Антикризисные меры, принятые Верховным Советом в рамках реализации государственной политики по минимизации последствий влияния мирового экономического кризиса, можно разделить на 4 этапа. Последний шаг – в конце апреля 2009 года, когда законодатели приняли постановление о программе антикризисных мер. Но, к сожалению, не все принятые Верховным Советом решения оперативно подписывались Президентом. Для того, чтобы нормы начали реализовываться в полном объеме, исполнительные органы власти должны были разработать соответствующие подзаконные акты. Но по сей день необходимые документы не разработаны в полном объеме.
Государственным администрациям городов и районов также требовалось на основании закона разработать программы и предоставить их для утверждения сессии городских или районных Советов народных депутатов. Для разработки таких программ в некоторых случаях государственным администрациям потребовалось 3 месяца. Но даже до сегодняшнего дня ими подготовлены не все программы.
На финансирование реализации государственных мер по поддержке граждан и стабилизации экономической ситуации предусмотрены средства в общей сумме более 720 миллионов рублей. За 5 месяцев 2009 года фактически освоены средства в сумме чуть более 251 миллиона. Это все лишь 34% от запланированного объема финансирования мероприятий по стабилизации ситуации.
Норма о предоставлении крестьянско-фермерским хозяйствам, которые имеют в аренде до 70 гектаров земли, бюджетных кредитов сроком на 1 год под 1% реализована только в двух районах республики. «Крестьянско-фермерским хозяйствам очень тяжело получить кредиты. Для их поддержки каждому району была выделена определенная сумма денежных средств. Сейчас только 2 района освоили суммы, которые для них предусматривались. Остальные – или не приступали, или освоили средства частично, что считаю недопустимым в такое тяжелое время», – отметил председатель Комитета по промышленности Ефимий Коваль.
Общественные работы – еще одно направление, на которое были выделены дополнительные финансовые ресурсы. Но, несмотря на то, что количество безработных граждан увеличивается и они нуждаются в заработке, на финансирование общественных работ израсходовано только 8% от запланированных средств.
Рассмотрев информацию, предоставленную исполнительными органами власти, парламентарии отмечают, что законом о республиканском бюджете зарезервированы средства на оплату обучения в высших и среднеспециальных учебных заведениях студентов, родители которых являются безработными, инвалидами или одинокими. Но, по непонятным причинам, в истекшем периоде финансирование на эти цели не производится. «Не финансировали данные расходы. Они запланированы для Министерства просвещения в сумме 500 тысяч рублей и 500 тысяч – для Приднестровского государственного университета. Но так как они не обращались за финансированием, мы и не финансировали», – подчеркнула Министр финансов Ирина Молоканова.
Парламентарии заострили внимание еще на одной норме, которая реализуется не в полной мере. В частности, речь идет о снижении стоимости сертификации продукции приднестровскими предприятиями. В своем выступлении депутат Верховного Совета Олег Баев подчеркнул: «Если мы говорим о снижении тарифов, то почему на 2009 год подняты тарифы на эти услуги? В частности, стоимость одного человеко-дня центра стандартизации, метрологии и сертификации со 146 рублей 04 копеек поднята до 218 рублей 34 копеек. Это очень большая нагрузка на предприятия, а в нынешних условиях это просто «добивание» предприятий!».
Приняв отчет исполнительных органов власти к сведению, депутаты Верховного Совета предложили Президенту поручить исполнительным органам власти создать оптимальные условия, необходимые для реализации антикризисных мер. А именно: сократить сроки принятия необходимых нормативно правовых документов, упростить процедуры принятия решений, усилить персональную ответственность должностных лиц.
Пресс-служба ВС ПМР