Рост молдавского лея по отношению к евро является последствием инфляционной политики, которой уже многие годы никто всерьез не занимался. Об этом говорится в отчёте независимых экспертов, представленном сегодня, 12 сентября, в Кишинёве. По их мнению, высокий курс национальной валюты создается искусственно, чтобы удерживать в узде инфляцию.
«Какой была бы инфляция, если бы курс валюты оставался на уровне прошлого года? Мы бы не избежали 30-40%. Все ждут чудес от Национального Банка. Но не Нацбанк должен творить чудеса. Господин Талмач неоднократно говорил: «Я не могу заставить экономику работать», — отмечает автор исследования, представитель института развития и социальных инициатив Вячеслав Ионицэ.
Августовское увеличение тарифов на газ, воду и канализацию пОдняло уровень инфляции до 6%. Всего за последние 10 лет инфляция в Молдове превысила 200%. Чтобы замедлить этот процесс, государство может в любое время вмешаться в установление валютного курса. Именно поэтому, считают независимые эксперты, молдавский лей так вырос за последнее время. Но решение правительства — временное устранение причины.
«Рост лея не позволяет увидеть реальные последствия проблемы. Высокая инфляция не нагрянула внезапно, это последствие преднамеренных шагов, предпринимаемых в течение долгих лет», -подчеркивает Вячеслав Ионицэ.
Эксперт ссылается на конкретные примеры вмешательства государства в экономику, которые вкупе и привели к сегодняшней ситуации на валютном рынке.
«Никто уже не помнит о том, как простили долги недееспособных экономических агентов в размере 4-х миллиардов леев. За полгода им удалось накопить еще 500 миллионов леев долгов», — поясняет автор исследования.
Отказ властей привести в соответствие с расходами некоторые тарифы, к примеру, тариф на тепло, хотя и косвенно, но тоже влияет на рост инфляции. При этом другие цены, которые не так сказываются на потенциальном электорате, безостановочно растут.
Тем временем, молдавский лей продолжает расти, и сегодня достиг рекордной отметки на внутреннем банковском рынке — 13,5 леев за один евро.