Эксперты-экономисты, прикидывающие сумму экономического ущерба Грузии в ходе военного конфликта в августе, затрудняются в своих оценках. При этом, уверены они, правительство страны постарается предпринять все возможное, чтобы утаить от населения и мировой общественности истинное положение дел.
Также как и восстановить финансовый ущерб – правительство Грузии не может выполнить эту задачу в одиночку. За послевоенный период страну посетили делегации ряда государств и организаций, которые оказывают поддержку властям в “восстановлении”. Вопросами установления суммы ущерба вплотную занимаются Всемирный Банк, Еврокомиссия, Банк реконструкции и развития Европы, ООН и т.д. Ряд западных стран уже приступил к оказанию Грузии существенной финансовой помощи. Соединенные Штаты Америки гарантируют поставку одного миллиарда долларов. Международный валютный фонд разработал специальную программу помощи грузинской финансовой системе. В рамках этой программы конкретные финансовые институты страны получат объем помощи в сумме 750 млн. долларов, причем ее треть поступит в страну уже до конца текущего года. Более «прикладную» помощь правительству Грузии оказывает целый ряд стран Евросоюза, в первую очередь прибалтийские государства. Сам же Евросоюз также не останется в стороне. Он намерен поддержать страну на сумму в полмиллиарда евро.
Ситуация с весьма внушительной иностранной помощью поделила грузинских экономистов-экспертов на оптимистов и пессимистов. По мнению оптимистов, столь внушительный объем помощи порядка двух с половиной миллиардов долларов полностью компенсирует потери Грузии в результате войны с Россией. И даже более того – серьезно подстегнет дальнейший экономический рост в стране. Правда, в таком случае остается открытым вопрос, зачем грузинскому правительству занижать оценку ущерба, раз можно получить максимальную сумму от международного сообщества на реабилитацию? Это попытка сохранить спокойствие в обществе или реальная недооценка последствий войны?
Пессимисты утверждают, что Грузии наверняка не удастся избежать существенной инфляции и бюджетного дефицита. В числе скептиков – бывший премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели, который критикует нынешнее правительство и заявляет, что неадекватность в оценках ущерба может привести к тяжелым последствиям. Прежде всего, он имеет в виду бюджетный кризис. По его подсчетам, бюджетная недостача в этом году составит до полумиллиарда долларов, что превысит гарантированный до конца года объем американской помощи в размере 250 млн. долларов. Это приведет к тяжелому бюджетному кризису. Другие аналитики предсказывают рост инфляции как отражение иностранной финансовой помощи. Некоторые даже высказывают мнение о том, что резкий приток иностранной финансовой помощи вызовет непредсказуемые последствия, и ситуация может выйти из-под контроля.
Частный капитал тоже подсчитывает убытки. Больше всех не повезло порту Поти. Территориальная близость к месту дислокации бывших ВМС Грузии привела к существенным убыткам. В неприятную ситуацию попала компания из Арабских Эмиратов, выкупившая лишь недавно 51% порта за 90 млн. долларов, что стало для Грузии очень успешной сделкой. Проект подразумевал строительство нового порта, и некоторая часть расходов уже была проплачена. Теперь арабские бизнесмены грозят России судом и требуют возмещения расходов.
Возможно, Грузии удалось избежать банковского кризиса, хотя это предварительные оценки. На первом этапе из банковского оборота было изъято до 15% частных вкладов, но по мере улучшения ситуации депозиты начали возвращаться. По-прежнему действуют ограничения по выдаче крупных кредитов во многих банках. Ситуация в любой момент может ухудшиться, поскольку аналитики видят начало крупного кризиса в строительной сфере, который напрямую затронет банковский сектор и многие другие отрасли, поскольку сегодня строительство – наиболее динамичный сектор грузинской экономики.
Абхазская экономика подает более оптимистичные сигналы. Абхазии удалось избежать военных действий на своей территории, и, как следствие, физического ущерба. Но ни для кого не секрет, что показатели 2008 года будут не столь радостны вопреки ожиданиям. Правительственные отчеты о реализации параметров исполнения бюджета несут в себе положительный заряд. Бюджетного кризиса в стране не будет, но инфляционные ожидания имеют место. По распространенной информации, в 2009 году суммарный объем расходной и доходной частей госбюджета достигнет цифры в шесть млрд. рублей, что по сравнению с текущим годом в четыре раза больше. Это не собственные доходы абхазской экономики, а российские инфраструктурные инвестиции. Тот факт, что деньги пойдут на инфраструктурное развитие, а не на зарплату, делает инфляционные ожидания более сбалансированными. Рост заработной платы в бюджетной сфере Абхазии в будущем году составит лишь 40%.
Влияние этих достаточно больших для Абхазии денег на инфляцию будет не столь существенным, как могло бы быть и за счет того, что на практике почти все эти деньги будут немедленно возвращаться в Россию на счета компаний-подрядчиков, нанимаемых правительством Абхазии для реализации крупных проектов.
Гораздо меньше оптимизма в оценках аналитиков относительно состояния рынка инвестиций и реального сектора экономики. 2008 год был самым «горячим» за последние десять лет. Сначала взрывы в Гаграх и Сухуме, отрицательно повлиявшие на туристический сезон, затем война в Южной Осетии и сопутствующий ей негативный информационный шум вокруг Абхазии. Оценки аналитиков, безусловно, сходятся в том, что признание окажет огромное влияние на развитие рынка инвестиций в Абхазии. Но на отрицательные показатели текущего года этот положительный момент никак не повлияет. По имеющимся оценкам, инвесторы приостановили либо свернули свыше половины проектов в сфере строительства туристической инфраструктуры. Были приостановлены переговоры по многим планировавшимся проектам в других отраслях экономики.
Признание немедленно повлияло на ход туристического сезона. В этом году сентябрь выдался как никогда удачным. Туры приобрели все, кто побоялся ехать в августе. Но общую безрадостную картину сезона это уже не исправит. Бизнес боится усиления административного давления с целью выполнения планов по сбору налогов в условиях неоправдавшихся надежд на прибыль.
Сегодня отсутствуют документальные данные о влиянии грузино-российского кризиса на экономики Армении и Азербайджана. Но можно предположить, что существенные убытки понесли армянские предприниматели, жизненно зависящие от грузинского транзита. В общем же контексте региональной экономики вряд ли эти убытки будут значительны, поскольку экономики Южного Кавказа дезинтегрированы. Многие границы были закрыты за много лет до событий в Южной Осетии, и ситуация отсутствия экономического развития во многих приграничных районах есть не неожиданно свалившееся на голову зло, а повседневная жизнь.