Итак,
в Молдове за год до очередных парламентских выборов произошла смена
кабинета министров. Василий Тарлев подал в отставку, уйдя по
собственному желанию с поста премьер-министра. Хотя, учитывая тот факт,
что В.Тарлев всегда безоговорочно выполнял все указания президента
В.Воронина, не смея ни в чём перечить ему, то очень трудно представить
себе, что В.Тарлев сам принял решение о своей отставке. Несомненно, он
получил такое указание или, по крайней мере, благословение от своего
патрона и хозяина В.Воронина. Вопрос в другом, почему именно сейчас
В.Воронин решил перетасовать колоду чиновников, назначив на пост
Премьер-министра страны Зинаиду Гречаную. Да, у неё имидж хорошего
профессионала, обладающего достаточным административным опытом и
хорошая репутация.
Но, учитывая тот факт, что ещё в
бытность свою министром финансов Республики Молдова, на совместных
заседаниях комиссии Парламента Республики Молдова и Народного Собрания
Гагаузии г-жа Гречаная яростно выступала против неукоснительного
исполнения норм закона РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз
Ери)», считая данный закон неправильным. Она заявляла нам, членам
комиссии, что якобы при неукоснительной реализации норм Уложения
(Основного закона) Гагаузии и закона РМ «Об особом правовом статусе
Гагаузии (Гагауз Ери), неминуемо возникнет ситуация, что народ Гагаузии
будет жить лучше, чем всё остальное население Молдовы.
А ведь
речь на комиссии шла всего-навсего о необходимости строгого и
неукоснительного соблюдения и исполнения всеми органами власти и
управления Республики Молдова только лишь одной статьи. Статьи 80
Уложе6ния (Основного закона) Гагаузии и ст.18 закона РМ «Об особом
правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), предусматривающих формирование
бюджета Гагаузии из всех видов платежей, установленных
законодательством Республики Молдова и Гагаузии, и его взаимоотношение
с бюджетом Молдовы. Не думаю, что за прошедшее время взгляды и подходы
к решению проблем Гагаузии у г-жи З.Гречаной претерпели кардинальные
изменения в лучшую сторону.
На мой взгляд, для Гагаузии эта
смена Председателя Правительства Молдовы ничего хорошего не принесёт.
Новый Премьер-министр также будет неукоснительно выполнять указания
президента В.Воронина и его ближайшего окружения, как и В.Тарлев.
А
отношение В.Воронина к Гагаузии общеизвестно: на словах усердно ратует
за безусловное и неукоснительное исполнение всех норм закона о Гагаузии
и о соблюдении её прав и полномочий. А на практике делается всё, чтобы
лишить Гагаузию её прав и полномочий, сравняв их с правами и
полномочиями обыкновенной административно-территориальной единицы
Молдовы, с последующей ликвидацией и аббревиатуры самой автономии.
Ведь будучи министром финансов и участвуя в работе парламентских
комиссии Молдовы и Гагаузии, г-жа З. Гречаная всегда соглашалась с
мнением и высказываниями Вадима Мишина, тогда вице – спикера Парламента
РМ. А с мнением и пожеланиями президента В.Воронина и его ближайшего
окружения она и подавно будет соглашаться и неукоснительно исполнять
их.
Конечно, возникает много вопросов и предположений, почему
именно сейчас председатель ПКРМ и президент Молдовы В.Воронин дал
команду своему протеже В.Тарлеву «уйти по собственному желанию в
отставку». Ведь в Молдове официально объявлено, что в начале апреля
сего года Молдову с визитом посетит Председатель Правительства РФ г-н
Зубков, сам В.Воронин дал интервью о своей готовности к возобновлению
переговорного процесса по урегулированию молдо-приднестровского
конфликта и заявил, что выступает за скорейшее его возобновление. И в
этой ситуации лица, которые участвовали в переговорном процессе со
стороны Молдовы, отправляются в отставку.
Это может
свидетельствовать только о том, что президент Молдовы В.Воронин, на
словах ратуя о скорейшем возобновлении переговоров и его готовности
сесть за стол переговоров со своим визави,- президентом ПМР
И.Смирновым, на самом деле не готов к переговорам на равных и поэтому
затягивает этот процесс. Свидетельством тому, на мой взгляд, служат и
сами высказывания г-на В.Воронина. Он, за последнее время, уже не раз
заявляет о том, что переговоры будут вестись только на основе закона РМ
принятого Парламентом Молдовы в 2005 году «Об особом правовом статусе
Приднестровского региона». Как известно, этот закон был принят без
согласования и участия представителей Приднестровья и, по сути,
является мёртворождённым законом. Заявлять о том, что переговоры будут
вестись только на основе указанного закона, на практике означает только
одно,- что эти переговоры только начавшись, должны быть загнаны в тупик
и прекратятся. Другого не дано. Ибо, во-первых, приднестровская сторона
обоснованно настаивает, а страны гаранты согласны с тем, что в
переговорах должны участвовать две равноправные стороны. И страны
гаранты согласятся с тем, о чём договорятся две стороны переговорного
процесса, о чём они не раз заявляли.
Во-вторых, переговоры об
урегулировании молдо-приднестровского конфликта не могут вестись на
основе вышеуказанного закона, принятого Парламентом Молдовы, по той
простой причине, что это уже не будут переговоры равноправных
участников переговорного процесса. В этом случае это не будут переговор
как таковые, а будут обсуждаться условия ликвидации
государственно-правовогого образования ПМР в пользу унитарного
молдавского государства в рамках, очерченных законом, принятым
Парламентом Молдовы. Убеждён, народ Приднестровья НИКОГДА не согласится
с такой постановкой вопроса, кто бы ни пытался навязать им такие
условия. И дело не в том, кто именно сейчас олицетворяет и представляет
высшую исполнительную или законодательную власть в Приднестровье. Об
этом свидетельствует волеизъявление граждан Приднестровья, выраженное
ими на общереспубликанских референдумах.
Это является слишком
серьёзным и весомым аргументом в пользу сохранения государственности
Приднестровья. Поэтому, волеизъявление граждан Приднестровья придётся
учитывать всем заинтересованным сторонам, в том числе посредникам и
гарантам переговорного процесса. Ведь одним из аргументов, почему США и
западные страны признают Косово, как независимое государство, является
именно тот факт, что ими учитывается волеизъявление албанского
населения Косово. Об этом представители Госдепа США не раз объявляли
официально.
Кроме того, патологическое непостоянство и
лживость нынешнего правящего псевдо коммунистического режима Молдовы,
которому потакает политическая элита Молдовы своим молчанием и
всетерпением, даёт основание сомневаться в искренности высказываний и
намерений президента Молдовы В.Воронина и не доверять ему.
Тем
более, что г-н В.Воронин даже в своём интервью газете российской
«Коммерсантъ», где он озвучивал свои предложения о возобновлении
переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию, умудрился нагло и
цинично соврать, умышленно введя в заблуждение не только граждан
России, но и самой Молдовы. И, хоть газетное интервью – это не
официальный документ, но оно всё же характеризует человека и, как
говорится, проверяет на вшивость. Как известно, в 2004 году Парламентом
Молдовы был принят закон, согласно которому все приватизационные акты,
совершенные с приднестровской собственностью без ведома и согласия
Молдовы, признаны недействительными. Следовательно, не признаются права
и российских бизнесменов, которые приобрели в Приднестровье
собственность, участвуя в приватизационных мероприятиях. Этот закон до
сих пор не отменён и имеет юридическую силу на территории Молдовы.
Но,
г-н В.Воронин, не моргнув глазом, соврал корреспонденту российской
газеты, что данный закон в Молдове отменён, хотя по сей день его никто
и не думает отменять. Поэтому вполне возможно предположить, что,
отправляя правительство В.Тарлева, имеющее полную поддержку в
Парламенте страны, в отставку именно сейчас, без всяких видимых на то
причин, нынешний тоталитарный режим В.Воронина может в ближайшие месяцы
списать на него немало грехов.
Вполне возможно, что В.Воронин,
назначая Премьер-министром правительства Зинаиду Гречаную, хочет
показать России, что он в дальнейшем будет вести другую, пророссийскую
политику, в том числе и более гибкую политику в навязываемых
Приднестровью переговорах, по урегулированию молдо-приднестровского
конфликта. Хотя от воли и желания какого бы то ни было Премьер-министра
в нынешней Молдове ничего не зависело и не будет зависеть. На мой
взгляд, смена Правительства В.Тарлева на Правительство Зинаиды Гречаной
не связано и с подготовкой к выборной кампании 2009 года. Проверенный и
лояльный во всём лично В.Воронину Василий Тарлев в этой роли пригодился
бы больше. Нельзя исключать и тот факт, что при смене правительства
В.Воронин без шума избавится от неугодных лично ему министров, в том
числе и от министров-коммунистов. Время покажет.
Но одно
совершенно ясно. Президенту Молдовы В.Воронину удаётся в очередной раз
ввести в заблуждение и обмануть руководство России своими сладкими,
ничего не обязывающими обещаниями, в том числе, и о постоянном
нейтралитете Молдовы, и о её отказе от вступления в НАТО. И по всему
видно, что Россия в очередной раз наступает на одни и те же грабли.
Выступления в средствах массовой информации руководителей парламентских
комиссии Госдумы РФ,- Маргелова и др., с пафосом говорящих о том, что
президент Молдовы повернулся лицом к России, являются ярким
свидетельством тому. Ведь совершенно очевидно: коль Молдова, являясь по
Конституции нейтральным государством, позволяет себе иметь особые
партнёрские отношения с военно-политическим блоком НАТО, перевооружать
свою армию по стандартам НАТО, открывать офисы НАТО в Молдове, а
военный аэродром в Маркулешатах, по сути, отдан в безраздельное
пользование спецам НАТО, то подпиши она ещё сколько угодно документов о
своём нейтральном статусе, то всё равно их не будет соблюдать. Тем
более, что через год в Молдове к власти придут другие, которым будет
совершенно наплевать на то, что обещал и подписал В.Воронин и его
кампания. Они будут действовать по принципу: Молдова независимая и
самостоятельная страна и поступает так, как ей выгодно. Это и не
скрывают друг, компаньон и союзник В.Воронина, лидер ХДНП Ю.Рошка, а
также его последователи. Тем более есть у кого поучиться…
В
своё время и представители США, и представители НАТО давали клятвенные
обещания руководству СССР и России, что после объединения Германии НАТО
не будет расширяться на Восток,- не сдержали слово; что не будут
размещаться военные подразделения и базы НАТО на территориях вновь
вступивших членов,- не сдержали слово: в Болгарии и Румынии уже
размещены по одной базе НАТО по 5 тысяч штыков каждая. На самом высоком
уровне дискутируется вопрос о приёме Грузии и Украины в члены НАТО и
т.д. И Россия всё это терпит…
Поэтому, если в очередной раз
Молдова «кинет» Россию, то, на мой взгляд, удивляться этому не стоит. А
всем сторонам, так или иначе втянутым в разрешение
молдо-приднестровского конфликта, следует хорошенько задуматься над
поговоркой: «Мы имеем то, чего мы сами стоим».
Председатель
Независимого правозащитного и информационно – аналитического Центра
Иван Бургуджи