iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Россия создает региональную рублевую зону

Россия и Белоруссия подписали соглашение о предоставлении Белоруссии государственного кредита размером в $ 2 млрд., который будет предоставлен на 15 лет по ставке LIBOR+3. Первый транш в $ 1 млрд поступит в ближайшие дни, второй транш в 1 млрд долл – до 28 февраля 2009 г. Также в рамках прошедшей встречи, Россия и Белоруссия договорились о переходе на расчеты в российских рублях по нефти и газу.

Интерфакс,14 ноября 2008

Фактически, выданный кредит – это страховка дляпокрытия рисков, связанных с переходом на расчеты в рублях.

Здесь трудно отделить политику от экономики и сказать, чего же в этом решении все-таки больше. Очевидно, что Россия создает предпосылки для вывода рубля на региональную орбиту и превращения его в инструмент региональных расчетов на всем пространстве от Белоруссии до Китая. Подобная роль рубля была бы однозначно выгодна России, а с учетом того факта, что доллар пребывает сегодня в весьма сложной ситуации, вероятность успеха этого предприятия велика – достаточно велика, чтобы рискнуть и вложить в него игру 30 – 50 миллиардов дестабилизированных долларов. Можно не сомневаться, что в ближайшие месяцы будут сделаны шаги для подписания аналогичных соглашений и с рядом других стран СНГ. Ближайшие кандидаты: Армения, Казахстан, Молдова. Не исключено участие Узбекистана и Таджикистана. Менее вероятно – Азербайджана и Украины, но побороться за их включение в региональную рублевую зону, пусть даже в относительно отдаленном будущем, в перспективе 5-7-10 лет и возможно, и уместно. Первичное институциональное оформление рублевойзоны, скорее всего, состоится на ближайшем саммите СНГ, который пройдет в Астане весной 2009 года.

С другой стороны, планы по организации регионального рублевого пространствамогут стать и предметомторга с Западом – отказ от них имеет свою цену, как, к примеру, имеет свою цену отказ от размещения дополнительных дивизионов «Искандеров». Такой поворот событий – торг и взаимные уступки – тоже вполне возможен. Судя по всему, российское руководство находится пока на стадии окончательной оценки выгод, сулимых обоимивариантами действий, и ждет предложений Запада. Однако в стратегическом плане первый вариант представляется прагматично-экономическим, а отказ от него – скорее тактическим и, по большей части, политическим решением.

Данное соглашение – в случае успешной реализации плана о построении региональной рублевой зоны – выгодно всем странам, вступившим в него. Иной вопрос, что каждая из стран получает от этого свои, специфические выгоды.

Входя в рублевую зону, страны, решившиеся на такой шаг, усиливают свой курс на интеграцию в промышленную и финансовую систему СНГ и несколько снижают возможности интеграции в ЕС. Но ЕС, вместе с США, поражены сегодня тяжелейшим кризисом. Россию он заденет в значительно меньшей мере. Точнее – она имеет хорошие шансы быть задетой им в меньшей мере, если немедленно предпримет шаги для дистанцирования от долларовой кредитно-финансовой системы.

Этот процесс в любом случае будет болезненным. Последние 20 лет Россия двигалась в противоположном направлении, встраиваясь в кредитно-финансовую систему Запада. Не вдаваясь сейчас в обсуждение выигрышей и проигрышей, полученных Россией на этом пути, замечу, что этот процесс породил структуры, притом, не только чисто финансовые, в которых заняты несколько миллионов людей. Все они в полной мере испытают на себе последствия кризиса. Однако, не считая этого неприятного факта, по всем остальным позициям мировой кризис может быть для России исключительно полезен.

Как и любая валюта, доллар- это не горы бумаги, и даже не цифры на счетах. «Доллар» – это сложная и многоуровневая система специфических финансовых инструментов. В последние десятилетия эта система достигла такого уровня сложности, и настолько оторвалась от реального производства, что ее обрушение стало неизбежным. Разумеется, ее архитекторы будут бороться за спасение этой системы, ставившей СШАв исключительное положение в мире. Но даже будучи ими спасена, эта система все равно останется ущербной и кризисной. Процесс ее эволюции в этом направлении зашел уже слишком далеко. И потому, России объективно выгодно, воспользовавшись ситуацией, основать свою, пусть пока лишь региональную, валютную систему. Более приближенную к реальному производству, менее отягощенную хроническими болезнями, история которых насчитывает несколько десятилетий и которые фактически не поддаются лечению, более устойчивую к разного рода финансовым махинациям. Гарантий того, что это обязательно удастся сегодня не даст никто. Но у России сегодня есть такой шанс, и шанс этот – уникален. Такого благоприятного стечения обстоятельств можно ждать столетиями.

Разумеется, есть и обратная сторона этого вопроса. В случае провала неизбежны потери и сильный удар мирового кризиса – более сильный, чем в случае изначального следования в фарватере долларовой системы, без попыток ухода из нее. В этом и состоит главный риск России. Прочие страны, вовлекаемые ею в региональный рублевый проект, рискуют меньше – но все равно рискуют.

Держатель «главной» валюты имеет ряд серьезных преимуществ и одновременно ряд обязанностей. Фактически, страны, входящие в зону его валюты, делегируют ему часть своего суверенитета. Вместе с тем, страна-держатель неизбежно берет на себя обязательства финансового полицейского и финансовой пожарной команды. Если баланс между извлечением выгод для себя и поддержанием финансовой стабильности системы в целом остается в рамках разумного – все в порядке. Если баланс нарушен и верх берет национальный и государственный эгоизм – наступает кризис, грозящий полным крахом. Именно это и произошло с долларом.

В случае создания стабильной рублевой зоны, колебания курса рубля по отношению к доллару будут оказывать относительно меньшее, чем сегодня, воздействие, на экономику включенных в эту зону стран. Чем зона будет больше, чем продуманней будут новые экономические механизмы системы «рубль», тем меньшее воздействие будет оказывать на нее система «доллар» и тем большим будет обратноевоздействие на доллар рублевой системы. Что касается курсов валют внутри рублевой зоны – то это отдельный, слабо привязанный к доллару вопрос. И поскольку создание региональной рублевой зоны пока еще только в проекте, обсуждать его рано.

Сергей Ильченко