НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Владимир Стулов: Навстречу развитию гражданского общества Приднестровья

Евразия // 15:31, 26 июня 2009 // 2613
altКак известно, в мае-июне года нынешнего президент ПМР И.Смирнов подписал распоряжение, которым утвердил членов Общественного Совета ПМР, который был утвержден Указом еще 7 июня 2007 года.


Общественный Совет в любом государстве - это срез, уникальная наглядная иллюстрация состояния общественных и социальных отношений, права, политики, экономики. Народ ПМР должен знать по каким правилам нужно жить в мире, в государстве, в котором вы работаете сегодня и проснетесь завтра. Надо знать, что сделала и делает законодательная и исполнительная власть с нашей страной и что собирается сделать. Знать ,что зависит от нас, гражданского общества ,и  что нам предстоит сделать в ближайшее время, чего потребовать от власти, которую мы сами выбираем.Потому что от нашего с вами знания, точнее от нашего осознания, зависит позиция власти. Молчать члены Общественного Совета не могут и не должны. Наши сограждане вместе с нами должны осознавать и понимать все проблемы нашего будущего ясно и предметно. Что нас ждет, как это будет происходить, каковы причины происходящего.Знать правду. Жить в реальности по законам ума, логики, осознания, рассудительности, закономерности.

Мы не сдадим страну ни внешним, ни внутренним врагам. Все должны ясно понимать, что приднестровский народ не напрасно проливал кровь, затягивал потуже пояса, надрывался, страдал и выстоял. На этой земле родилось новое поколение людей, здесь мы учились, любили, растили хлеб, сохраняли предприятия, боролись с негативом, гордились успехами текстильщиков и энергетиков, швей и строителей, консервщиков и виноделов. Наш расчет на здоровые силы общества и государства, а не на чудо. Мы привыкли и готовы работать, мы достойны жить хорошо на своей земле. И мы ее не сдадим и не сдадимся.

Мы должны думать не только о близком будущем, но и уделять внимание стратегической перспективе, не пытаться затушевать масштабы проблем и опасностей. Я предлагаю всем вместе сообща, используя площадку Общественного Совета, заглянуть за предстоящий нам исторический поворот, а я уверен этот поворот не за горами, в этом или следующем году. И оценить, как, за счет чего и в каком виде наше государство сможет не только выйти из глобального экономического кризиса, но и укрепиться, развиться, показать всему миру наши достижения. Для этого мы осмысленно и целенаправленно должны знать на что можем рассчитывать, где изыскать дополнительные преимущества и как избавиться от потенциальных опасностей.

Призываю всех граждан ПМР к активному, творческому, по - хорошему агрессивному восприятию действительности, не уклоняться от проблем, а решать их. Наше светлое будущее находится у нас под самым носом, это не отдаленная перспектива. Наша земля всегда процветала, приносила счастье и достаток, кормила фруктами и овощами пол-страны Советов. У приднестровцев есть воля и есть знания. Используем наши возможности несмотря ни на какие препятствия.

Конца света не будет, но будут кризисы и катастрофы. Их мы переживем, используя нашу ответственность, творчество нашего мышления, учет всех социальных факторов,  наши возможности и идеалы, с которыми себя традиционно отождествляем.
У нас непременно должна быть обьединяющее все общество идеология. В отсутствие общей идеи каждая социальная группа начинает форсированно вырабатывать что-либо, призванное заполнить идеологический вакуум. Неизбежен результат обособления этой группы от всего общества в целом, а затем и распад наиболее активной, энергичной и творческой части общества на отдельные, уже никак не связанные сегменты, каждый из которых обладает  своей идеологией. Это и происходит в ПМР после активного партийного строительства, ибо каждая партия или движение пропагандирует и защищает интересы и  идеологию своего класса, группы, части общества. В результате наиболее активная часть общества, которая могла бы сыграть ключевую роль в его модернизации, улучшении жизни народа, постепенно дробится, разобщается и даже конфликтует. Я это хорошо вижу на примере противоречий между партией "Обновление" и Патриотической партией. Более того в это постепенно втягиваются средства массовой информации, ТВ ПМР с четкой линией Патриотической партии, ТСВ пропагандирует позиции "Обновления",есть политические нотки и оттенки изложения событий в информационных агенствах «Ольвия-пресс» и «Новый регион».Есть у нас и независимая пресса, на страницах которой волны желчи, зависти, яда и сарказма поглощают все те ценные предложения и реформы, которые  эти газеты пытаются предложить обществу. Это нормально. В кризис страдают и бедные, и богатые, и именно он заставляет богатых идти навстречу бедным. Это несомненная польза кризиса, толкающего бедных и богатых для обьединения по его преодолению. Но пока политики обслуживают большой бизнес, а не народ, экономика государства будет подчинена интересам корпораций и финансово-промышленных групп. Нашим финансовым боссам нужно когда-то перестать думать о своем кармане.

Проблема оффшоров и бегства капитала, слабый малый бизнес, сырьевые проблемы нашей экономики, огромный разрыв между бедностью и богатством, продовольственная зависимость от России, Украины, Молдовы, утечка научных и инженерных кадров, состояние дорог, жилищно-коммунального хозяйства, остановка в строительстве… Почему должны побеждать силы тьмы, а не силы света?

Я за споры и дискуссии, но во благо обществу ,а не для его дробления и разрушения изнутри. Я за полярность мнений и уважение всех точек зрения, за терпимость и демократию, но полезные и конструктивные, соответствующие состоянию непризнанности государства, не вредящие этому государству.

Не могу не сказать не только об идейном ,но и социальном разобщении. Для любого государства очень пагубным становится рост дифференциации доходов, а по простому  разрыв в доходах бедных и богатых, явное и резкое социальное расслоение. У нас нет нефтяных и никелево- аллюминевых королей, но расслоение добралось и до нас в последние 10 лет. Богатые богатеют, бедные беднеют. На мой взгляд, и весь ход исторического развития это подтверждает революциями и войнами, общество с большим уровнем разницы между богатыми и бедными, не может быть не только единым, но и даже устойчивым. Интересы богатых будет защищать одна партия, интересы бедных другая, конфликт неизбежен. Поэтому хочу уже сейчас обратить ваше внимание ,внимание всей власти, пока есть время, принять меры законодательного характера. Расслоение общества представляет собой постоянную угрозу самому его существованию, а я не хочу  чтобы мои внуки испытали все ужасы конфликта классов, противостояния членов общества по имущественному признаку.

Несколько слов о здоровье общества в прямом смысле этого слова. О массовой профилактике заболеваний уже практически забыл даже наш "средний класс",не говорю о нуждающихся.А плохое питание, отсутствие занятий физкультурой, раннее курение и потребление алкогольных напитков, в том числе массово пива, подорвали существенно здоровье молодежи. Я знаю как тяжело было в школе сдать нормы ГТО хотя бы на серебрянный значок по бегу, прыжкам, метанию гранаты. Мы, старшее поколение, тренировались, ходили три раза в неделю на тренировки по  волейболу, другим игровым видам спорта, летом в спортивный лагерь за Днестром с построениями, линейками ,тренировками, хорошим питанием. Это дисциплинирует и оздоровляет. А сейчас общее состояние здоровья молодежи намного хуже и государство закрывать на это глаза не имеет права, а Общественный Совет тем более.

Два слова скажу об образовании. Это не знания, когда зачет или экзамен можно сдать за мзду. Это развращает студента, он не учит. А потом Президент, прокурор удивляются: почему много  неграмотных юристов? Мое конкретное предложение в этой области - создание независимого аналитического Центра правовых знаний в Тирасполе для повышения уровня правовой грамотности населения. Под эгидой президента и Верховного Совета необходим конкурс научных работ юристов со стажем «Правовое Приднестровье» и «Правовая надежда Приднестровья» для студентов. Статьи и доклады на  наиболее актуальные темы публиковать в журнале «Государство и безопасность» и ежегодно подводить итоги. Тогда будут использованы и возможности для творчества наших правоведов и созданы условия для совершенствования в профессии. Кстати ,такой профессиональный конкурс с авторитетным научно-экспертным советом с 2005 года проводится в России, причем свои силы в интеллектуальном соревновании пробуют ежегодно около 700 человек. Чем наши правоведы хуже?  Ну а студентов нужно учить  за деньги, уплаченные по контракту, а не во время сессии. Предлагаю и этой проблеме уделить должное внимание. Я не хочу превращения молодежи в "потерянное поколение" по причине безграмотности и бескультурия. Кстати еще один на мой взгляд полезный плюс от экономического кризиса именно тот, что в силу возникающей и повышающейся безработицы у молодежи появляются массовые стимулы к получению даже простейших необходимых стабильных навыков и умений, необходимых для работы в офисе или на производстве. А оптимизм молодых плюс опыт присутствующих в нашем Совете достойных граждан государства покажут всему обществу, что у нас есть позитивный потенциал для работы и в этом направлении. Нельзя допустить падения трудовой мотивации и процветания культа легких денег, массовой утраты веры в свои силы, деморализацию самых широких слоев населения. Общественный Совет и создан для решения проблем и такого характера и мы их обязаны решить.

Я не экономист и  подробно экономических проблем не касаюсь намеренно. Моя сфера право и общественные отношения. Поэтому хочу заострить ваше внимание на еще одной проблеме. Доля надеющихся на улучшение материального положения своей семьи постоянно снижается и на мой взгляд при низкой зарплате в ПМР достигла опасного уровня. Все больше людей вынуждены отказываться от своих планов сделать крупную покупку мебели или бытовой техники из-за недостатка средств. Так же и в отношении оплаты учебы детей, оплаты дорогостоящих медицинских операций. Я не говорю уже что покупка квартиры или  поездка на отдых за границу многим не по карману. Приднестровский народ крепок и вера его в руководство государства сильна, но ухудшение условий жизни постепенно может стать предметом серьезного раздражения. Можно много говорить об ошибках власти, не эффективности отдельных мер ,но самым ярким мерилом поддержки населением государства будут условия жизни в этом государстве. Кто с этим поспорит? Я готов к дискуссии на тему соотношения условий жизни и патриотичности. В ПМР я не вижу условий для враждебного противостояния населения и власти, но рост общественного раздражения, вызванного потерей надежды на скорое улучшение материального положения, может породить неверие в возможность позитивной справедливости, т.е. полезного сотрудничества рядовых граждан с властью. А неверие в добросовестность нашей власти может породить ту искру, от которой сгорали и не такие государства, как наша маленькая прекрасная республика. Доверие к государству и уважение к его лидерам способно нейтрализовать все козни наших врагов. Президент и вице-президент избраны всенародно, гласно, добровольным волеизьявлением. Им и карты в руки, а мы поможем в любой реформе, в любом деле на благо нашего народа.

Нужно не забывать, что обычно в периоды экономического кризиса к власти прорываются, как правило, личности и группы людей, ориентированных на материальное удовлетворение своих личных амбиций при помощи собственной страны, что ведет к коррупции, проблемам и даже порокам общественного развития. Впоследствии эти лже-лидеры, добившись злата у госкормила, став членами олигархической элиты, уезжают "на пенсию" в фешенебельные страны, их уже судьба государства  не интересует. Этого в ПМР допустить нельзя.

Если же говорить о управленцах и госчиновниках высшего эшелона власти, то образцом может служить поколение управленцев СССР 50-70 годов. Они были жесткими, когда нужно бряцали оружием, но войны не допускали. Разложение и распад общества оставляет на всех свою разрушительную печать. Горбачевские и ельцинские управленцы просто трусливые соглашатели, они пренебрегали интересами народа родной страны, лишь их смена увела Россию от общественной катастрофы. Опыт поражений и безответственности 90-х годов в России должен учитываться в Приднестровье для успеха следующего поколения наших лидеров. ПМР легитимна благодаря своим референдумам и свободному волеизьявлению народа. Гармонизация законодательства с российским неизбежно приведет к выборам по партийным спискам. И здесь нам нужны энергичные и ответственные лидеры-патриоты, не способные на провокации, смуты и личные материальные амбиции. Иначе наша государственность будет провалена, а все общество увлечено в водоворот новых болезненных и разрушительных катаклизмов. Вот почему я предлагаю Общественному  Совету подумать и о новых молодежных общественных лидерах, постепенно набирающих опыт политической и общественной деятельности.

Несколько слов о вертикали власти. Я за демократию, за основные ценности и права человека. Но вертикаль власти должна быть жесткой и дееспособной. Особенно в условиях кризиса. Она авторитарна по своей природе, но она будет вынуждена слушать общество, выполнять его волю и служить его интересам. Для  этого и Общественный Совет создан.Рост благосостояния требует расширения прав  и свобод, но нам сейчас не нужна внутренняя слабость вертикали власти. Это обернется деградацией систем управления, а вот этого в непризнанном государстве допустить нельзя.
Для улучшения осмысленной деятельности органов государственного управления необходимо резкое ослабление коррупции, которую искоренить у нас в сжатые сроки без репрессивных мер нельзя, но первоочередная задача в ликвидации коррупции системной - снижение уровня коррумпированности судебной системы, правоохранительных органов, в органах образования, медицины, архитектуры. При этом необходимо ограничить произвол монополий, то есть крупных предприятий, занимающих монопольное положение. Как? Да просто ограничить их право злоупотребления своим монопольным положением и потребовать играть по правилам честной конкуренции. Исключения делать можно, но осторожно и  только для поддержания национальной конкурентоспособности за рубежом в современном мире. Но государство должно потребовать от финансово -промышленных монстров безусловной финансовой прозрачности и возможности регулирующих госорганов обладать правом возвращать на старый уровень резко изменившуюся цену на товары или услуги, предоставляемые монопольно. Естественно, если цена необоснованно возросла, а не упала.
Я часто задумывался, особенно в связи с инициативами группы 16 депутатов, вот о чем. А может быть институты развитой демократии и зрелое гражданское общество в ПМР возможны в результате определенного джентльменского соглашения представителей государственной власти, бизнеса и общественности? Ведь могут же партии прийти к согласию по определенным вопросам. Хотя в Молдове не пришли, на Украине тоже. И лишь в России мы видим доминирующее положение одной партии, поддерживаемой большинством общества. С учетом развития ситуации в этом году между парламентом и исполнительной властью в ПМР, я сделал вывод, что общественность у нас раздроблена и разрозненна противоречиями между представителями бизнеса и представителями власти. А крупные представители бизнеса не контролируются государством, в отличие от России, где еще Путин, будучи Президентом практически расставил государственные приоритеты перед денежными мешками на личных  встречах с российскими миллиардерами. Кто не захотел играть по правилам государства или хотя бы прислушаться, отправился за решетку или в Англию.
Поэтому наиболее благоприятным вариантом развития ПМР считаю успешную модернизацию авторитарной вертикали власти с элементами сокращения издержек, эффективности и полезности управленческой тактики на местах, активным развитием гражданского общества. Не можешь управлять, не рожден быть руководителем и не стал им – до свидания. Никаких исключений, послаблений, родственных связей и коррупции.

Государство не слуга, а собственность каждого гражданина-этот лозунг я предлагаю  проводить в жизнь всем членам Общественного Совета для оздоровления аппарата государственного управления. У меня есть программа оздоровления  и реструктуризации аппарата государственного управления, она имеет несколько этапов и я готов ее предложить  для дискуссий в виде отдельного материала.

Конституционная реформа, если она на благо общества и государства, должна приветствоваться. Но нельзя менять Конституцию, а тем более конституционное устройство в угоду сиюминутным тактическим, конъюктурным  политическим целям. Конституция не политическая декларация одной партии, это плановые устои жизни всего общества. Весь исторический опыт существования государства, как такового, показывает, что базовые принципы государственности должны быть прочными и основополагающими, тогда и государство будет прочным долгожителем. Вместе с тем, Конституция должна дополняться согласно велениям времени, но для пересмотра, а не дополнения любого положения Конституции, должны быть более чем веские основания. Каждый такой пересмотр должен проходить и осуществляться с широким народным одобрением и максимальной осторожностью.

Если уж мы строим капитализм, то должны и осознавать, что создание и модернизация капиталоемкой успешной инфраструктуры доступны  не отдельным фирмам, корпорациям или финансово-промышленным группам, а лишь государству, выражающему интересы большинства членов общества и аккумулирующему все получаемые им выгоды от этой инфраструктуры. Об этом уважаемые экономисты Запада стали говорить лишь во время экономического кризиса, когда именно государство стало спасать корпорации от банкротства и выводить экономику из депрессии.
Государство-это мозг и руки общества. Именно государство обеспечивает выбор главной цели развития общества ,не только выработку стратегии и методов движения к этой цели, но и само продвижение.
ПМР – маленькое государство и если уж обращать свой взор на успешное развитие каких либо государств, так в первую очередь  именно небольших. Возьмем в качестве примера Малайзию. У нас очень много  товаров различного назначения из этой страны. Маленькое государство во время кризиса 1997-1999 годов оказалось вместе с Чили единственными развивающимися странами. Почему? Да просто очень жестко на законодательном уровне ограничили отток капитала из страны, приняли контрмеры по монополизации, сделали суперэффективной систему государственного управления, то бишь вертикаль власти, путем жесткой дисциплины, подчиненности и исполнения. То есть т о ,о чем я говорил ранее - почти авторитарности. Без отличной управляемости избежать последствий кризиса просто нет возможности. Вместе с тем эффективность управляющей системы государства, то есть организм государственной власти, нужно стимулировать для его развития. Именно Рузвельт превратил свою страну в мирового лидера, а он любил говорить, что на своем посту видит только две функции: подбор сотрудников и воодушевление народа. Наш приднестровский народ воодушевлять не нужно, наши цели демократичны, благородны, прогрессивны и направлены на благо самого народа. Но вот пренебрегать правильным подбором сотрудников-управленцев ни президент, ни руководство исполнительной власти ни в коей мере не должны.
Не хочу обсуждать роль личности в истории, но судя по последним историческим фильмам без авторитарности стиля руководства государством Сталиным, Берия, Кагановичем и другими, СССР тоже не стал бы великой державой, ибо успехи в атомной промышленности, в том числе создания бомбы, в народном хозяйстве, науке, развитии транспорта были просто невозможны без жесточайшей дисциплины, почти рабского подчинения, идеального порядка под страхом неминуемого наказания из-за малейшей оплошности. К таким мерам я не призываю, это репрессии. Но и смотреть на расхлябанность, выполнение «на авось» ответственных поручений в деле государственного строительства нельзя. Я очень рад, что Тирасполь покинул главный архитектор, являвшийся на мой взгляд тормозом развития и благоустройства нашего города, ибо проекты проходили согласование и утверждение месяцами, отпадала вся радость и энтузиазм каких- либо улучшений и преобразований от действий таких чинуш, постоянно недоступных для простого человека.
Я далек от лизоблюдства и подхалимажа, критиковать буду любую личность, свое мнение не поменяю, если чувствую свою правоту. Но все же одно обстоятельство в истории развития государств, я думаю ,подмечено мною правильно. Государство лишь тогда выходит на правильный путь, идет к процветанию, когда им длительное время руководит одно и тоже лицо. В США Рузвельт, в Чили Пиночет, в Малайзии 22 года Махатхир бин Мохамад,В СССР Сталин, Хрущев, Брежнев. Смена власти- почти всегда смута в государстве. Что мало нам примеров Украины, Грузии? И спокойствия в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Туркмении. Только власть стала переходить из рук в руки Андропова, Черненко, Горбачева, Ельцина - пошли ошибки, провалы, уступки, разброд, шараханья, распад, кризисы, обнищания, войны. Тандем Путин-Медведев сохранится не меньше правления Брежнева хотя бы потому, что их двое ,им верит народ. Это главное. Стабильность и постепенный курс развития государства. Смена лидера государства чревата уже хотя бы тем, что новый человек, каким бы умным он не был, минимум год, а то и более должен вникать ,учиться, сопостовлять, прогнозировать, принимать решения в иных масштабах, чем он делал ранее. Человек не машина и его перестройка идет методом проб и ошибок, а это в деле госстроительства недопустимо. Вот по какой простой причине смена лидера государства бывает порой гибельной для этого государства. Вот о чем должны думать и народ, и те лидеры, которые смело заявляют об участии их партий и движений в выборах президента и выдвижении своей кандидатуры. Пусть сначала эта кандидатура подумает куда она поведет страну, каким путем, куда приведет и что оставит после своего правления. Взвесит свои силы, возможности, интеллект, кругозор, умственные способности, наличие вменяемой управленческой команды, а уж потом можно и народ уговаривать о поддержке своей кандидатуры. Приход к власти какого-либо самодура должен быть недопустим конституционно. К чему я веду? В ПМР достаточно примеров для критики президента Смирнова, но главная линия государственного строительства выбрана правильно. Культа личности у нас не будет. Но и говорить о смене лидера, как это уже начинают отдельные руководители партий, нельзя. Я не знаком со Смирновым лично, хотя и защищал его честь и достоинство в судебных органах, сужу о нем как простой гражданин. В наших условиях непризнанности именно Смирнов-гарант стабильности. Я надеюсь, что мои внуки будут писать на кириллице и думаю, что Игорь Николаевич это обеспечит. Сменись лидер в ПМР в течение уже прошедшего срока развития государства и я уверен, да и ход исторического развития это подтверждает, ПМР уже могло бы  и не существовать. Именно постоянные лидеры Абхазии и Южной Осетии привели свои государства к признанию. Надеюсь это произойдет и с Приднестровьем со Смирновым. При активнейшей работе Общественного Совета во всех сферах государственного строительства. Мой вывод – сегодня не нужно менять лидера, нужно ему помогать, подыскивать толковых управленцев, обновлять его  команду, избавляться от балласта и тормозов, неэффективных и сомневающихся. Учитывая развитие событий в Молдове и Украине у ПМР именно в этом году есть реальный шанс выйти на качественно новый уровень взаимодействия и с Россией и с Евросоюзом. В декабре 2008 года я посетил Совет Европы, Европейский Суд по правам человека, присутствовал на дебатах в Конгрессе местных и региональных властей, слушал выступления именно российских и грузинских представителей, а также Северной Осетии. Еще один вывод-расширение международных связей Приднестровья не за горами, наши проблемы будут услышаны в дальнем зарубежье. Это еще одно из направлений деятельности Общественного Совета. Международный имидж Приднестровья низок, об этом нужно говорить прямо, работать в этом направлении, работать на уровне гражданского общества, общественных организаций разных стран. Конференции, симпозиумы, выставки, презентации. Разве нашей общественности нет до этого дела? Объединим усилия соответствующих министерств и Общественного Совета и результаты будут непременно. Я был во многих странах мира на юридических конференциях, изучал их право и путь общественного развития, интересовался имиджем страны. Во многих странах, например Россия ассоциируется с хоккеем, во многих с русской водкой и черной икрой, во многих с березками, где-то с Пушкиным, а для некоторых с автоматом Калашникова. А вот Приднестровье везде ассоциируется с нашим коньяком. Не произвели мы еще лучше продукта и товара. А и у нас был Пушкин, и берез хватает, черную икру уже даже производим, да и автоматом Калашникова в 92 пользовались успешно. К чему веду - к необходимости усиления потока информации о ПМР в другие страны. И решать эту проблему должны грамотные работники администрации Президента, отвечающие не за финансы, а за информационный ресурс.
Наша задача, нашего общественного органа, Общественного  Совета быть ключевым фактором демократизма, конкурентоспособности и стабильности общества, его определенной планкой уровня развития гражданского самосознания.

Человек имеет право на жизнь. С этим никто не спорит. Я бы пошел дальше и закрепил бы в Конституции принцип гарантирования прожиточного минимума. Это выдвинуло бы Конституцию ПМР в первый ряд самых демократичных конституций мира. Нельзя необоснованно занижать социальные гарантии для граждан, это ведет к деградации общественного потенциала, заводит общество в тупик, граждане начинают бороться за свои права с государством. Как юрист я заявляю - конкретное наполнение социального минимума является вопросом не прав человека, а уровня и темпа развития производительных сил общества. Почему? Да потому ,что социальный минимум обеспечивает каждому гражданину возможность поддерживать себя в таком состоянии, которое позволяет добросовестно и квалифицированно трудиться. Может ли член Общественного Совета разумно, спокойно и грамотно рассуждать на голодный желудок при проблемах материального характера в его семье? Задайте каждый себе такой вопрос и все вы ответите одинаково. Мы все равны, все граждане одного государства, все хотим чтобы социальный минимум позволял иметь достаточные расходы на питание, медицину, нормальное воспитание детей, обеспеченную старость. Уровень доходов основной массы населения тоже очень важный показатель здоровья общества и государства. Неужели человеку приятно жить в государстве, в котором на покупку квартиры он будет копить в течение двух третей своей жизни? Более того он осознает это, ничего сделать не может. И уезжает. В государство, где созданы условия для приобретения жилья скажем лет за 5-10.Вот я  и перехожу к миграционным процессам, миграционной политике и ее проблемам. Демографическая политика государства очень важна. Это отдельная тема ,достойная отдельного анализа и выступления.Программа молодежного жилищного строительства должна воплощаться в жизнь не на бумаге, а конкретным выделением земли под строительство, образованием МЖК, льготными молодежными банковскими кредитами и готовыми домами и коттеджами. Людям нужно вернуть смысл жизни, обеспечить уверенность в завтрашнем дне. Кстати, если уж касаться Конституции ПМР, как главный редактор журнала, я  бы обязательно дополнил бы статью 27 правом каждого гражданина «производить и передавать информацию»,что у нас отсутствует по сравнению с более правильным и широким толкованием аналогичных прав в ст.29 ч.4 Конституции России.

О деятельности правоохранительных органов. Ближе всех к народу органы МВД. Работа их безусловно улучшилась. Беспредел, убийства, взрывы, разбои, рэкет бизнесменов, похищение детей, имевшие место с 1993 по 2000 годы ушли постепенно в прошлое, стали историей. У нас нет этнической преступности, так характерной для России, где грузинские,азербайджанские, чеченские группировки кое- где занимают ведущие места в воровской иерархии. Искоренение организованной преступности в ПМР находится на уровне, недоступном и недосягаемом в ближайшие годы Россией, Украиной и другими крупными западными странами. Несколько пошатнули этот мой тезис недавние убийство директора мебельной фабрики и откровенно наглый налет беспредельщиков на жилье крупного чиновника Министерства экономики. Это сигнал. И этот сигнал МВД должно услышать. Сейчас. И принять меры превентивного и профилактического характера. На свободе оказались те, кому эта свобода противопоказана. Простите, но их место встречи изменить нельзя, они должны встречаться друг с другом только за колючей проволокой. Общество должно жить спокойно. Кстати в Колумбии, США, Италии борьбу с мафией начали именно тогда, когда стало ясно, что организованная преступность набрала огромное политическое влияние и стала вмешиваться в деятельность государства. Когда убивают президентов США и премьеров Италии, медлить нельзя. Американские президенты поняли, что их перестреляют, как Кеннеди, если они не будут бороться с мафией. Так и народ будет бояться выйти на улицы, если убийцы и налетчики не будут найдены.
Теперь о борьбе с наркодилерами. Бескомпромиссно. Не жестко, а жестоко. Приговор один - лишение свободы, изоляция от общества. В этом направлении все что нужно МВД для борьбы с наркоторговцами - все нужно дать, от техники до финансов. Дать сейчас, а не потом. Медлить нельзя. Наркоман-это потенциальный убийца и насильник, грабитель и хулиган. Не хочет лечиться - в тюрьму. Иного не дано. Раковая опухоль наркомании разъест общество гораздо быстрее и незаметнее, чем думают некоторые правозащитники.
В области национальной политики для нашего общества, на мой взгляд, это уважение всех различий образующих наше общество представителей различных народов, культур и идеологий, грамотное использование этих различий для выработки и достижения общих целей государства.
Сегодня мир охвачен глубочайшими изменениями, карта мира будет перекраиваться не раз, эти изменения будут нарастать. Нашему обществу достаточно социальных потрясений, научивших нас самостоятельности, мужеству и стойкости, а в международной области и некоторой недоверчивости. Мы подготовлены к любым будущим потрясениям, у нас есть все возможности выстоять и победить. Я думаю, именно с заседаний Общественного Совета начнется конкретная реализация всех тех предложений о которых я рассказал, к которым, я надеюсь, добавятся другие от  избранных в него врачей, педагогов, бизнесменов, общественников. Мы сумеем и должны использовать свой шанс улучшения жизни народа.



Прошу прощение за несколько затянувшийся анализ состояния дел и проблем во многих областях государственного строительства. Но если об этом молчать, не анализировать, не делать выводов и не предлагать решений, то для чего тогда нужен наш Общественный Совет?

В.Стулов, правовед,главный редактор журнала «Государство и безопасность»