iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Пиар победителей

Газовый конфликт между Россией затягивается. Как и ожидалось, подписание соглашения о контроле транзита ничего не изменило. В настоящее время «Газпром» и «Нафтогаз Украины» никак не договорятся о том, по какой ветке возобновить транзит и кто должен восполнить падение давления в транзитных магистральных газопроводах. Учитывая степень несовпадения позиций сторон, переговоры могут идти еще очень долго. А потребители могут очень долго ждать газ.

Понятно, что деловая репутация Газпрома страдает от срыва транзита очень сильно. Потенциальные конкуренты всеми силами играют на страхе Европы перед газовой зависимостью от России. Алжир, Турция и Норвегия увеличивают объемы поставок и раз захватив часть газового рынка уже не отдадут ее без боя.

Так, Алжирская национальная газовая компания резко увеличила танкерные поставки в Турцию. Анкара выразила готовность нарастить поток экспорта для стран ЕС. Норвежская нефтегазовая компания Gassco на минувшей неделе объявила о рекордных дневных объемах продаж газа, а еще один норвежский экспортер – StatoilHydro – подписал долгосрочные контракты на полную производственную мощность. Растет сбыт и продукции Royal Dutch Shell, BP и 4Gas, производящих сжиженный газ, которых в перспективе может рассматриваться как заменитель трубопроводного газа.

Конечно, сегодня конкуренцию с Газпромом сильно сдерживает существующая система магистральных трубопроводов. Однако, в случае углубления разрыва между Россией и Украиной возможны и постройка новых трубопроводов, и вариант включения украинской части ГТС в иные конфигурации газоснабжения.

В настоящее время эти риски не рассматриваются Газпромом как отдаленные и маловероятные. Но конкуренты Газпрома всеми силами пиарят ситуацию, упирая на недопустимость зависимости от непредсказуемых и ненадежных газовых поставок из России. Пиарит ситуацию и Газпром – упирая на ненадежность Украины. Газпром тоже чувствует себя победителем, и тактически – здесь и сейчас, этой зимой – он действительно незаменим. Но стратегически, в перспективе ближайших 3-5-7 лет, в сегодняшней газовой войне могут победить совсем иные силы.

Сергей Ильченко