iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Газовый кризис ушел, но обещал вернуться…

Российский “Газпром” и украинская компания “Нафтогаз Украины” заключили контракт на поставки газа сроком на 10 лет. Договоренность была достигнута в присутствии премьер-министров России и Украины, причем, из соглашения по газу были исключены все посредники. Кроме того, по словам В.Путина теперь отпала необходимость в осуществлении мониторинга транзита газа через Украину. Путин также заверил украинскую сторону в том, что Россия будет оказывать поддержку Украине в нынешней сложной экономической ситуации.

В свою очередь, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что заключенные договоренности позволят избежать проблем в газовой сфере между двумя странами в будущем. Тимошенко также подчеркнула, что Украина возобновит транзит газа в ЕС сразу после его поступления в ГТС. Помимо этого, как сообщила украинский премьер, Украина и Россия отказываются от взаимных претензий, выдвинутых в ходе “газового” кризиса.

Уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский, заявил, что “российская сторона предлагает на первый квартал 2009 года установить для Украины фактическую цену 360 долларов США за 1 тысячу кубометров природного газа”, с учетом 20% скидки от базовой

цены 450 долларов США. “Следовательно, для Украины предлагается худшая цена на газ, чем для других европейских стран”, считает Соколовский. “Среднегодовая цена газа для украинских потребителей на украинско-российской границе должна была бы составлять 199 долларов”, – заявил он. Кроме того, как отмечает Соколовский, в случае сохранения на 2009 год Украиной для России транзитной ставки 2008 года будет нарушен принцип паритета относительно приведения к рыночным значениям и цены на газ, и транзитной ставки.

Юлия Тимошенко заявила, что примерная стоимость газа для Украины в 2009 году составит от 230 до 250 долларов за тысячу кубометров. “Цена, по формуле, которой пользуется Европейский Союз, устанавливается каждый квартал, но Украина в 2009 году, учитывая, что были сильные колебания цен на нефть, установит среднюю цену на год для всех потребителей Украины”, – сказала премьер.

Угроза судебных разборок

Газовый кризис вроде бы и окончен, но неопределенность осталась. Во-первых, остается во многом неясна ситуация с ценой для Украины. С одной стороны, эта цена на первый квартал обозначена в 360 долларов за 1000 кубометров. Вроде бы многовато – по крайней мере, по сравнению с тем, что Украина готова была платить. С другой – Украина – вроде бы – имеет запасы газа на первый квартал, и формально согласившись с этой ценой, покупать по ней ничего не будет – а там, как ожидается, цена на газ упадет. Но тут возникает новый вопрос и новые разбирательства – на сей раз с отодвинутой в сторону RosUkrEnergo, представители которой утверждают, будто газ в украинских хранилищах принадлежит им, и грозят правительству Украины судебными разборками. Одним словом, газовый кризис при ближайшем рассмотрении никуда не ушел – он лишь загнан во «внутреннеукраинские» рамки, и не более. Причем, учитывая нестабильную ситуацию в Украине, кризис может еще не раз выплеснуться из этих рамок. Ситуация, таким образом, остается достаточно неустойчивой.

Кроме того, хотя Украина и Россия – точнее – «Газпром» и «Нафтогаз» – договорились не втягиваться в судебные баталии и не выставлять иски об убытках, это вовсе не означает отсутствия судебных претензий со стороны третьих лиц. Схема выглядит просто: «Газпром» получает иск как поставщик, не поставивший заказчику оговоренный газ и тем причинивший ему убытки, иск рикошетом по нисходящей летит в сторону «Нафтогаза» – все разводят руками – мол, и не хотели судиться, но обстоятельства вынуждают.

Сколько здесь политики и сколько экономики? Судя по тому, что в плане судебных разборок наиболее решительно настроены «молодые» члены ЕС, политики все же чуть больше. Хотя и экономика присутствует тоже, вообще говоря тут трудно отделить одно от другого. Главная же цель будущей судебной драки, главный ее приз – контуры будущего газотранспортного консорциума.

Здесь ситуация примерно такова: России был бы выгоден белорусский вариант – ГТС Украины – акционерное общество на паях, причем Газпром получает около половины акций. Но такой вариант вызывает опасения Украины. Украина, очевидно, предпочла бы сохранить ГТС под национальным (не обязательно под прямым государственным, но хотя бы под опосредованно-государственным) контролем, и одновременно привлечь в нее европейские инвестиции. Тут еще предстоит жесткая борьба – очень жесткая, по всей видимости, с переходом в политическую плоскость, до известной степени повторяющая противостояние вокруг вступления Украины в НАТО

RosUkrEnergo не желает уходить

Не все просто и с RosUkrEnergo. Во-первых, процесс «исключения посредников» не будет гладким. В чем состояла роль RosUkrEnergo? В том, что газотрейдер являлся «буфером», гасившим технические (и политические тоже!) просрочки платежей. В очень упрощенном виде, грубо – но наглядно, роль RosUkrEnergo выглядит так.

Вы идете на рынок покупать… ну, пусть даже и газ. Для зажигалки, к примеру. Деньги у вас заведомо есть – то есть они у вас есть в принципе. И даже если сегодня их нет – они обязательно будут у вас завтра, но газ для зажигалки вам нужен сегодня, немедленно.

По ряду причин – внутрисемейного характера, не важно, каких именно – бумажник вы с собой не носите, а ходите за покупками с соседом, который немедленно расплачивается с продавцом из своего бумажника. А с соседом вы рассчитываетесь уже дома, приплачивая ему определенный процент за обслуживание. У соседа своих денег вообще нет – в принципе нет – но он оборотистый – там одолжит, тут переодолжит. Может и подождать день-два с оплатой за газ для вашей зажигалки – но, понятно, что не даром, а тоже за некоторый процент. Деньги, полученные от вас, он тратит отчасти на себя, а отчасти на то, чтобы вы и впредь не могли
нормально ходить на рынок с бумажником, а продолжали пользоваться его услугами.

Такова – в очень схематичном и упрощенном виде – роль RosUkrEnergo. Кроме того, RosUkrEnergo, по некоторым данным, мало-помалу получало контроль над системой внутриукраинского распределения газа к потребителям и контролирует ее уже процентов на 75. И еще много сюрпризов может скрываться в недрах RosUkrEnergo, поскольку структура эта заведомо очень непростая.

В самом деле, но вот реалии: формально 50% RosUkrEnergo принадлежит Газпрому, 45% – украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу, 5% – украинскому банкиру Ивану Фурсину. Ну не могла возникнуть и укрепиться такая фирма без очень серьезной поддержки в верхах, что в России, что в Украине.
Не хочу повторять слухи – по одним в RosUkrEnergo скрываются интересы Виктора Ющенко, по другим – российских верхов – тут уже называют разные фамилии, но, повторяю, пока это слухи. Серьезных доказательств конкретной причастности к RosUkrEnergo конкретных же политических фигур из первого эшелона пока нет. Но такая причастность в принципе не вызывает сомнений. Кто-то за RosUkrEnergo стоит, кто конкретно – пока не ясно, но кто-то очень серьезный, с огромными возможностями. Наверняка RosUkrEnergo очень глубоко и серьезно “вмонтирована” в
политические расклады, как Украины, так и России. Из этого следует, что
без борьбы RosUkrEnergo с горизонта, безусловно, не уйдет, в частности –
постарается максимально затруднить налаживание прямых отношений между Газпромом и Нафтогазом. Способы и средства у RosUkrEnergo для этого имеются, и довольно серьезные, как экономические, так и аппаратно-политические, на уровне подковерных игр. Начало этой борьбы – выяснения о принадлежности газа в хранилищах Украины мы уже наблюдаем. Будут, надо полагать, и другие ходы.

Удары по Тимошенко

Объективно все эти разборки будут бить по действующему премьеру Украины. Юлия Тимошенко, взявшая на себя ответственность по урегулированию газового кризиса снискала, конечно, определенные лавры – но вместе с тем и сильно подставилась.

Во-первых, условия урегулирования кризиса – это компромисс, и, как всякий компромисс их можно обоснованно критиковать, называя кабальными для Украины. В самом деле: 20% скидка от весьма неопределенной “европейской цены” – напомню, что какой-либо юридически значимой формулы расчета этой “европейской цены” не существует в природе – никоим образом не компенсирует цену транзита, составляющую порядка одной шестой – одной четвертой от европейских цен за услуги ГТС.

Кроме того, Тимошенко по большому счету можно предъявить (и их, несомненно предъявят) и обвинения в попытках задействовать «российскую карту» в период президентских выборов в Украине. В самом деле, «обмен» 20% скидки на дешеый транзит будет действовать лишь до конца 2009 года – то есть почти до выборов президента. Это важно – то, что срок действия 20% “льготы” и цены на транзит истечет прямо перед президентскими выборами. Это даст возможность России подыграть на руку более желательному для нее кандидату и против – менее желательного. И эти обвинения – ближе к выборам – Тимошенко неизбежно предъявят. Тем более, что в российских верхах, правда, пока с некоторыми сомнениями, но все же склонны поддержать Тимошенко на выборах., давая ей возможность позиционировать себя в глазах украинских избирателей как фигуру, которой удается успешно договариваться с Россией. Впрочем, до 1 января 2010 года еще есть время, и многое за это время может измениться, как в российских, так и в украинских политических раскладах.
 

Справочно: что такое «европейская цена на газ»

Раз уж речь зашла о «европейских ценах, то для лучшего понимания ситуации полезно уточнить, что же это такое.Так вот, никакой “общеевропейской формулы” расчета цены на газ ни в природе, ни в юридических документах нет. Есть лишь общая логика, которой можно оперировать в ходе переговоров. А логика такова. Есть цена собственно газа – российского (эта цена скрыта в недрах «Газпрома») или, к примеру, среднеазиатского, закупаемого Газпромом для дальнейшей перепродажи, в этом случае речь идет о цене франко-граница России. Далее начинаем плюсовать к цене стоимость транзита. В интересующей нас точке Европы и получаем «европейскую цену». Дотянем трубу до Азии, Африки или Латинской Америки – получим по той же логике азиатскую, африканскую или латиноамериканскую цену – в первом приближении. Смотрим, почем, примерно, покупают газ соседи, корректируем цифры, поскольку данные для расчетов заведомо неполны и приблизительны, и выходим на некую логику построения цены. Рисуем цифру, и,отталкиваясь от нее, начинаем торговаться. Но цифра заведомо выходит с очень большим люфтом, так что и 190, и 200 и 250 и 450$ за 1000 кубометров можно вполне солидно обосновать. Ну, а дальше – как договорятся поставщик и покупатель. Тут как на рынке – кто-то собьет цену на рубль, кто-то на сторублей, а кому и вовсе ничего не уступят.

Кроме того, В нынешних условиях, когда цены на газ вероятнее всего будут снижаться следом за ценами на нефть, продавцу выгоднее заключать контракт по сегодняшним ценам на возможно больший срок, а покупателю – по экстраполированным “завтрашним”, да еще и заложив право пересмотра цен на послезавтра. Конечный результат зависит от крепости позиций обоих сторон, от их возможностей выждать, найти альтернативного продавца или покупателя, «дожать» противоборствующую сторону иными способами, иной раз и очень грубыми.
 

Позиции сторон: сегодня и завтра

В краткосрочной перспективе 2-3 лет Россия сохраняет все возможности монополиста: хочешь-не хочешь, а покупать у нее газ придется. То же и Украина – она остается монополистов в качестве ключевого транзитера. Быстро эту ситуацию не изменить.В среднесрочной перспективе все намного сложнее. Особенно зыбкими выглядят перспективы Украины: все новые трубопроводы проектируются в обход ее территории. Тут тоже получается скользкая ситуация: и отдавать ГТС не хочется, и держать ее под своим и только своим контролем опасно, могут построить обходы.

Россия, безусловно, имеет большие запасы газа – но она далеко не мировой монополист. При сильном желании, да к тому же в условиях необходимости подъема собственного производства ЕС вплне может пойти на масштабное строительство газопроводов из иных источников. ТО есть в перспективе 5-7 лет позиции России как главного поставщика газа тоже никто не гарантироует, и газовые кризисы увеличивают ее риски. Недаром в ЕС засуетились вокруг скорейшего пуска в эксплуатацию трубопровода «Набукко», к которому Россия не имеет никакого отношения. «Набукко» правда сравнительно маломощен – но тут важен прецедент.

 
Общие итоги

В целом, газовую ситуацию можно характеризовать как компромисс, притом, компромисс, очень неудобный и потому очень неустойчивый. Слишком много сил заинтересованы в пересмотре его условий, а также в продолжении «газового спектакля». Газовый кризис пока не ушел. Он лишь вышел, но обещал вернуться. К этому надо быть готовыми, в том числе и нам, в Приднестровье.

Сергей Ильченко