритета права государства защищать свою территориальную целостность. И хотя позиция Москвы была проигнорирована западными государствами, Россия не изменила своего подхода к урегулированию проблем сепаратизма.
При этом отметим, что в отношении самопровозглашенных республик данная позиция не всегда выглядит логичной и последовательной: ведь Приднестровская республика, по сути, находится в том же самом положении, что и Абхазия, и Южная Осетия, которым Москва оказывает реальную поддержку, тем самым де-факто признавая их независимость. Почему же к Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) другое отношение?
Не стоит забывать и том, что Молдавия добивается вывода российских миротворцев из региона, и в этом смысле провозглашение внеблокового статуса может быть использовано Кишиневом для оказания дипломатического давления на Москву. При этом у экспертов по молдавской проблематике нет однозначной уверенности, что после вывода миротворцев Кишинев в любой момент и под любым предлогом (смена парламента, правительства и т. п.) не пересмотрит свою Концепцию безопасности, не нарушит обязательства, данные России, и не присоединится к НАТО. Так что, если Россия выведет свои войска, это объективно развяжет Молдавии руки.
Конечно, и Москва в любой момент (и в случае нарушения Молдавией своих обязательств, и в случае, если до вывода миротворцев дело не дойдет) может пересмотреть свой подход к проблеме и признать независимость Приднестровья. Так что не исключено, что заявления Москвы, подобные тем, что сделал Сергей Лавров, — всего лишь тонкий политический маневр. Только народу Приднестровья, думается, от этого не легче. Подобными заявлениями Россия, увы, отталкивает от себя Приднестровье.
КМ.ру