iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Дмитрий Медведев: Россия должна восстановить статус ведущего экспортёра продовольствия в мире

Президент России поручил определить стратегические приоритеты в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности, продолжить реализацию мер, обеспечивающих государственную поддержку производства и экспорта отечественной сельхозпродукции, разработать основы государственной политики использования земельных ресурсов, в срок до 1 апреля 2010 года подготовить пакет документов для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

У нас сегодня на рассмотрении заседания Совета Безопасности Доктрина продовольственной безопасности. Я надеюсь, что этот документ будет носить вполне практический характер и будет одним из способов реализации Стратегии национальной безопасности на период до 2020 года, который был недавно мною утверждён. Я надеюсь, что Стратегия и Доктрина будут служить решению целого ряда практических задач: и в области обеспечения доступности продовольствия, усиления контроля за безопасностью пищевых продуктов, и вообще решению в целом задач обеспечения нормального продовольственного снабжения в нашей стране.

Современное мировое сообщество обеспокоено вопросом глобальной продовольственной безопасности. Эта тема появилась не сегодня, а некоторое время назад, и практически на любом форуме этот вопрос рассматривается как один из самых приоритетных. По оценке международных экспертов, если население голодает в течение двух и более поколений, а эта ситуация на самом деле достаточно характерна для целого ряда стран, то наступают процессы физиологической и интеллектуальной деградации на генном уровне.

Мировые тенденции таковы, что стратегическое значение продовольствия сегодня абсолютно сопоставимо с финансовым ресурсом и с энергетической безопасностью. Именно, кстати, поэтому мы и рассматриваем этот вопрос на заседании Совета Безопасности.

Современная Россия должна в полной мере использовать свой уникальный аграрный потенциал, обеспечивая себя не только основными видами продовольствия, но и, будем надеяться, восстановив в определённый период статус одного из ведущих экспортёров продовольствия в мире.

Напомню цифры, которые, я уверен, вы и без меня неплохо знаете. На долю России приходится 9 процентов запасов мировой пашни, 52 процента чернозёмных почв, 20 процентов запасов мировой пресной воды. Это впечатляющие цифры. В то же время удельный вес нашей продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мал. Например, по молоку – это пять процентов, а по мясу – два процента.

Тем не менее благодаря работе и в рамках национального проекта и Государственной программы развития АПК, а также предпринятым в последнее время антикризисным мерам, отечественный агрокомплекс показал в этом году один из наилучших результатов среди отраслей нашего хозяйства. И это на самом деле медицинский факт. Нам удалось сдержать рост цен на продовольствие, что, вне всякого сомнения, является частью наших социальных обязательств. Сегодня зафиксирован устойчивый рост производства основных видов продовольствия. При этом Россия до сих пор не вышла на рекомендуемый медиками уровень потребления гражданами основных пищевых продуктов. И даже нынешний уровень потребления, который, конечно, гораздо лучше и выше, чем был, скажем, в 90-е годы, достигнут в значительной степени за счёт импорта.

Кстати, обеспеченность продуктами питания по отношению к рекомендуемым нормам их потребления у нас не такая хорошая, как можно себе было бы представить, в условиях вполне насыщенного рынка и неплохих результатов аграрной политики. У нас по мясу и молоку эта обеспеченность ниже на 25 процентов, по рыбе – на 45 процентов, по овощам – на четверть.

Для того чтобы кардинально изменить ситуацию, нужны не фрагментарные, а системные меры, чтобы продовольственные ресурсы страны формировались в основном на базе продукции отечественного производства. Мы должны определиться и с количественными и качественными критериями обеспечения продовольственной безопасности нашей страны, должны заранее прогнозировать риски и предотвращать возможные угрозы: как внешние, так и внутренние.

Что предстоит сделать в первую очередь? Во-первых, Правительству необходимо начать мониторинг состояния продовольственной безопасности и в целом по стране, и в регионах, и на самом деле и в сопоставлении с основными государствами – поставщиками продовольствия, потому как даже с учётом кризиса мы договаривались о контроле за наиболее важными макропроцессами. Обеспеченность продовольственными продуктами – это один из краеугольных элементов безопасности в целом.

Во-вторых, нам нужно внедрять рациональные нормы продовольственного потребления, нормы, которые отвечают современным физиологическим требованиям здорового питания. У нас, кстати, есть такие нормы – разработанные и действующие сейчас нормы школьного питания. Это уже современные нормы, потому что мы ими занимались в последнее время. Правительству необходимо подготовить соответствующие документы до 1 апреля 2010 года.

В-третьих, нам необходимо заняться – по-настоящему заняться – законодательной базой земельных отношений. Действующая законодательная база (это всем хорошо известно) создаёт благодатную почву для многочисленных правонарушений. Как результат мы получаем неконтролируемое, нерациональное использование сельхозугодий. Расчёт здесь понятный.

Напомню, ещё в 2002 году Правительству давалось поручение провести работу по оценке кадастровой стоимости сельхозземель. Это поручение, кстати, так и осталось невыполненным. В октябре этого года мною были даны поручения разобраться с неэффективными собственниками земель сельхозназначения и проанализировать ситуацию с невостребованными земельными паями. Эту работу нужно ускорить и принять все необходимые законодательные акты по этому вопросу. При этом особо учесть такие аспекты, как сохранение плодородия почв, повышение ответственности за порчу земель. В этой связи я поручаю разработать и внести в установленном порядке основы государственной политики использования земельных ресурсов, которые будут учитывать все эти задачи. У нас сегодня свыше 30 миллионов гектаров земель сельхозугодий не используется. 30 миллионов! А за последние десятилетия в целом посевная площадь сократилась более чем на треть.

Ещё одна серьёзная проблема связана с развитием пищевой и перерабатывающей промышленности. Мы активно занялись этой темой на начальной стадии реализации национального проекта в области АПК, но сделано ещё пока совсем недостаточно. К примеру, именно отсутствие системы первичной переработки мяса приводит к тому, что большинство мясоперерабатывающих предприятий используют преимущественно импортное сырьё, а стандарты качества импортного мяса пока значительно превышают российские. Здесь тоже нужно определиться со стратегическими приоритетами развития пищевой и перерабатывающей промышленности и назвать чёткие индикаторы и конкретные инструменты содействия развитию этой отрасли, в том числе и рассмотреть возможность государственной поддержки переработчиков пищевой промышленности.

Со следующего года Россия становится участником Таможенного союза. Для нашего аграрного сектора открываются новые возможности. Но, как обычно в такой ситуации и бывает, при появлении новых возможностей открываются и новые риски. Я поручаю продолжить реализацию мер, которые обеспечивают поддержку производства и экспорта отечественной сельхозпродукции, а также продукции, создаваемой из водных биологических ресурсов с высоким уровнем добавленной стоимости.

Особое внимание нужно обратить на рычаги таможенно-тарифного регулирования и на роль государственных закупочных интервенций и залоговых операций.

Особо подчеркну необходимость снижать издержки, используя самые передовые технологии, внедрять современные бизнес-технологии в управление и в принципы хозяйствования. В связи с этим необходимо подготовить предложения по стимулированию исследований и освоению прогрессивных технологий – как наших, так, естественно, и иностранных, – по совершенствованию системы обучения этим технологиям.

И, наконец, мы должны активнее участвовать в инициативах в рамках глобального международного партнёрства в сфере продовольственной безопасности. Мы в этом году провели целый ряд важных мероприятий, в том числе и Международный зерновой форум. Это было полезное мероприятие, участвовало большое количество иностранных государств. Необходимо по-настоящему продвигать и поддерживать тех, кто использует современные технологии, применяемые в сельском хозяйстве.

Уважаемые коллеги! От обеспечения продовольственной безопасности сегодня прямо зависит и социальная стабильность в нашей стране. Поэтому обсуждаемая сегодня Доктрина имеет абсолютно яркую и значимую социальную направленность – это для всех очевидно. Развитие сельских территорий, обеспечение благосостояния живущих там граждан должно быть в числе самых значимых результатов запланированных преобразований.

Пресс-служба Президента России