iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Зам. Председателя РПП «Обновление» Е.Коваль о проблемах АПК и путях их решения

Как сообщает ИА «Лента ПМР» со ссылкой на пресс-службу ВС ПМР, обозначая приоритетные задачи депутатского корпуса 5-го созыва, Председатель РПП «Обновление», спикер республиканского парламента А. Каминский в числе наиважнейших назвал развитие агропромышленного комплекса Приднестровья. С этой целью в структуре Верховного Совета был создан специальный комитет, который возглавил опытный депутат, зам. Председателя партии «Обновление» Е. Коваль. Перед началом весенних полевых работ он дал интервью партийной газете. 

НАШЕ ОБЩЕЕ ПОЛЕ
Земля-матушка, земля-кормилица – словосочетания, ставшие в народе символами. Именно в родной земле каждый из нас черпает силу духа. А если без излишней патетики, то родная земля призвана нас еще и кормить, в буквальном смысле этого слова. Но это при одном наиважнейшем условии – если наша любовь к ней будет ответной.
Говорят, что вторым по значимости «золотым запасом» Приднестровья, после народа, являются наши плодородные почвы. Так почему же с таким национальным богатством абсолютное большинство продуктов питания мы закупаем «за семью морями»? Почему сельское хозяйство республики так и не стало локомотивом экономики и когда может им стать? Что нужно сделать, чтобы себя прокормить, да иностранцев своей агропродукцией порадовать? Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти вместе с заместителем Председателя партии «Обновление, председателем парламентского комитета по вопросам АПК, транспорту, строительству, природным ресурсам и экологии Ефимием КОВАЛЕМ. 

— Как вы оцениваете нынешнее состояние агросектора республики? 

— Все зависит от того с каким периодом сравнивать. Если с советским, когда один Слободзейскйи район только овощей и фруктов производил 250 тыс. т, то нам, конечно, далеко до тех объемов производства. Другой вопрос – необходимо ли это нам сегодня? Если же оглянуться в недавнее прошлое, то налицо поступательное развитие аграрного сектора республики, рост объемных показателей производства сельскохозяйственной продукции. В последние несколько лет доля АПК в ВВП республики увеличилась с 3 до 10%. Вклад аграриев в создание национального богатства мог бы быть большим, если бы у нас была целостная система переработки. 

К сожалению, в республике пока не создана в полной мере технологическая цепочка по выращиванию сельхозпродукции, ее дальнейшей переработке и реализации, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Если молоко и мясо нам есть где перерабатывать, то с переработкой овощей, фруктов, другой полеводческой продукции ситуация напряженная. А ведь торговать готовым продуктом всегда выгодней, чем сырьем, поскольку в распоряжении производителя остается основная доля прибавочной стоимости. 

Более того, мы пока не производим плодоовощной продукции в достаточных для удовлетворения нужд собственного населения объемах. Поэтому перед нами стоит амбициозная задача производить столько овощей и фруктов, чтобы не только сполна и без перебоев удовлетворять внутренний рынок, но и экспортировать плодоовощную продукцию, желательно в переработанном виде, пополняя валютные запасы государства. У нашей сельхозпродукции есть определенные конкурентные преимущества – она экологически чистая и качественная. Поэтому мы обязательно должны найти с ней свою сбытовую нишу. 

— Существуют ли преграды на пути нашей сельхозпродукции за пределы республики? 

— Да, стоит только назвать расходы по двойному таможенному оформлению, что негативно сказывается на цене реализации и соответственно конкурентоспособности нашей аграрной продукции. 

— Что ж мы за страна такая, что прокормить себя сами не в состоянии? 

— Складывается парадоксальная ситуация: наши земли на 97% черноземы, у нас благоприятный климат, давние традиции выращивания плодоовощной продукции и продукции животноводства и их экспорта, но при этом 80% продовольствия мы импортируем, вывозя заработанную нашими экономическими агентами валюту за рубеж. Поэтому хотим мы этого или не хотим, но мы просто вынуждены постепенно реализовывать программу импортозамещения – кормить себя наш аграрный край должен самостоятельно. Необходимо поставить перед собой четкую задачу: каждый год увеличивать объемы производства собственной сельхозпродукции для внутреннего потребления с одновременным сокращением ее импорта. Важным фактором при этом является поддержание паритета цен на ввозные продукты питания и произведенные в республике путем выделения государственных субсидий отечественному производителю. 

— Существует предубеждение, что аграрный бизнес – не для слабонервных, он слишком рискованный…

— Конечно, занятие сельским хозяйством всегда было рискованным, но риски необходимо сводить к минимуму. К примеру, цены на выращиваемое в республике зерно формируются на мировых товарных биржах. Если в 2010-2011 гг. они нам благоприятствовали, то сезоном ранее стоимость зерна была низкой – 60-70 долларов за тонну. Это ниже себестоимости производства как продовольственного, так и фуражного зерна. Сейчас складывается благоприятная ситуация – цены на зерно еженедельно увеличиваются на 2-3%. Если брать в расчет не только хлебопечение, но и производство мяса, молока, то наша потребность в зерне соотносится где-то в пропорции тонна на человека. Это если мы хотим на 100% обеспечивать себя яйцами, мясной и молочной продукцией. Для развития этих отраслей необходимо фуражное зерно. Его переизбыток и невозможность реализовать в определенные годы подтолкнуло аграриев к развитию животноводческой отрасли.

— Статистика свидетельствует, что в основном те, кто занимается сельским хозяйством, концентрируют свои усилия на всего одной отрасли – растениеводстве. С чем это связано?

— В структуре аграрного производства большой объем занимают зерновые и технические культуры. Это вынужденная мера, поскольку это ликвидный товар, пользующийся постоянным спросом, который к тому же есть где длительно хранить. Поэтому и превалируют у нас зерновые 1-й и 2-й группы, подсолнечник, рапс, лен, соя. В последние годы происходит постепенная диверсификация посевных площадей.

Ситуация же с овощами и фруктами несколько иная. Перерабатывающая их база малоемка, а продукция скоропортящаяся. Если же будет на нее спрос, консервные заводы реанимируются, начнут заключать договоры на поставку овощей и фруктов, то я уверен, что в структуре производства плодоовощная продукция займет больший сегмент. 

— Депутатский корпус нового созыва, большинство в котором составляют представители партии «Обновление», в качестве приоритетных направлений законотворческой деятельности определил развитие агропромышленного комплекса. Какие меры, в том числе законодательного характера, необходимо для этого предпринять?

— Законодательная база, регулирующая деятельность предприятий АПК, неоднократно менялась, она работает. Насущной задачей нынешнего периода является подведение законодательной базы под реализацию программы импортозамещения, направленной на поддержку собственного производителя посредством выделения государственных субсидий, бюджетных кредитов. При этом нужно создать условия, в том числе и законодательные, чтобы производителю аграрной продукции был гарантирован сбыт. Это опять же выводит нас на создание замкнутой цепочки «поле (ферма)-переработка-магазин». 

— Чтобы обезопасить себя, сельхозпроизводители могли бы организовать собственное перерабатывающее производство. На мой взгляд, многие из них уже доросли до этого, «налились финансовыми и материальными мускулами»…

… а этот процесс уже начался. К примеру, ООО «Холпарк» (с. Парканы) строит консервный цех для консервации огурцов, томатов, ООО «Фиальт-агро» — мини-перерабатывающее предприятие по мясу. Этот список можно продолжить, хоть он пока не очень длинный. Это свидетельствует о назревшей необходимости инвестиций в перерабатывающую отрасль. Строить объекты переработки необходимо поблизости от их сырьевой базы, и использовать для работы на их производственных мощностях имеющиеся трудовые ресурсы. 

— Аграрии утверждают, что одним из самых трудноразрешимых ими самостоятельно вопросов является получение дешевых долгосрочных кредитов. По Вашему мнению, создание банка сельхозразвития будет способствовать разрешению этой проблемы? И как в связи с этим будет урегулировано дальнейшее существование такой структуры, как фонд государственного резерва?

— Создание специализированной кредитной организации призвано облегчить доступ агропроизводителей к получению кредитов на льготных условиях. Для этого будут использоваться финансовые ресурсы государства и учредителей и акционеров сельхозбанка. Мы надеемся также на поступление финансовых средств, в том числе в виде инвестиций в наш АПК, из-за пределов республики, в частности, России и Украины. 

По моему убеждению, показавший свою эффективность фонд госрезерва должен продолжить работу. Его деятельность позволила на средства российского кредита пополнить сельхозпроизводителям основные средства, в частности, закупить современную, высокоэффективную технику, раскорчевать старые сады и заложить новые. Возвращаемые через него аграриями средства российского кредита в размере 9 млн. долларов опять же выдаются в виде кредитов сельхозпроизводителям. Эти финансовые потоки прозрачны и контролируемы.

В рамках действующей в настоящее время государственной программы стабилизации и развития АПК было произведено списание пени и штрафных санкций, реструктуризированы долги сельхозпроизводителей. Помощь государства аграриям заключается и в снижении налоговой нагрузки на тех, кто ведет свой бизнес на земле. Бюджетные средства выделяются также на проведение фитосанитарных и ветеринарных мероприятий. Республика взяла на себя покрытие 2/3 банковской ставки рефинансирования. В этом же ряду – установление нулевой ставки на экспорт сельхозпродукции, а также импорт семян, жесте- и стеклотары для собственных технологических нужд. Это колоссальная помощь, оказанная агропромышленному комплексу государством в рамках существующих бюджетных возможностей.

— Одной из тем, на базе которых оппонируют властям оппозиционные силы, является распаевка земель и получение дивидендов владельцами паев. Каким образом, предполагается решить эту проблему? 

— Идея была благая – закрепить на земле сельского труженика, чтобы он почувствовал себя настоящим хозяином. Сложилось так, что часть обладателей паев вышли из состава СКП и ПСК, впоследствии обанкротившихся, и начали хозяйствовать самостоятельно, часть – осталась. Но земля была закреплена за ними лишь на бумаге. Желание одним скачком решить проблему в итоге ни к чему хорошему не привело. Впоследствии пустовавшие земельные наделы (до 50% земель сельскохозяйственного назначения не обрабатывалось) государство было вынуждено передавать в долгосрочное пользование в расчете на их возделывание теми, кто желал, а главное, был в состоянии этим заниматься, имел соответствующие материальные и финансовые ресурсы для их вложения в ведение аграрного бизнеса. 

Еще в прошлом созыве Верховного Совета была внесена законодательная инициатива, направленная на разрешение сложившейся ситуации. Ее готовы обсуждать и исполнительные структуры республиканской власти. Суть инициативы в гарантированной возможности и необходимости сдачи паев их владельцами землепользователям (хозяйствующим субъектам) и получения на них дивидендов от их хозяйственной деятельности. Звучат также предложения о выплате нынешними землепользователями материальной компенсации обладателям земельных паев. Все эти предложения нужно обсуждать в формате совместной рабочей комиссии. 

— В последнее время одной из самых обсуждаемых тем является структура управления сельскохозяйственной отраслью. Функции управления сферой сельского хозяйства разделены между республиканскими и местными органами исполнительной власти. Нужно ли нам министерство сельского хозяйства? И каким, на Ваш взгляд, должно быть управление АПК республики?

— Я твердо убежден в необходимости функционирования отраслевого министерства. У государства должно быть стратегическое видение развития отрасли сельского хозяйства. Аграрная политика должна осуществляться из единого центра управления, единого координирующего органа государственной власти, а не как сейчас, когда часть полномочий передана главам госадминистраций, часть – министерству экономики, часть – министерству здравоохранения и социальной защиты. 

— Какие еще меры необходимо предпринять, чтобы развитие АПК республики приняло поступательный характер?

— Актуальной задачей является расширение производственных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, о чем мы уже говорили.

В восстановлении нуждается и мелиоративная система республики. На это также выделяются бюджетные средства. Без полива, чтобы мы не задумывали, реализовать не удастся. В нынешних условиях зависимость от погодных условий является для нас непозволительной роскошью. Соблюдение агротехнических параметров напрямую зависит от внедрения энергоресурсосберегающих технологий полива (например, капельное орошение).

В каждом районе функционируют специализированные мелиоративные предприятия. Реконструкция мелиоративной сети в том же Слободзейском районе позволит увеличить полив на площади в 5 тыс. га. Важно еще, что стоимость кубометра предназначенной для полива воды имеет одну стоимость, вне зависимости от того близко или далеко находятся поливные площади от Днестра. 

Необходимо оказать государственную поддержку и животноводческой отрасли для насыщения внутреннего рынка собственной продукцией. 

— Раньше развитие объектов социальной сферы сельских населенных пунктов практически целиком зависело от финансового состояния колхозов и совхозов. Сейчас их нет. Кто взял на себя заботу об их функционировании?

— На местном уровне социальная сфера, в том числе сельских населенных пунктов, находится в ведении глав государственных администраций. Проблем здесь немало – и с уличным освещением, и с состоянием дорог, водопровода, и функционированием фельдшерско-акушерских пунктов, детских садов. Чтобы улучшить социальную инфраструктуру села необходимо разрабатывать и целенаправленно реализовывать соответствующие программы по реконструкции ее объектов. Это крайне необходимо для приостановки оттока трудовых ресурсов из сельских населенных пунктов. А людские руки понадобятся, если мы начнем более интенсивно заниматься овощеводством, виноградарством, садоводством, переработкой сельхозпродукции. 

Может быть, с целью содержания объектов соцкультбыта в надлежащем состоянии необходимо будет ввести дополнительный налог для землепользователей. Однозначно то, что поддержание объектов социально-бытового и культурного сектора на селе должно стать общегосударственной задачей. Аграрии же должны заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Вместе с тем никто не возбраняет им заниматься благотворительностью и меценатством за счет полученной прибыли. Но, к сожалению, таких случаев немного. Мотивация при этом однозначная – «я плачу налоги, пусть государство на них и содержит социальную сферу». 

— На ваш взгляд, за какими формами хозяйствования на земле будущее? 

— Всякие формы хозяйствования на земле пригодны к использованию в наше время и в наших условиях – от крупных агрохолдингов до небольших крестьянских и фермерских хозяйств. На этой ниве всем работы хватит, и каждый способен занять на этом рынке свою нишу. Конечно, при этом у каждого будет и своя специфика, во главу же угла должна быть поставлена экономическая целесообразность, иными словами – выгодно, не выгодно. 

С. ХОХЛОВ.
Языком цифр. В Приднестровье производится зерна, в зависимости от особенностей каждого года, от 260 до 300 тыс. т.
На нужды хлебопечения населению республики необходимо около 80 тыс. т. продовольственного зерна. 
Общий оборот сельскохозяйственной продукции составляет в республике 260 млн. долларов. Из них на 30 млн. долларов продукции мы вывозим и на 230 миллионов – ввозим.