Председатель Народного Собрания АТО Гагауз Ери Анна Харламенко считает, что заявленные ранее намерениям главы автономии Михаила Формузала начать процедуру роспуска НС не имели бы никаких юридических перспектив, а консультации с местными органами власти и общественными организациями все равно привели к выводу о необходимости с учетом мнения гагаузских законодателей подписать закон о бюджете на текущий год . В ходе пресс-конференции, состоявшейся в конце прошлой недели в Комрате, она заявила, что основные причины острых взаимоотношений между Исполкомом и НС кроются не столько в обнаруженных разных взглядах на отдельные статьи Бюджета-2012, сколько в стремлениях башкана Михаила Формузала оставаться единственным арбитром в спорах по распределению средств и выстраивать бюджетную политику автономии под себя.
Как заявила председатель агентству НИКА-пресс, в таком случае большинство депутатов НС вынуждены были, продолжая дискуссии, заявить об ответных мерах и, используя свое право, начать процедуры по отстранению главы АТО от занимаемой должности. У нас не оставалось иного выбора, чтобы отстаивать интересы своих избирателей, многие из которых, а вместе с ними и вся автономия, оказались в заложниках амбиций Формузала.
В свою очередь, в Исполкоме края считают, что башкан вправе был объявить о роспуске НС еще в начале декабря, поскольку депутаты не приняли представленный им закон о бюджете, и только желание высшего руководства АТО избежать политического кризиса удерживало в более или менее спокойном режиме работу всего народно-хозяйственного комплекса автономии. В минувшее воскресенье после бурных, порой переходящих допустимые нормы приличия, дискуссий между представителями конфликтующих сторон, документ был подписан Формузалом. Утверждение документа планируется на сессии НС 17 февраля.
Сторонники Харламенко в Народном Собрании оценили такой финал бюджетных дискуссий как свою победу. А это дает основания наблюдателям полагать, что в депутатском корпусе пока не отказались от планов объявить Формузалу импичмент.
НИКА-пресс
А в это время…
Это не похоже на подготовку нового гагаузкого переворота. Это гораздо хуже
Заместитель председателя Народного Собрания Демьян Карасени, оценивая напряженность во взаимоотношениях высших исполнительных и законодательных ветвях власти, убежден, тем не менее, что нет никаких оснований считать сохраняющийся конфликт основой для серьезных общественно-политических потрясений в АТО. На вопрос корреспондента НИКА-пресс, можно ли сравнивать нынешнюю обстановку с событиями 2001-2002 годов, когда здесь в итоге произошли кардинальные кадровые перемены в высшем руководстве автономии, он сказал, что сейчас иные времена и вряд ли кто-то из числа трезвомыслящих политиков и чиновников Гагаузии хотел бы повторения здесь отчасти трагических и отчасти позорных для всех жителей края сюжетов .
В этой связи Карасени отметил, что напрасно события в АТО десятилетней давности называют переворотом или коммунистическим переворотом, поскольку действующий тогда башкан Дмитрий Кройтор сам написал заявление об отставке, а часть депутатов НС по собственной инициативе составили большинство, выступавшее с критикой проводимой им политики в регионе.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
И все-таки многое, происходящее сегодня на Юге, в частности, долгий конфликт между высшими гагаузскими чиновниками и законодателями напоминает весну-лето 2002 года.
Да, Кройтор сам написал заявление об отставке. До сих пор в Комрате убеждены, что написал под угрозами расправы над семьей. И под давлением коммунистических властей, фактически обеспечивавших и контролировавших силовую акцию по смене руководства АТО. Да, в 2002 году депутаты НС добровольно скучковались для критики и смещения «протурецкого и просепаратистского режима народных патриотов». Но и тогда и сейчас в Комрате считают, что их либо заставили, либо купили.
Нечто похожее происходит и сегодня. Над Формузалом задолго до его вступления в должность башкана на второй срок витала угроза, исходившая сначала от его политических соперников, а затем и из НС – отправим в отставку. А сегодняшний состав НС может быстро измениться по тем же причинам десятилетней давности. Всего пяти депутатских голосов не хватает, чтобы объявить башкану импичмент.
Есть, впрочем, и разница. В 2002 году был заказ на Гагаузию из Кишинева. Сейчас же гагаузы сами и бесконечно между собой грызутся и склочничают. И без внешних заказчиков. Причин к грызне и склокам достаточно. Есть две главные. Среди «горячих гагаузских парней» много местных наполеончиков или, как здесь говорят, баш-ханов, считающих, что при них бы автономия расцвела более густо и запахла бы лучше, чем, к примеру, тэйп комратский от тейпа чадыр-лунгского… А несовершенство и запутанность местного законодательства, например, позволяет гагаузскому парламенту отправить башкана в отставку, но с определенными оговорками. И башкану, например, позволяет распустить НС и тоже с оговорками. И только мирное сосуществование двух ветвей власти, только их осознанное разделение полномочий и взаимное терпение открывало перспективы для реализации пресловутой гагаузской идеи. Но мирные времена, если уж честно признать, здесь случались редко и коротко.
Нет-нет, а соперники признают с горечью: в Кишиневе над нами потешаются. А мира так и нет, хоть горькие признания в беспомощности и политическом бескультурье могли бы всех помирить и всех выстроить в один народно-патриотический ряд. Не получается.
А Кишинев и в самом деле смеется над Гагаузией, потешается над «гагаузской идеей», в ответ на предупреждения Комрата, что следовало бы выполнять все статьи Закона «Об особом правовом статусе Гагауз Ери» и что надо бы, наконец, определиться Центру и АТО в вопросах разграничения полномочий, говорят: «Вы для начала между собой разберитесь. Хотели автономию – получили ее. Так научитесь пользоваться своим гагаузским счастьем».
Вместо гагаузского счастья постоянная гагаузская война. Серьезные и устойчивые инвестиции из-за рубежа – почти что несбыточная мечта. Разве что турецкие технические кредиты в виде ГСМ и финансовая помощь для строительства объектов, без которых автономия выглядит не просто экономически угасающей, но и даже неумытой. Если толком воды-то нет, как помыться! Да вот еще российские гуманитарные посылки и обещания «не забыть осколок российской империи и русскоговорящую территорию» и то накануне каких-то избирательных кампаний. Все на том.
А что было бы, случись окончательное решение башкана о роспуске Народного Собрания, да еще за несколько месяцев до очередных выборов депутатов НС. Заперли бы этаж, где расположены кабинеты руководства НС, все его службы, заперли бы в гараж машины, обслуживающие депутатов, и… Получили бы на следующий день митинг под девизами «Руки прочь от народных избранников», «Всю власть Народному Собранию», «Формузал, ты наплевал своей ядовитой слюной в ранимые души гагаузских избирателей и всем сторонникам автономии», «Долой узурпаторов и предателей автономии». Потом битые стекла, шумные пресс-конференции, воззвания к международной общественности, жалкие визиты в посольства, шипящие голоса в телефонную трубку «посмотришь еще у нас»… Мрак.
А что было бы, случись двадцать два депутатских голоса за отставку башкана. Да то же самое и было бы, но только стоял бы гагаузский замороченный люд стенкой против врагов Формузала. А депутатам пришлось бы искать серьезные причины отставки, которые, кстати, не так легко найти. Предательство интересов народа надо доказывать, как и доказывать «преступное нежелание Формузала уважать законы автономии и интересы избирателей, которые он попирал, попирает и намеревается попирать», если его прогнать с кресла. Опять мрак.
До окончательного своего позора, надо надеяться, Гагаузия не скатится. Соперникам придется копить взаимную ненависть до начала летней кампании по выборам депутатов НС.
Вечный гагаузский вариант — конфликт исчерпан. Конфликт продолжается.