iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Избрать Башкана

В Гагаузии были силы, которые ждали, что новый после досрочных парламентских выборов расклад политических сил в Молдове решительно повлияет на исход выборов главы автономии. Это, конечно же, коммунисты. И они, конечно же, рассчитывали на свою повальную (61 и более мандатов в высшем законодательном органе РМ) победу 28 ноября, чтобы за две недели до 12 декабря «сломать хребет» всем, кто против них и их кандидата Ирины Влах. Они даже пытались создать условия для переноса кампании на начало нового 2011 года, считая неспособность избрать председателя местного ЦИКа убедительным для этого поводом.  Трудности, действительно, были: представители двух команд – Михаила Формузала и Николая Дудогло выступали против председательства в Центральной избирательной комиссии АТО члена ПКРМ. Однако после совместных консультаций они решили – пусть будет. И напомнили сами себе: на башканских выборах 2006 года весь гагаузский ЦИК был сплошь «красный», как и вся власть в Молдове, однако это не спасло от поражения кандидата на пост главы АТО от ПКРМ Табунщика, выведенного из борьбы после первого тура голосования.

Ирина Влах – единственный из трех кандидатов, пользующаяся открытой поддержкой одной из влиятельных партий РМ. Ни Формузал, ни Дудогло таким ресурсом не обладают, а в обеих командах считают это обстоятельство главным преимуществом для победы. Тезис о том, что гагаузы должны и праве выбирать себе лидера без вмешательств из Центра давно уже укрепился в общественном сознании и сегодня живуч, как никогда.

Кандидатура Влах была предложена всеми тремя юными райкомами ПКРМ; гагаузские коммунисты, на этот раз (до сих пор все решал Воронин и его, так сказать, внутренний ЦК) отвоевав  право у ЦК партии самим выдвигать кандидатов на башканскую должность, провел несколько социологических опросов, определяющих рейтинг возможных кандидатур от ПКРМ… Они тоже указывали на Влах. В различных группах ПКРМ такое выдвижение вызвало резко отрицательные отзывы. Лучше вообще не участвовать в башканской гонке, чем позорить перед гагаузами партию очевидной неудачей. Такие настроения в ПКРМ были и сохранились до сих пор: Влах, как ее ни «раскручивай», как ни наряжай в одежды будущего национального лидера,  как ни бубни о ее научных и политических талантах, остается в глазах гагаузов, во-первых, безоговорочно подчиненной Воронину, т.е. человеком крайне несамостоятельным, во-вторых, женщиной-неудачницей. Последнее обстоятельство является болезненным и для избирателей, и для кандидата. Неслучайно сам Воронин в ходе одной из встреч с местным электоратом призвал мужское население автономии освободиться от ненужных комплексов и поддержать «товарища Ирину». А местное население – и мужское, и женское – все-таки упорно считает, что две женщины, руководящие Гагаузией (председатель высшего законодательного органа АТО Анна Харламенко) – это сильный перебор.

«Перебрали» воронинцы и оценивая шансы Влах на выборах – восемьдесят процентов голосов. Но простим им их мечтания. После стольких стрессов, пережитых лидерами ПКРМ за последние полтора года, это как психотерапия, хотя бы для восстановления сна.

Во второй тур со всей очевидностью проходят давние соперники – действующий башкан Формузал и комратский мэр Дудогло. В 2006 году оба они показали высокий уровень социальной поддержки,  легко победив кандидата от ПКРМ Табунщика. С тех пор их возможности едва ли уменьшились, а наоборот, возросли, чему, кроме всего прочего, способствовали различные социально-экономические и политические проекты  обеих команд, в которых принимали заметное участие и внешние силы. Не лишенные здоровых амбиций, оба они рассчитывают на победу в первом туре. Не лишенные здоровых и трезвых начал, оба они в день начала предвыборной гонки заявили о необходимости вести честную и чистую борьбу и публично взяли на себя обязательства придерживаться заочных договоренностей без оговорок и скидок на форс-мажорные обстоятельства. Объясняется это просто: оба осознают, что, как бы ни завершилась кампания, им придется вместе работать, да просто жить на одной территории под названием Гагаузия.

Дудогло и его команда «Ени Гагаузия» («Новая Гагаузия»), начав процедуры по созыву конституционного референдума о повышении статуса русского языка, активно отбивались от назойливого, но и естественного вопроса: не связана ли «языковая инициатива» с попытками накануне башканских выборов приподнять свой рейтинг с помощью актуальной для южан проблемы?  Ответ, а вернее сказать, саму ситуацию прояснила позиция Центральной избирательной комиссии РМ, которая «переадресовала» инициативу Дудогло в парламент (пусть он решит: быть плебисциту или нет), т.е. фактически на этапе регистрации инициативной группы по сбору подписей за проведение референдума остановила процесс. И сегодня есть большие сомнения, что парламент в его новом обличии позволит «группе Дудогло» сбор подписей; коммунисты-воронинцы  – и те уже высказались резко против. Иными словами, если инициатива Дудогло не имела отношения к башканским выборам, то отказные действия ЦИК поставили под сомнения избирателей региона способности Дудогло решать общереспубликанские вопросы. По большому счету, к будущей внутренней гагаузской жизни это не имеет никакого отношения, однако Дудогло-кандидат не ко времени записал на свой счет неудачу, которую дотошные избиратели (правда, таких в автономии немного) будут рассматривать через призму будущего взаимодействия (если он станет башканом) с Центром.

Формузал и его команда решили в ходе предвыборной работы ни с кем «не собачиться» в борьбе за право удержаться в высшей власти. Встречи с избирателями проходят в ровном режиме, реклама в «народно-патриотических» изданиях партии Лупу размещалась «в трезвом уме и твердой памяти», но без фанатизма, Формузал не скрывал и впредь не будет скрывать своих симпатий к «либеральным демократам», что на фоне периодически мелькающих подозрений в сотрудничестве команды Дудогло с коммунистами выглядит просто как неотъемлемое право верить в ту или иную политическую идею. Единственное, в чем команда действующего башкана осталась резкой и непримиримой – это в отношениях к ПКРМ и ее лидеру, к тем вредным для автономии  коммунистическим традициям, которые ничего в Гагаузию, кроме мути, скандалов и интриг, раскалывающих южан, не приносили. Вот несколько цитат от команды Формузала, чтобы понять, чем она на самом деле озабочена.  «Да, был башкан, который самоизолировался от людей и без охраны не ходил даже по собственному коридору. И есть другой, который исколесил всю Гагаузию нередко сам за рулем…  Кто такой был предыдущий башкан – ставленник Кишинева? Он боялся лишний раз по столу стукнуть в столице, выбивая что-то для Гагаузии. Потому что надеялся «выбраться из этой дыры» обратно в столицу. А значит, пусть лучше Гагаузия чахнет, лишь бы с вышестоящими не портить личных отношений.. Нам в Гагаузии нельзя повторять чужих ошибок. Не нужны нам ни местные клановые структуры, ни тем более, осколки воронинских, да и просто любых кишиневских кланов…».  

Формузал-кандидат продолжает показывать антиворонинские  настроения, выдвигая все-таки на первое место гагаузский патриотизм своей команды. Будет второй тур.

Комментарий “НИКА-пресс”