Приднестровский участок железной дороги соответствует всем международным техническим требованиям и готов к немедленному пуску дизель-поезда «Кишинев-Одесса». Об этом заявили европейские эксперты в области железнодорожного сообщения, которые на днях завершили свой визит в непризнанную республику. Главной их задачей было обследование инфраструктуры приднестровской железной дороги. За три дня своей работы в Приднестровье специалисты Евросоюза проверили буквально каждый винтик на станциях Бендеры, Тирасполь и Новосавицкая. Никаких нарушений, препятствующих возобновлению полноценного пассажирского сообщения на этом отрезке пути, ими выявлено не было. Это зафиксировано в итоговом акте технической инспекции, подпись под которым поставили представители Украины и, самое главное, Молдовы.
Ранее официальный Кишинев неоднократно заявлял о невозможности обеспечения безопасности движения на неконтролируемом им участке Бендеры-Кучурган. Этот предлог с 2006 года активно использовался руководством Молдавской железной дороги для блокирования пассажирского сообщения через Приднестровье.
Подобные утверждения уже неоднократно опровергали украинские эксперты, которые постоянно проводят обследование этого отрезка при помощи специального путеизмерительного вагона-лаборатории. Последний раз такая процедура выполнялась в феврале. Ее результаты удивительным образом совпали с данными молдавских железнодорожников, которые накануне визита европейских специалистов были допущены на территорию Приднестровья для проведения аналогичных действий. В прошлом году на поддержание собственной инфраструктуры в работоспособном состоянии приднестровские железнодорожники потратили два с половиной миллиона долларов.
Что касается самого дизель-поезда, который не так давно курсировал по маршруту Кишинев-Одесса, то его техническое состояние оставляет желать лучшего. Выпущенный в 1985 году, он устарел морально и физически. «Однако это не проблема»,- считает глава делегации европейских экспертов, начальник железнодорожной инспекции министерства сообщения и коммуникаций Литвы Стасис Песликас. По его мнению, подвижной состав, на крайний случай, можно и арендовать. «Главное – найти точки соприкосновения и запустить, наконец, движение пассажирских поездов по приднестровскому участку пути», – убежден специалист Евросоюза. А для того, чтобы это мероприятие приносило практическую пользу сторонам, а не было каким-то политическим проектом, европейские железнодорожники рекомендуют увеличить скорость на участке Бендеры-Кучурган и упростить процедуру прохождения пограничного контроля. Последнее предложение Кишинев и Тирасполь планируют обсудить на встрече профильных экспертных групп.
За первым практическим шагом Евросоюза в оказании помощи Кишиневу и Тирасполю должен последовать следующий. Им станет создание некой независимой европейской фирмы, которая будет посредником между приднестровскими и молдавскими железнодорожниками. О каких-то временных рамках ни одна из заинтересованных сторон говорить не отваживается. Гарантировать успех этого мероприятия тоже пока никто не берется. И на то есть причины. В ходе первого дня визита специалистов ЕС в Бендеры заместитель начальника Молдавской железной дороги Валерий Константинов заявил, что безопасность движения может быть обеспечена только в том случае, если приднестровские железнодорожники пройдут аттестацию в Кишиневе. В свою очередь, в Тирасполе поспешили сообщить, что это невозможно.
Приехали…