Мировой финансовый кризис не слишком повлиял на украинскую экономику в силу ее недостаточной интегрированности в международный рынок. На данном этапе кризис вызвал спекулятивные колебания курса гривны по отношению к доллару. Гораздо больше по экономике Украины может ударить «торговая война» с Россией в связи с введением Москвой ограничений на импорт украинской продукции. А неизбежный рост цен на газ приведет в упадок металлургию и химическую промышленность – основные отрасли, наполняющие бюджет Украины. К тому же политическая нестабильность и угроза новых выборов не дают основания делать оптимистичные прогнозы. Об этом рассказал доктор экономических наук, профессор, ранее заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины, а ныне — депутат Верховной Рады от Партии Регионов Алексей Плотников.
– Сегодня мир сотрясает кризис на фондовых рынках. Отразился ли он на украинской экономике?
– Наш основной недостаток заключается в том, что украинская экономика не интегрирована в полной мере в международные экономические отношения. Но в данном случае это стало нашим достоинством, если так можно сказать. Поэтому колебания индексов в том же Франкфурте, Нью-Йорке или Гонконге очень слабо отражаются на ситуации в нашей стране. Хотя и украинский индекс сейчас провисал, наш фондовый рынок несколько заколебался. Но если бы Украина была в полной мере интегрирована, то сейчас у нас была бы очень сложная ситуация. Учитывая условную степень нашей интегрированности, это позволяет нам выдержать весь негатив. И могу сказать даже больше, что пока Украина выигрывает от этой ситуации.
– Как именно выигрывает?
– У нас нет кризисных явлений, которые бы были прямым следствием мирового кризиса. К слову, не было таких же прямых последствий в 1997 и 1998 году, когда был аналогичный кризис. Некоторые проявления, например, проблемы связанные с экспортом в Россию, скорее носят психологический характер, чем являются следствием мирового кризиса.
– Все-таки первым в Украине на кризис отреагировал курс доллара, который начал стремительно ползти вверх. После летней ревальвации гривны и падения курса доллара, осенний скачок вновь вызвал панику у населения. Каковы будут последствия таких колебаний?
– Колебания курса доллара на межбанке незначительны. Сейчас мы видим потрясение на наличном рынке, где и так, независимо от кризиса, время от времени происходят такие процессы. Это, скорее, спекулятивная реакция под предлогом того, что мир начало трясти, значит, это должно отразиться и у нас. Доллар начал ползти вверх, хотя по логике вещей, он наоборот должен был подешеветь, если бы это была прямая реакция на банкротство американских компаний. Но думаю, что в дальнейшем курс будет удерживать Национальный Банк Украины, ведь это дело его чести. И сегодня золотовалютные резервы страны позволяют это сделать. Я не вижу в перспективе серьезных предпосылок для резких колебаний курса. А что касается наличного рынка, то он успокоится. И, по крайней мере, простым гражданам не стоит реагировать на нынешние колебания. Потому что происходящее сейчас – это больше спекулятивные тенденции, чем закономерная реакция.
– Некоторые политики, как и эксперты, заявляют, что на летней ревальвации гривны по отношению к доллару, а теперь на росте курса американской валюты нагрели руки персоны, приближенные к «верхам». Вам что-то об этом известно?
– У меня нет конкретных доказательств, но любые потрясения на валютном рынке, даже в странах с развитой экономикой, показывают, что кто-то знал о них заранее, а значит, нажился на этой ситуации. Украина не исключение, поэтому я вполне допускаю, что именно это произошло у нас.
– Аналитики утверждают, что Украине очень важно не «заразиться» кризисной ситуацией, которая наблюдается в России. Учитывая наши тесные экономические связи, на ваш взгляд, это удастся?
– В экономических отношениях Украины с Россией не последнюю роль играют как раз политические и личностные причины. Когда президент Ющенко встал на защиту Грузии, показал, что он осуждает Россию, это повлекло за собой негативные явления не только в отношениях с Москвой. Показательно, но в Украине активно начали сворачиваться инвестиционные проекты. Иностранцы начали сворачивать свой бизнес, начался отток капитала, и это начал делать не только российский бизнес! То есть, главной причиной таких явлений в Украине стал не столько мировой кризис, а национальная черта, присущая нашему президенту.
Информацию о сворачивании бизнес-проектов распространили на прошлой неделе ряд мировых информационных агентств, по данным которых, Украина за последние месяцы вышла на первое место по оттоку капитала среди стран Центральной и Восточной Европы. У нас сработал своеобразный психологический фактор: если Россию «трясет», то почему бы и Украину «не потрясти». То есть, Украину «трясет», как и Россию, но во многом, по своим причинам.
– Значит, Украина реагирует на кризис по инерции с Россией, только позже? По вашему прогнозу, насколько быстро Россия сможет преодолеть негативные последствия мирового финансового кризиса?
– Нужно понимать, что Россия более интегрирована в мировую экономику. По сему, мировые кризисные явления там отображаются намного сильнее. Во-вторых, причиной нынешней ситуации в России стала война. И, в-третьих, началось мировое снижение цен на нефть, а Россия ориентирована именно на эту позицию. Но российская экономика достаточно специфичная. За первую неделю военных действий золото-валютные резервы РФ уменьшились на $112 млрд! Это фантастическая сумма. Но если изначально они составляли около $650 млрд, а стали – $500 млн с «хвостиком», то для России это не столь ощутимо, как могло бы быть для всех других стран мира. Поэтому уверен, что Россия справится с нынешней кризисной ситуацией.
– Вы отметили, что во многом экономические украино-российские отношения определяет политика. После всех резких заявлений президента Ющенко в адрес Москвы (в свете грузино-осетинского конфликта) РФ заявила о намерениях ввести торговые ограничения на украинский экспорт, в первую очередь, продовольственных товаров, уже с 1 января 2009 года. Это значит, что нас ожидает новая «торговая война»?
– Не секрет, что первый вице-премьер России господин Шувалов уже дал распоряжение создать Программу защиты российского рынка после вступления Украины в ВТО. И здесь все сделано корректно, не было никаких политических ссылок. Россия четко дала понять, что если Украина входит в ВТО, то в силу вступают другие правила, значит, от этого не должна пострадать Россия. Действительно, нам стоит ожидать, что РФ введет ограничения на поставки украинских сыров, сухого молока, будут введены квоты на экспорт карамели. И это только пищевая группа. А по не пищевой группе стоит ожидать ограничения на поставки наших труб и другой металлургической продукции.
Но здесь все же прослеживаются определенные политические вещи. Это реакция Москвы на деятельность украинского президента. И могу твердо сказать, что Россия спокойно переживет эти ограничения, просто найдет другие возможности, рынки и источники поставок.
– А какие последствия будут для Украины?
– Это будет очень серьезный удар по украинской экономике. Так называемый «Клуб сыра» ориентирован на Россию. Доля потребления его продукции внутри Украины — только 20%! А все остальное идет в Россию. Во-вторых, это ударит по производителям сахара, сухого молока. То есть, фактически таким способом будет «выбита» вся пищевая отрасль Украины. Естественно, это плохо отразится на нашей экономике в целом. Будут проблемы со сбытом, неизбежно сокращение производства, безработица, снижение объемов платежей в бюджет и так далее. А в странах ВТО эти рынки насыщены, поэтому они не нуждаются в такого рода украинской продукции. Поэтому, нам ничего не останется, как сокращать эти производства.
– Во всем этом контексте нельзя не учитывать рост цен на газ. Правительство Тимошенко заложило в проект бюджета на 2009 год нынешнюю цену – $179,5 за тыс. кубометров газа, однако очевидно, что цена будет намного выше. По вашему прогнозу, какой будет цена и как это отразится на основных отраслях украинской экономики?
– Понятное дело, что Россия выставит цену намного выше, чем $179,5 за тыс. куб. м. Думаю, что ее мы узнаем ближе к ноябрю-декабрю, как это традиционно происходило раньше. Предполагаю, что стартовая цена достигнет отметки $250-300. Возможно, будет средней — $230. Но не думаю, что она будет больше $400. Во всяком случае, в этом году цена еще не будет 400 долларов! Ведь $400 – это цена для Европы, а $500-600 – цена на газ из Северного моря. Полагаю, что будет учтен фактор транзита, российских интересов в Украине, и чтобы уж совсем не переходить в плоскость «газовой войны», Россия не пойдет на выставление нам цены в $400, а вот $230 – это вполне ожидаемо и нормально.
Хотя и эта цена негативно отразится на нашей химической и металлургической промышленности. Понятное дело, это повлечет рост себестоимости, а значит, снижение прибыли и конкурентоспособности украинской продукции на мировых рынках. Что делать в такой ситуации? Выход, к сожалению, один – внедрять энергосберегающие технологии, о чем говорят все годы независимости. Но, вероятно, пока нам не станет уж совсем плохо, мы так и не начнем их внедрять.
Однозначно можно сказать, что уже с 2009 года будут проблемы у наших экспортеров, которые «съедают» огромное количество газа. Будут снижены платежи в Бюджет, ведь основные бюджетонаполняющие отрасли – химическую промышленность и металлургию – ожидает патовая ситуация. Мировой кризис также негативно ударит по металлургии, ведь уже сегодня по отдельным позициям цена на продукцию этой отрасли снизилась на 40%! По сути, это вдвойне делает нас менее конкурентоспособными на этом рынке.
– Чего в целом ожидать украинской экономике, учитывая политическую нестабильность и возможные досрочные выборы Верховной Рады?
– Ситуация в любом случае будет далеко не радужной. Если бы не было президентских выборов в начале 2010 года, то можно было бы давать нормальный прогноз. То же самое можно сказать, если бы сегодня не было угрозы внеочередных парламентских выборов. К сожалению, у нас выборы определяют экономическую ситуацию. Поэтому, с этой точки зрения, давать позитивные прогнозы не приходится. Одним словом, будет нелегко!
“Росбалт”