По сообщению пресс-службы ГТК ПМР, 26 января традиционно отмечается Всемирный день таможенника. В последние десятилетия в сфере администрирования международной торговли именно таможне отводится значительная роль. Гармонизация и модернизация таможенных процедур остаются двумя ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на процесс упрощения международной торговли. Эти приоритеты отражены в Киотской Конвенции, принятой Всемирной таможенной организацией.
ВТО на сегодняшний день является единственной межправительственной организацией, изучающей таможенную проблематику и способствующей укреплению экономического и социального благополучия 171-ой страны-члена посредством внедрения четких, прозрачных и предсказуемых принципов таможенного администрирования. Подобный подход позволяет в значительной степени упростить формальности для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, одновременно с этим обеспечив выполнение комплекса мер, направленных на борьбу с различными видами контрабандных проявлений.
Разработанные ВТО Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли были учтены приднестровской таможней при разработке собственной Концепции развития службы. В этом же направлении развивается Федеральная таможенная служба России. Тот факт, что в рамках Приднестровья уже несколько лет ведется работа по гармонизации отечественного законодательства с российским, также является показателем внедрения международных стандартов в таможенной сфере.
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли знаменуют собой принципиально новый подход к методам работы в сфере таможенного администрирования, позволяющий мировому таможенному сообществу принять вызов XXI века. Применение данного инструмента будет в значительной степени способствовать решению задачи упрощения международной торговли и увеличения уровня ее безопасности.
Рамочные стандарты ВТО состоят из четырех основных элементов. Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках. Во-вторых, все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности. В-третьих, Рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике отслеживания рисков, таможенная администрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте. В-четвертых, в Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности товаропроводящей цепи и использующим эффективные методы работы. Именно этот принцип должен вызвать живой интерес у представителей малого и среднего бизнеса.
Рамочные стандарты безопасности, заключающие в себе четыре основных элемента, основываются, в свою очередь, на двух «опорах» – системе соглашений между таможенными администрациями и на партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом. Данная стратегия двух “опор” имеет множество преимуществ. Эти “опоры” предполагают наличие набора стандартов, скомпонованных таким образом, чтобы гарантировать их легкое понимание и оперативное применение.
Аналогичный подход был заложен в систему взаимодействия приднестровских таможенных органов с представителями бизнес-сообщества республики. Практическое применение она нашла в развитии Общественного консультативного совета по таможенной политике при ГТК ПМР. В 2009 году таможенным органам Приднестровья удалось вывести вектор взаимодействия с участниками ВЭД на качественно новый уровень. Конструктивный диалог, а также проведенный специалистами ГТК анализ всех таможенных процедур, позволили реформировать работу структурных подразделений службы с учетом улучшения качества таможенных услуг. Способствовало этому и повышение компетентности участников ВЭД.
В рамках данной работы, как напомнил заместитель Председателя ГТК ПМР Сергей Белый, руководством таможенного комитета был утверждена «Программа мероприятий, направленных на развитие новых технологий проведения таможенного оформления и таможенного контроля и повышения квалификации сотрудников», которая в 2009 году успешно реализовывалась. Каждый блок вопросов, вошедших в данную Программу, был закреплен за конкретными специалистами ГТК, которые изучали ситуацию в таможнях и на пунктах пропуска с целью выявления уровня эффективности осуществляемого контроля, соответствия нормативной базы, а также действующих технологических схем таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу.
Следующим этапом реализации Программы стал детальный анализ выявленной информации, на основе которого был осуществлен пересмотр устаревшей нормативной базы. В 2009 году в новой редакции был утвержден целый ряд Положений, таких как «Об идентификационном таможенном досмотре»; «О типовом порядке производства таможенного оформления и контроля»; о таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «экспорт», «отказа в пользу государства»; о «режиме уничтожения»; «временный ввоз (вывоз)»; «О временном неполном декларировании»; Положения «О декларировании товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ПМР»; «О порядке заполнения ГТД» и др. Большой объем документов, регламентирующих таможенные процедуры в соответствии и обновленными требованиями, находятся еще в стадии разработки и будут приняты в течение 2010 года.
В результате проведенных преобразований сократилось и количество документов, ранее представляемых в таможенный орган. Например, произошло упразднение второго экземпляра грузовой таможенной декларации.
Переработка ранее действовавших технологических схем таможенного контроля и таможенного оформления повлекла изменение целого ряда должностных инструкций сотрудников таможенных органов. Таким образом, произошла структурная реорганизация подразделений. Часть должностей была сокращена, в отношении ряда других было произведено объединение должностных обязанностей. В ходе структурной реорганизации был создан аналитический отдел, которому передали функцию ведения таможенной статистики, одновременно сократив этот объем работ на местах и высвободив дополнительный кадровый ресурс.
Положительной тенденцией 2009 года стало повышение уровня знаний декларантов предприятий, осуществляющих таможенное оформление и представляющих интересы хозяйствующих субъектов в таможне. В рамках ГТК ПМР была продумана система повышения их квалификации. Организация системы обучения декларантов вовсе не является обязанностью таможенных органов, однако руководство таможенного комитета, понимая, что низкий уровень квалификации специалистов предприятий является одной из главных причин, влияющих на процесс ускорения таможенного оформления, выступило с инициативой о привлечении декларантов к процессу обучения на специальных курсах, организованных при ГУП «Таможенный брокер». Программа обучения в 2009 году была скорректирована таким образом, чтобы дать необходимый объем знаний и декларантам, и сотрудникам таможенных органов, также обучающихся на курсах повышения квалификации.
Все изменения 2009 года были направлены на основную цель: сокращение сроков таможенного оформления товаров и упрощение порядка таможенного контроля и оформления документов при одновременном повышении эффективности осуществления контроля.
Несомненным шагом навстречу участникам ВЭД стали программные продукты, разработанные специалистами ГТК. Так благодаря информационно-справочной системе «КОНУС» руководители бизнес-структур теперь могут быть в курсе процесса таможенного оформления товара, контролировать работу своих сотрудников, текущее состояние счетов предприятия в таможенных органах и многое другое.
Благодаря модулю «Удаленный контроль» у экономических агентов появилась реальная возможность взаимодействовать с таможней через компьютерную сеть, что способствовало упрощению и ускорению процесса таможенного оформления груза. Последняя разработка специалистов ГТК – информационно-правовая система «BAZIS» – пока находится на стадии тестирования, но уже сейчас она вызвала у участников ВЭД высокий интерес. Она объединяет в единый комплекс все нормативные акты таможенного законодательства, давая, таким образом, пользователю возможность работать с актуальной информацией и изучить новые документы, как общей направленности, так и касающейся конкретного предприятия.
За 2009 год взаимодействие с таможенными органами стран СНГ (и, прежде всего, России) также перешло на новый уровень. Состоялся ряд знаковых встреч с руководством Представительства таможенной службы Российской Федерации в Украине и Молдове, а также Российской таможенной академии.
Таможенные органы ПМР по-прежнему открыты для деловых контактов с представителями таможенных служб мира. На данном этапе такое взаимодействие осуществляется в основном в части борьбы с контрабандными проявлениями. Международный день таможенника для приднестровских защитников экономических границ это скорее не праздник, а возможность еще раз сверить вектора развития службы и степень соответствия ее международным стандартам в таможенном деле.
В соответствии со статьей 246 Таможенного кодекса Приднест¬ровской Молдавской Республики, выдача товаров и транспортных средств на ответственное хранение является упрощенным порядком таможенного контроля.
Приказ Государственного таможенного комитета ПМР от 18.04.2007 года №104 «Об утверждении Положения «Об ответственном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем» и о внесении изменений в Приказ Государственного таможенного комитета ПМР от 9 августа 2001 года №250 «Об утверждении Положения о процедуре внутреннего таможенного транзита. Об утверждении Положения о таможенном режиме транзита» (регистрационный №1205 от 23 августа 2001 года) (САЗ 01-35) определяет, что разрешение на ответственное хранение товаров и транспортных средств может быть выдано, если лицо на момент принятия решения:
а) не имеет задолженности по уплате таможенных платежей;
б) не имеет вступивших в законную силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считается подвергнутым административному наказанию за совершение административных правонарушений;
в) осуществляет внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Положениями вышеуказанного Приказа установлено, что отечественное лицо, получившее разрешение на ответственное хранение товаров и транспортных средств под таможенным контролем, обязано:
а) без возмещения со стороны таможенных органов понесенных расходов:
обустроить склад надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля;
исключить возможность изъятия со склада помимо таможенного контроля товаров и транспортных средств, находящихся на хранении;
не затруднять осуществления таможенного контроля;
вести учет и осуществлять электронную сдачу отчетности о хранящихся товарах и транспортных средствах в соответствии с установленным порядком;
обеспечить невозможность доступа третьих лиц к хранимым товарам и транспортным средствам;
обеспечить доступ к хранимым товарам и транспортным средствам должностных лиц таможенных органов в любое время по их требованию;
производить по требованию таможенного органа транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, выгрузку и перегрузку транспортных средств, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному оформлению, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться такие товары и транспортные средства;
по требованию таможенного органа оборудовать склад двумя запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Приднестровской Молдавской Республики;
обеспечить, в случае прекращения действия Разрешения Государственного таможенного комитета ПМР, сохранность товаров и транспортных средств, находящихся на ответственном хранении;
б) предоставить таможенным органам прямой доступ к информации, содержащейся в используемой автоматизированной системе учета товаров и транспортных средств, помещенных на склад;
в) проводить по требованию таможенных органов инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся на ответственном хранении, и предоставлять документы, отражающие результаты инвентаризаций, в сроки, установленные таможенным органом;
г) по требованию таможенных органов в установленный срок предоставлять журнал учета товаров и транспортных средств, помещенных на ответственное хранение, на проверку.
д) электронная сдача отчетности должна стать основным элементом отчетности не позднее конца текущего года
Все товары и транспортные средства, помещенные на ответственное хранение, находятся под таможенным контролем и соответственно подлежат обязательному учету.
В систему учета товаров и транспортных средств должны быть включены автоматизированная система учета товаров и транспортных средств, помещенных на ответственное хранение, согласованная с Государственным таможенным комитетом ПМР, и журнал учета товаров и транспортных средств, помещенных на ответственное хранение, оформленный надлежащим образом.
К сожалению, имеют место случаи нарушений утвержденного порядка. Так, в ходе проверки системы учета товаров, находящихся на ответственном хранении у ЗАО «Букет Молдавии» г. Дубоссары, сотрудниками таможенного органа был затребован журнал учета товаров и транспортных средств, помещенных на ответственное хранение. В результате было установлено, что ведение данного журнала осуществлялось в нарушение требований действующего таможенного законодательства Приднестровской Молдавской Республики. ЗАО «Букет Молдавии» г. Дубоссары подверглось административному взысканию.