Как сообщает ИА «Лента ПМР» со ссылкой на пресс-службу Президента ПМР, 1 марта Президент встретился с Уполномоченной Федерального министерства иностранных дел ФРГ по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии, спецпредставителем ФРГ по вопросам Приднестровского урегулирования Патрицией Флор и послом ФРГ в Молдове Бертольдом Йоханесом. Немецкая гостья приехала убедить приднестровскую сторону в необходимости возобновления официальных переговоров с Молдовой, так как это, по её мнению, позволит решить проблемы простых людей.
Перед началом работы Президент поздравил гостей с наступившей весной. Далее Игорь Смирнов рассказал об исторической связи наших народов, принёсшей нам взаимное культурное обогащение. Переходя к делам сегодняшним, он отметил, что переговоры не могут вестись в условиях давления на одну из сторон. В частности, он остановился на ситуации во внешнеэкономической деятельности нашего государства. Несмотря на существующие договорённости, мы до сих пор вынуждены платить Молдове за возможность реализации нашей продукции.
«Сейчас за отправку своей продукции мы платим в бюджет Молдовы, которая не имеет никакого отношения к нашим предприятиям. И это называется демократией? Какая-то она у вас странная… Получается, что продукция собственного изготовления удорожается только из-за «помощи» Молдовы. А в целом — это 50 миллионов долларов в год. Нормально? Но, это, я так понимаю, «ормунд» — знаменитый немецкий порядок…» — подчеркнул Игорь Смирнов.
Продолжая разговор о демократических ценностях, Президент напомнил, что у нас 3 официальных языка: «Украинский, молдавский и русский. И знаете, почему официальные? Потому что любой из них имеет право быть государственным, то есть они равнозначны. Поэтому у нас 33 молдавских школы, 27 молдавско-русских, 124 русских и т.д. Вот как нужно прививать любовь к языкам, а не «шмайсерами» и карабинами», — акцентировал внимание Президент.
Кроме того, Игорь Смирнов подчеркнул, что жизнь каждого государства, как и каждого народа по-своему уникальна, и сегодня нельзя с единой меркой подходить ко всем ситуациям. Если в мире провозглашаются демократические принципы, то таковыми они и должны оставаться для всех.
«Вы нам говорите о том, что должен быть только определённый жизненный шаблон. Да не может его быть для всех, и Евросоюз это уже прочувствовал. Тогда почему же вы всем предлагаете «европейские стандарты»? Что это за стандарты? А у нас нормы славянские, российские. И что делать?» Немецкая гостья попыталась на это возразить, отметив, что вопрос этот очень простой: если мы говорим о доступе к еврорынку, то там, по её словам, должны действовать европейские стандарты. Игорь Смирнов согласился с этим, поскольку, покупая нашу продукцию, европейцы учитывают, в первую очередь, экономическую выгоду и наше качество, подтверждённое многочисленными европейскими и мировыми сертификатами. Но этого недостаточно.
«Вы вмешиваете туда политику, заставляете решать наши экономические проблемы через Молдову. А какое она к этому имеет отношение? Мы никогда там не жили. Ещё раз Вам повторяю, у нас раздельные бюджеты, раздельные государства с самого начала распада Советского Союза», — подчеркнул Президент.
Продолжая свою мысль, Игорь Смирнов отметил, что, говоря о Пакте Молотова-Риббентропа, с одной стороны, Европа признаёт его неправомочность, а с другой — заставляет нас его соблюдать, говоря о территориальной целостности Молдовы. Когда в 40-х гг. МАССР присоединили к Бессарабии и создали МССР, то наш народ об этом не спрашивали. Это было решение тогдашнего вождя СССР И.Сталина. Но ведь у Вас в Германии тоже были свои вожди. Однако вы почему-то не придерживаетесь их решений. Нас же заставляете мучиться», — подчеркнул Президент.
Переходя к переговорному процессу, Глава государства отметил, что он должен вестись только на равноправной основе, как подтвердил действующий председатель ОБСЕ Аудронюс Ажубалис, и с учётом ранее подписанных договорённостей, которых более 80-ти.
Продолжая диалог, госпожа Флор озвучила предложение о необходимости продолжения переговоров в разрезе того, что у нас с Молдовой есть общие экономические интересы. На что Президент ей чётко возразил, «что никаких совместных экономических интересов с Молдовой у нас нет. Более того, — продолжил Игорь Смирнов, — сегодня мы конкуренты: и они, и мы производим сельхозпродукцию. А европейские квоты, которые Евросоюз отдал в распоряжение Молдовы, стали инструментом банального экономического шантажа, которым она и пользуется».
В ответ немецкая гостья попыталась убедить Президента в том, что нам придётся с этим работать, потому что «наша территория не будет признана». На прямой вопрос Игоря Смирнов о том, от имени кого она делает подобные заявления, Патриция Флор ответила, что такова, по её мнению, «существующая реальность». На что Игорь Смирнов посоветовал не выдавать желаемое за действительное. На его вопрос: «А верили ли Вы в то, что когда-нибудь станет возможным объединение двух Германий?» — немецкая гостья после длительной паузы ответила: « … долго не верила».
«Так вот, — продолжил Игорь Смирнов, — если вы и дальше будете пытаться соединить две уже несоединимые страны — Приднестровье и Молдову — то вы заложите ещё более мощную бомбу замедленного действия, ведущую к убийству людей. Наш народ понимает, что за право жить надо бороться. Поэтому мы и создали своё государство как самозащиту от национализма. И сегодня необходимы гарантии, достигнутых в ходе переговоров решений».
Во встрече с приднестровской стороны также принял участие министр иностранных дел Владимир Ястребчак.