Как сообщает ИА “Лента ПМР” со ссылкой на пресс-службу МИД ПМР, 21 мая в Бендерах состоялась III Международная научно-практическая конференция «Международные интеграционные процессы», посвященная 200-летию Бухарестского мирного договора. Конференция организована Международной ассоциацией торгово-экономического образования (МАТЭО) и Российским государственным торгово-экономическим университетом. В мероприятии приняли участие глава МАТЭО Сергей Бабурин, заместитель Председателя Правительства ПМР Наталья Никифорова, ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко Степан Берил, представители органов власти Приднгестровья, а также представители научной общественности России и Приднестровья. Министерство иностранных дел ПМР было представлено главой внешнеполитического ведомства Ниной Штански, заместителем министра Виталием Игнатьевым, сотрудниками МИД.
Бухарестский мирный договор был подписан 16 (28) мая 1812 года со стороны России главным уполномоченным Михаилом Илларионовичем Кутузовым, со стороны Турции Ахмедом-пашой. Договор между Российской и Османской империей, завершал войну 1806—1812 годов. Кутузов добился подписания договора за месяц до начала нашествия Наполеона на Россию. Благодаря этому была обеспечена безопасность юго-западных границ России. Это была крупная военная и дипломатическая победа, улучшившая стратегическую обстановку для России к началу Отечественной войны 1812 года. Этот договор, состоявший из 16 гласных и двух секретных статей, устанавливал, в частности новую границу между Россией и Османской империей, она проходила по реке Прут.
Сергей Бабурин подчеркнул, что в эпоху подписания Бухарестского мира решался вопрос о самом существовании молдавского народа. Этот договор, по мнению политика, явился завершением процесса закрепления цивилизационной сущности Молдавии, ее ориентации на Россию.
Нина Штански отметила, что для приднестровской истории Бухарестский мир имеет огромное значение, присоединение Бессарабии к России обезопасило приднестровские земли. «На том этапе они перестали быть пограничьем, и это стало дополнительным стимулом для их хозяйственного и экономического подъема», – сообщила министр. Российская дипломатия, по словам главы МИД ПМР, являла образец талантливой и умелой внешней политики. «Конструктивный подход и своевременность в принятии решений соседствовали тогда с четким пониманием исторической миссии страны по отношению к балканским народам», – заявила она. При этом министр обратила внимание и на особенности турецкой дипломатии. «Турецкие переговорщики уже тогда активно применяли технологию квазипереговоров, их поведение было ярким примером имитационной стратегии, которая и сегодня используется многими государствами. Цель при этом – не завершить войну или достичь мира, а потянуть время, собрать силы, извлечь выгоды, в том числе имиджевые», – отметила дипломат. Она выразила мнение, что изучение дипломатического опыта двухвековой давности может быть полезным, в том числе, в контексте изучения переговорного процесса по молдо-приднестровскому урегулированию.
В своем приветственном слове Нина Штански высоко оценила просветительскую функцию конференции. Она обратила внимание, что отдельные политические силы в Румынии и Молдове пытаются использовать 200-летие Бухарестского мирного договора для того, чтобы попытаться переписать историю, навязать свой обвинительный по отношению к России взгляд. Дипломат выразила уверенность, что работа конференции будет способствовать формированию объективной и обоснованной оценки роли России в освобождении края.
В ходе конференции были представлены доклады, освещающие исторический контекст появления Бухарестского мира и его последствия для народов Балкан. Исследователи едины во мнении: Бухарестский мир – это плод компромисса, достигнутого в условиях жесткого противостояния четырех мощных империй: Российской, Османской, Французской и Австрийской. Для наполеоновской Франции Дунайские княжества были разменной монетой в большой дипломатической игре с Россией, для Австрии – объектом империалистических устремлений, для турецкого султана – источником доходов. Но в войнах с Османской империей для России речь шла не просто об укреплении безопасности своей государственной территории. На протяжении столетия русские проливали кровь во имя освобождения православных народов Балкан. Это был не лозунг, это была геополитическая цель России, принцип исторического бытия русского народа.