iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Концепция внешней политики – не предмет для торговли

Член парламентской фракции от Демократической партии Олег Серебрян считает, что среди первоочередных документов, разрабатываемых и подготавливаемых к  слушаниям в высшем законодательном органе страны, будет и проект Концепции внешней политики. Как он отметил в беседе с корреспондентом НИКА-пресс, внешняя, да и внутренняя жизнь любой страны, не имеющей в своем активном багаже подобного документа, где определены цели и идеология взаимодействия с другими странами и союзами стран, так или иначе обречена на двусмысленные интерпретации и противоречащие друг другу оценки. В случае с Молдовой, где проект такого важного документа был лишь заявлен, но ни разу не обсужден, и страна жила по устаревшим текстам, ничего смертельного не произошло, сказал депутат, однако положение дел воспринималось как некая нерешительность официального Кишинева, что в свою очередь накладывало на его зарубежные контакты нежелательные отпечатки.

Серебрян предположил, между тем, что Концепция, предложенная вниманию парламента, избранного 29 июля 2009 года, учтет некоторые принципиальные положения, содержащиеся в молдавском документе от 1994 года, а также в проекте, разработанном в начале 2005 года, но по  мало понятным причинам так и не запущенном в работу. А тезисы и цели, определяющие отношения Молдовы с Североатлантическим военно-политическим блоком и закрепляющие статуса страны как нейтральной и внеблоковой, будут максимально реалистичны, убежден Серебрян, и точно соответствовать внешним и внутренним реалиям РМ.

Депутат затруднился ответить на вопрос, почему коммунистическое руководство страны, широко заявив в начале 2005 года о начале слушаний проекта, в том числе и при участии гражданского общества РМ, тем не менее не решилось на практические действия. Отсутствие официальных объяснений на этот счет, допускает он, дает право предполагать все, что угодно, и даже думать о намерениях тогдашних властей устроить вокруг документа торг с Москвой.

Сформированные после парламентских выборов 2005 года высшие власти РМ и сохранившие свое влияния в стране не без участия западной и американской дипломатии коммунисты  начали «активное движение в Европу». Первый проект Концепции внешней политики должен был документально подкрепить новую практику ПКРМ, которую в ответ, видимо, на умышленно допущенную утечку информации называли откровенно пронатовской и антиэсэенговской . Уже к середине 2006 года в парламенте заговорили, что Воронин вернул документ на доработку, а затем и вовсе приостановил все движения вокруг него, положив проект в свой личный сейф для особо важных бумаг.  Параллельно шла работа по обсуждению Концепции, а затем Стратегии национальной безопасности, которая, если сравнивать первоначальные проекты с принятыми парламентом вариантами, решительным образом привела к смене внешнеполитических акцентов. Заметно было смягчены в них оценки и формулировки, касающиеся приднестровской проблематики.  Парламентская оппозиция резко раскритиковала новый поворот Кишинева в сторону Москвы, однако фракция ПКРМ при поддержке ХДНП без труда приняла оба документа.

НИКА-пресс