Как сообщает ИА “Лента ПМР” со ссылкой на пресс-службу ВС ПМР, в связи с многочисленными и неоднократными обращениями граждан, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики разъясняет нормы законов, регулирующих порядок истребования информации и документов у юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и оперативно-розыскной деятельности при отсутствии факта возбуждения уголовного дела.
1. В соответствии с преамбулой Закона Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» (далее по тексту – Закона) данный Закон определяет порядок проведения мероприятий по контролю (надзору) и направлен на установление принципов осуществления контрольной (надзорной) деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также на защиту прав юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на территории Приднестровской Молдавской Республики при осуществлении государственного контроля (надзора) органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Подпункт г) пункта 3 статьи 1 указанного Закона устанавливает, что его положения не применяются к отношениям, связанным с проведением оперативно-розыскных мероприятий по возбужденным уголовным делам, а также иных оперативно-розыскных мероприятий, за исключением оперативно-розыскных мероприятий, требующих взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и возлагающих на них обязанности по представлению информации.
Указанная норма позволяет определить, что в сферу применения Закона также входят действия уполномоченных органов государственной власти по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, требующих взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и возлагающих на них обязанности по представлению информации и истребованию документов.
Следовательно, Закон, регламентирующий процессуальный порядок действий уполномоченных органов власти по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, а равно оперативно-розыскных мероприятий, требующих взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и возлагающих на них обязанности по представлению информации, является специальным законом. Соответственно, все иные законодательные и подзаконные правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с порядком действий органов государственной власти при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, требующих взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и возлагающих на них обязанности по представлению информации, подлежат применению с учетом положений указанного специального Закона.
2. Статьей 13 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» определен перечень оперативных подразделений и уполномоченных должностных лиц, которым предоставлено право на осуществление оперативно-розыскной деятельности. В частности, согласно подпункту а) пункта 1 статьи 13 данного Закона, к таковым относятся подразделения и должностные лица исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы охраны общественного порядка и общественной безопасности (органа внутренних дел).
Следовательно, под органами государственного контроля (надзора), осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, требующие взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и возлагающие на них обязанности по представлению информации, следует понимать, в том числе подразделения и должностных лиц исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы охраны общественного порядка и общественной безопасности (органа внутренних дел).
К тому же при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы охраны общественного порядка и общественной безопасности (органа внутренних дел), положения Закона ПМР «Об оперативно-розыскной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» подлежат применению во взаимосвязи с положениями Закона Приднестровской Молдавской Республики «О милиции». Так, частью второй статьи 14 данного Закона установлено: «при осуществлении в отношении юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, контрольных (надзорных) мероприятий органы милиции обязаны осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в порядке, предусмотренном законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики об осуществлении государственного контроля (надзора)».
Приведенная формулировка части второй статьи 14 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О милиции» определяет порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий органами внутренних дел, оставляя порядок регулирования отношений в области осуществления оперативно-розыскных мероприятий за иными законодательными актами.
Определение оперативно-розыскных мероприятий, требующих взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и возлагающих на них обязанности по представлению информации, следует осуществлять во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 1 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике», которым дано определение понятию «гласность оперативной деятельности». Так, проведение оперативно-розыскных мероприятий, содержание, цели, участники которых не скрываются от объекта их проведения, а также от лиц, не участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях, определяется данным Законом как гласные оперативно-розыскные мероприятия. Приведенное определение позволяет установить, что подпункт г) пункта 3 статьи 1 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» включает в свою сферу правового регулирования отношения, связанные с порядком проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых гласно.
На основании изложенного следует заключить, что оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в форме гласных оперативно-розыскных мероприятий, требующих взаимодействия с юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и возлагающих на них обязанности по представлению информации, в контексте Закона Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» подлежат осуществлению в порядке, предписанном данным Законом для проведения контрольного либо надзорного мероприятия.
3. В отношении наличия у сотрудников органов внутренних дел правовых оснований для проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» цели, предмет и объем проводимого мероприятия по контролю, равно как и ссылка на правовые основания проведения контрольного мероприятия должны быть обязательным образом указаны в решении о проведении контрольного мероприятия, которое принимается руководителем органа государственного контроля (надзора) и оформляется соответствующим документом, подлинник либо заверенная копия которого предоставляется подконтрольному лицу.
Следует отметить, что плановые контрольные мероприятия проводятся на основании ежегодных планов, разработанных органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями и согласованных с Прокуратурой Приднестровской Молдавской Республики, не более одного раза в три года в отношении одного юридического лица, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 статьи 8 Закона (часть первая и четвертая статьи 8 Закона). При этом конкретные случаи и правовые основания для проведения внеочередных контрольных мероприятий установлены в пунктах 2-6 статьи 8 Закона.
Более того, частью второй пункта 6 статьи 8 Закона закреплено, что публикации, не позволяющие установить автора публикации, и заявления, не позволяющее установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), – анонимные заявления – не могут служить основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия.
Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона орган государственного контроля (надзора) обязан предоставить юридическому лицу, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, информацию:
а) об основаниях для проведения контрольного мероприятия, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
б) о полномочиях органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятия по контролю;
в) о предмете мероприятия по контролю.
Немаловажным в данном случае обстоятельством является и то, что указанная выше информация должна быть доведена до сведения юридического лица, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, до начала проведения контрольных мероприятий (пункт 2 статьи 14 Закона).
К тому же посредством предоставленного подпунктом б) статьи 13 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)» права получения информации, предоставление которой предусмотрено Законом и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, при проведении органами государственного контроля (надзора) контрольных мероприятий представители юридических лиц, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и (или) их представители могут проверить законность и обоснованность требований сотрудников органов государственного контроля (надзора).