На минувшей неделе в Комрате прошло специальное заседание высшего законодательного органа Гагаузии, посвященное пятнадцатой годовщине создания на Юге страны административно-территориального образования (АТО) Гагауз Ери. Участвующие в мероприятии депутаты НС всех созывов и руководители исполнительных структур управления, среди которых были два бывших башкана автономии Георгий Табунщик и Дмитрий Кройтор и действующий глава края Михаил Формузал, приняли Резолюцию. В документе, где указан, как положительный для всего мирового опыта пример заинтересованной деятельности Кишинева и Комрата в решении сложнейшего территориально-этнического вопроса, отмечается и большой круг нерешенных задач, тормозящих развитие региона в составе РМ.
В нем указано, в частности, что Молдова не стала гарантом безусловной реализации условий функционирования автономии, а «за прошедший период со дня принятия закона РМ «Об особом правовом статусе Гагауз Ери» не в полной мере нашел свое достойное место в правовом поле РМ». «В Конституции Молдовы, – говорится далее в резолюции, – отсутствует важное положение, регламентирующее право народа Гагаузии на свое внешнее самоопределение». Одобрив в целом «плодотворную деятельность Народного Собрания» АТО, авторы документа предложили парламенту страны ряд тем, которые, очевидно, вызовут заметное замешательство в Центре и могут при определенных условиях спровоцировать очередной виток напряженности на Юге. К этим условиям наблюдатели НИКА-пресс относят и предстоящие в декабре будущего года выборы главы автономии.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Есть в завершающей части резолюции два задиристых пункта. Объявить 14 декабря – день проведения специального заседания НС – Днем единения политических сил Гагаузии, а 19 августа – Днем единства народа Гагаузии.
Объяснимся. Предложение закрепить, а, возможно, и торжественно отмечать День единения политиков-южан лишь со стороны кажется очередной гагаузской блажью. Провинциалы особенно любят праздники и с особым размахом отмечают свое, исконное и принадлежащее только им. Как, скажем, гагаузы отмечают национальный праздник Касым (что-то наподобие дня урожая) – так позавидовала бы их страстям вся советская власть, порой с трудом выгонявшая на площади нетрезвых граждан для участия в демонстрациях по случаю очередных революционных годовщин или 1 мая.. Здесь же случай особый. Буквально месяц-два назад в самом Народном Собрании неистово бурлили политические группы (коммунисты и «народные патриоты), готовые ради достижения своих целей своротить все, что попадется под руки. Постоянное напряжение в отношениях между Исполкомом и конфликтующими между собой законодателями рождало скользкие слухи то о неизбежной отставке башкана Формузала, то о досрочном роспуске НС. А в середине лета 2008 года, когда законодатели не могли выбрать своего председателя, народ выходил с плакатами «Долой», «Руки прочь…», «Автономия в опасности»…
19 августа – день провозглашения непризнанной Гагаузской республики в крае отмечали всегда. Бывало и подпольно. Теперь вот есть желание сделать День единства. В задумке кроется существенная часть «гагаузской идеи»: автономия состоялась только потому, что четыре года существовала непризнанная ГР, лидеры которой приложили немало усилий, столько же здоровья и даже жизней, чтобы гагаузы, наконец, обрели покой в признанном состоянии. Это еще и очередной намек (который уже по счету за пятнадцать лет) Центру: не надо слать депеши дипломатам, аккредитованным в РМ, и приглашенным властями АТО на торжества 19 августа, и пугать их отсутствием гарантий безопасности – особенно по дороге среди Буджакской степи. Не надо Кишиневу и пугаться тех дат и вех, которые являются частью современной Молдовы, и предлагать гагаузам, чтобы они забыли начало 90-х как короткий страшный сон, так считают нынешние власти автономии, заявившие о своем единстве.
Есть еще одно обстоятельство, позволяющее по достоинству оценить, во-первых, истинную суть инициатив резолюции, во-вторых, понять, что в крае начинаются процессы, способные повлиять на развитие общественно-политической ситуации во всей стране. Участвовавшие в работе над документом три башкана АТО – чиновники разных времен, разных поколений, разных идеологических убеждений (Табунщик – красный выдвиженец, Кройтор – плод деятельности молдавских демократов конца 90-х, Формузала – один из ярких сторонников «национальной гагаузской идеи», приведенный на высший пост «народными патриотами» и пришедшими к власти в 2006 году на резких антикоммунистических настроениях в крае), однако все они, судя по той же резолюции, сказали: Гагаузия вместе с Молдовой и в составе ее достойна лучшей жизни.
РМ. Напомним, что события в АТО 2001-2002 годах, до сих пор имеющие на себе позорное пятно коммунистического переворота и до сих пор не проясненное до конца с юридической точки зрения, начались с того, что Комрат потребовал от Кишинева: выполняйте, господа, свои же законы! Тогда коммунистические власти страны включились в борьбу «с новым гагаузским сепаратизмом» со знанием дела и, как всегда, опозорились. Уголовные дела, возбужденные против большой группы комратских чиновников, как представляется, до сих пор не закрыты, а если и закрыты, то со странными формулировками «в связи с изменившейся общественно-политической обстановкой».
Из резолюции специального заседания НС от 14 декабря 2009 года:
Просить Парламент Республики Молдова:
– внести в Конституцию Республики Молдова положение части (4) статьи 1 закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» в части права народа Гагаузии на внешнее самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства;
– внести в статью 111 Конституции Республики Молдова дополнение о том, что Народное Собрание Гагаузии – это представительный и законодательный орган автономно-территориального образования Гагаузии; статус депутата Народного Собрания Гагаузии максимально приблизить к статусу депутата Парламента Республики Молдова.
– внести изменения и дополнения в Конституцию Республики Молдова по конституционному закреплению ключевых положений закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» с учетом рекомендаций Венецианской Комиссии Совета Европы от 21 августа 2002 года; Европейской Комиссии за демократию через право от 8-9 марта 2002 года;
– принять закон о разграничении полномочий между центральными органами власти Республики Молдова и АТО Гагаузия;
– предоставить Гагаузии квоту на представительство во всех ветвях центральных органов власти Республики Молдова;
– утвердить Главу (Башкана) Гагаузии в должности вице-премьера Правительства Республики Молдова;
– назначать в посольства и консульства Республики Молдова представителей Гагаузии в рангах советников, по представлению Народного Собрания Гагаузии;
– закрепить право Гагаузии на внешнеэкономическую деятельность и участие автономии в кредитно-финансовой политике Республики Молдова;
– обеспечить своевременное рассмотрение законодательных инициатив Народного Собрания Гагаузии и принять меры по их безусловному выполнению;
– создать двустороннюю комиссию по формированию судебной системы Гагаузии (Гагауз Ери);
– включить представителей Народного Собрания Гагаузии в состав специальной комиссии по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова;
– в связи с 15-летием со дня принятия Парламентом Республики Молдова закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» прекратить все преследования и возбужденные против Ивана Георгиевича Бургуджи уголовные дела с целью предоставления ему возможности возвращения на историческую родину;
– провести специальное заседание Парламента Республики Молдова с участием депутатского корпуса Народного Собрания Гагаузии и международных правовых организаций с повесткой дня: «О выполнении закона Республики Молдова №344-XIII от 23 декабря 1994 года «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».
Документ направлен в парламент, правительство и президенту РМ, а также во все дипломатические миссии и международные правовые организации, аккредитованные в РМ.
НИКА-пресс