Как сообщает ИА «Лента ПМР» со ссылкой на пресс-службу ВС ПМР, аграрный комплекс республики находится в критическом состоянии: аномальная жара уничтожила значительную часть посевов. Подобная засуха была в Приднестровье пять лет назад, когда погибло более 30 процентов продукции на всей посевной площади. Тогда, в 2007 году, государство в рамках антикризисной программы предоставило сельхозпроизводителям отсрочку по уплате земельного налога. Ввиду же нынешней засухи никаких «подушек безопасности» для сельхозпроизводителей пока не предусмотрено. Вместе с тем на рассмотрение в Верховный Совет с другими налоговыми документами поступил и законопроект о внесении изменений в закон «О плате за землю», суть которого заключается в увеличении налоговых ставок за землепользование. В случае его принятия по отдельным категориям земель рост налоговой нагрузки на сельхозпроизводителей увеличился бы более чем на 25%. Учитывая катастрофическое состояние полей, такое повышение налогов может привести к разорению сельхозпроизводителей.
«Не надо далеко идти: выйдите за Ташлык, за Малаешты, посмотрите на поля. Я вам гарантирую, что там не будет ни кукурузы, ни подсолнуха, ничего. Столько денег закопано… А мы хотим еще поднять. За счет чего будут жить на следующий год? За счет чего покупать посевной материал, ГСМ и все остальное? Кто это посчитал? Вы представляете, что на следующий год это будет катастрофа, если мы не обратим внимания на это? Мы хотим еще поднять налоги? Хотим иметь пустующие земли? Хотим, чтобы фермерские и другие хозяйства отказались от земли? Это мы будем иметь… Почему ничего не делается, а вот только вот здесь которые не были на поле, не видели, что на самом деле творится, мы сейчас здесь увеличим налоги? Выйдите сейчас, пока еще не поздно, на поля, посмотрите, что делается! Это бедствие!», – прокомментировал ситуацию депутат Верховного Совета Валерий Бабчинецкий.
Председатель Комитета по вопросам АПК Ефимий Коваль напомнил о том, что на данный момент в первом чтении уже принят законопроект о введении целевого сбора на содержание и развитие социальной сферы и инфраструктуры села в размере 6 РУ МЗП в год за 1 гектар земель сельхозназначения, не обремененных пайщиками.
Кроме того, прогноз социально-экономического развития республики на 2013 год предусматривает рост РУ МЗП для исчисления налога по землям сельхоз- и несельхозназначения в размере 8,6 и 7,5 процента соответственно. В связи с этим депутаты считают: увеличение ставок по плате за землю необходимо рассматривать комплексно, с учетом предполагаемого роста РУ МЗП.
Если же помимо этого повысить земельный налог, как предлагается законопроектом, общая сумма платежа окажется неподъемной для сельхозпроизводителей.
Председатель парламентского комитета по вопросам АПК Ефимий Коваль считает, что повышение земельного налог несвоевременно: «Та инициатива, которую я предложил, 6 РУ МЗП, и темп роста по ставке, я считаю, достаточны для текущего года, чтобы в следующем году его уплачивать. Давайте хотя бы принимать изменения в земельный налог тогда, когда есть положительный какой-то баланс в сельскохозяйственной деятельности, а не когда вот такая критическая ситуация, а мы повышаем земельный налог».
Депутат Верховного Совета Галина Антюфеева поддержала коллегу: «Спросите тех, кто занимается сельхозпроизводством: сегодня нет людей, желающих работать в поле. В любой нормальной стране дотируется сельское хозяйство, создаются все условия для его развития. Может, в перспективе это нужно, но сегодня не время повышать налоги на землю».
В итоге депутатский корпус проголосовал за отклонение инициативы президента о повышении земельного налога.
За комментарием о сложившейся ситуации мы обратились к доктору экономических наук, профессору Виталию Ивановичу Глебову. Налоги – составляющая государства, считает ученый, однако важно понимать, когда и в какой период их повышение принесет пользу, а когда, наоборот, может привести к негативным последствиям. На сегодняшний день агропромышленный комплекс нужно всеми силами поднимать, и прежде чем говорить о повышении налога на землю, стоило бы в корне пересмотреть сам подход к ее оценке.
«Увеличивать или не увеличивать налог… У меня есть свое мнение на этот счет, и я его высказываю с первых дней существования Приднестровского государства: пока мы не будем иметь бонитировку почвы, кадастровую оценку, и пока мы налог будем платить что с чернозема, что с песчаных почв – мы результат не увидим. Это закономерность – где земля располагается, что это за земля, какое плодородие, возле дороги ли, или возле водоисточника. И в зависимости от этого должны устанавливаться налоги. А у нас налог не зависит: что в Каменском районе на склоне, что в пойме в Слободзее – одинаково. Это неправильно. Поэтому наша цель состоит в том, чтобы продумать систему налогообложения за землю в зависимости от природно-климатических условий ее нахождения. Сегодня по налогам надо очень серьезно считать. Какие-то эмоциональные чувства – сделать этот налог или нет – это неправильно. Надо подумать и с точки зрения государства, и с точки зрения населения, которое здесь живет. Вот это будет правильно, на мой взгляд», – говорит Виталий Глебов.
Изменить ситуацию в аграрном секторе республики возможно только совместными усилиями: при государственной поддержке, а также задействуя гуманитарную помощь Российской Федерации, которая в этом году была направлена и на приобретение новой сельхозтехники. Одна из самых важных задач сегодня, как отмечают не только законодательная и исполнительная власти, но и приднестровские аграрии, – восстановить мелиоративный комплекс республики, создать все необходимые условия для развития сельскохозяйственной отрасли. В парламенте республики уже ведется работа над решением этого вопроса: профильный комитет подготовил поправки, которые предлагается внести в закон о республиканском бюджете на текущий год, ими будет выделено 11 млн рублей на ремонт и реконструкцию оросительной сети.