Как сообщает ИА “Лента ПМР” со ссылкой на пресс-службу ВС ПМР, исполнительными органами власти разработан и находится на стадии обсуждения новый кодекс – Налоговый. Его введение запланировано на 2014 год. 2013-й, соответственно, получил статус переходного. Первые шаги на пути к налоговым новшествам уже сделаны. После не очень продолжительного (по объективным причинам), но крайне скрупулезного изучения пакета бюджетообразующих законопроектов депутаты приняли решение основную их часть поддержать. В налоговое законодательство в новом финансовом году будут внесены некоторые коррективы. Изменения претерпят системы начисления подоходного и единого социального налогов, а также нормы, регулирующие расчеты налогов на имущество физических лиц и на доходы организаций. Новым будет подход и к начислению акцизов и таможенных тарифов. Солидарность исполнительной ветви власти как автора пакета инициатив и законодателей, поддержавших представленные проекты законов, не так безапелляционна, как может показаться. У парламентариев практически по каждому документу оказалось немало вопросов и даже явно выраженных претензий. Ведь обновленное законодательство, в благом стремлении пополнить государственную казну, явно ущемляет интересы основных налогоплательщиков – предприятий республики. Но времени на раздумья, к сожалению, нет. Формирование бюджета будущего года требует незамедлительной закладки налогового фундамента.
«Мы в очередной раз видим, что проблема отсутствия программы развития нашего государства приводит к тому, что мы до сих пор пытаемся тушить пожар, а не занимаемся серьезным социальным развитием. Большинство законодательных инициатив – это воздействие на результаты, на последствия тех процессов, которые происходят в экономике. А вот причины, по которым мы к этому пришли, по которым сужается налогооблагаемая база, по которым уменьшаются объемы внутреннего валового продукта, объемы доходов населения, пока не нашли отражения в законодательном процессе», – считает руководитель профильного комитета Олег Василатий. Солидарен с ним и коллега Григорий Дьяченко:
«Мы не работаем над налогооблагаемой базой. Мы с той налогооблагаемый базы, которая есть, пытаемся собрать побольше. Не хватает законодательных инициатив, которые послужили бы увеличению налогооблагаемой базы, созданию новых предприятий и рабочих мест, благоприятного инвестиционного климата».
К плюсам представленных законопроектов стоит отнести тот факт, что социальная направленность в них все же прослеживается. Если бизнесмены от их принятия понесут убытки, то физические лица по некоторым параметрам выиграют. Одна из наиболее спорных инициатив – увеличение с 24% до 25% единого социального налога – направлена на улучшение материально-технического оснащения учреждений системы здравоохранения и, как следствие, на повышение уровня предоставляемых населению медицинских услуг. Стремление к четко зафиксированной сумме оплаты за каждый квадратный метр недвижимого имущества тоже призвано сэкономить средства основной части жителей республики. Ставки в пределах социальной нормы (100 квадратных метров в квартире и 200 – в частном домовладении) будут ниже действующих. А вот за превышение придется платить в пятикратном размере.
Практически все налоговые законопроекты, принятые в первом чтении, поддержаны парламентариями с учетом замечаний, при условии их дальнейшей доработки. В необходимости принятия двух инициатив из данного пакета авторы предлагаемых нововведений депутатов убедить так и не смогли. Речь идет об увеличении ставок налога на землю и об офшорном сборе. Основным аргументом против внесения изменений в Закон «О плате за землю» стало и без того непростое экономическое положение аграриев, осложненное в этом году небывалой засухой. Что касается офшорного сбора, то прописанный в правительственном законопроекте механизм не решает проблему вымывания из республики денежных средств, а значит, не выполняет основополагающую функцию. К тому же парламентариями в прошлом месяце был принят проект альтернативного этому закона «О дополнительных механизмах налогового контроля и налогообложения сделок, осуществляемых между взаимозависимыми лицами». Работа над ним продолжается в режиме подготовки ко второму чтению.
Крайне значимым считают законодатели своевременное принятие Прогноза социально-экономического развития на 2013 год. Его нормы, как и налоговые законопроекты, поддержанные в первом чтении, претерпят ко второму чтению ряд изменений.