ИА “ТИРАС” продолжает серию публикаций материалов, подготовленных Государственной налоговой инспекцией Киевского района города Одессы, где излагаются ответы на актуальные для налогоплательщиков вопросы нового порядка налогооблoжения.
Закон о налоговом компромиссе – шаг к примирению между бизнесом и государством
С 17 января текущего года вступил в силу Закон Украины от 25.12.14 № 63-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса», который Верховная Рада Украины приняла 25 декабря 2014.
Теперь бизнес будет законный механизм налогового компромисса с государством, который позволяет плательщикам избежать финансовой, административной и уголовной ответственности за занижение налоговых обязательств по налогам на прибыль и добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года.
«Этот законопроект возник в ответ на запрос бизнеса, который хочет перевернуть страницу и начать работать прозрачно. Налоговый компромисс – это не обязательство, а право бизнеса. Учитывая подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и те возможности, которые она открывает для украинского бизнеса, я убежден, что этим инструментом воспользуется много компаний », – отметил Председатель ДФС Украины Игорь Белоус.
Согласно принятому закону, общая продолжительность процедуры достижения налогового компромисса – до 70 календарных дней со следующего дня после подачи уточняющего расчета. При этом, общий срок, в течение которого плательщик может принять решение о применении процедуры налогового компромисса (представления уточняющего расчета или заявления), составляет 90 календарных дней со дня вступления в силу данного закона.
В течение указанного периода плательщики по желанию могут подать в органы Государственной фискальной службы Украины уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или НДС за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года, в которых определить сумму завышения расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и / или сумму завышения налогового кредита по НДС и / или заявление в соответствии с Законом.
ДФС, в свою очередь, в течение 10 рабочих дней принимает решение о возможности проведения проверки или отсутствие такой необходимости для подтверждения определенной суммы.
При применении процедуры налогового компромисса плательщик должен уплатить 5% от суммы задекларированных или определенных в налоговом уведомлении-решении налоговых обязательств. При этом остальные 95 проц. такой суммы считаются погашенными, а штрафные санкции и пеня начисляться.
Согласно закону, процедуры налогового компромисса распространяется и на случаи, когда у налогоплательщика начата документальная налоговая проверка или составлен акт по результатам такой проверки. В таких случаях налогоплательщик по своему решению может подать уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость.
Кроме того, если в отношении налогоплательщика начата документальная налоговая проверка или составлен акт по результатам такой проверки, он также по собственному желанию может подать соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств.
Уточненные и проверенные операции в периодах при применении налогового компромисса в дальнейшем плательщики не менять, а контролирующий орган не будет проверять.
Благодаря такой добровольной акции декларирования недоплаченных налогов бизнес получит возможность открыто работать, проходить аудит и привлекать финансирование для развития своей предпринимательской деятельности.
Законом также внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуального кодексов и Кодекса административного судопроизводства относительно освобождения налогоплательщиков от административной и уголовной ответственности, а также установлена возможность применения процедуры примирения сторон в рамках административного судопроизводства при применении налогового компромисса.