iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Определение финансового результата при начислении резерва сомнительных долгов

ИА “ТИРАС” продолжает серию публикаций материалов, подготовленных Государственной налоговой инспекцией Киевского района города Одессы: 
 
Об определении финансового результата при начислении резерва сомнительных долгов и при списании безнадежной задолженности, что превышает резерв сомнительных долгов.

Государственной фискальной службой Украины в письме от 29.10.2015 г.. N22910 / 6 / 99-99-19-02-02-15 даны разъяснения по определению финансового результата при начислении резерва сомнительных долгов и при списании безнадежной задолженности, превышающей резерв сомнительных долгов.

Порядок корректировки финансового результата на разницы, возникающие при формировании резервов (обеспечений), в том числе резерва сомнительных долгов, определены нормами ст. 139 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс).

В соответствии с положениями пп. 139.2.1 п. 139.2 ст. 139 Кодекса финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму расходов на формирование резерва сомнительных долгов в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности.

Кроме того, финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму расходов от списания дебиторской задолженности, не соответствует признакам, определенным подпунктом 14.1.11 пункта 14.1 статьи 14 настоящего Кодекса, сверх суммы резерва сомнительных долгов.

Признаки безнадежной задолженности для целей применения положений Кодекса приведен в пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 Кодекса. Так, в налоговом учете безнадежной задолженностью являются:

а) задолженность по обязательствам, по которым истек срок исковой давности;

б) просроченная задолженность умершего физического лица, при отсутствии у нее наследственного имущества, на которое может быть обращено взыскание;

в) просроченная задолженность лиц, в судебном порядке признаны безвестно отсутствующими, объявлены умершими;

г) задолженность физических лиц, прощена кредитором, за исключением задолженности лиц, связанных с таким кредитором, и лиц, находящихся (находившихся) с таким кредитором в трудовых отношениях;

д) просроченная свыше 180 дней задолженность лица, размер совокупных требований кредитора за которой не превышает минимально установленного законодательством размера бесспорных требований кредитора для возбуждения производства по делу о банкротстве, а для физических лиц – задолженность, не превышает 50 процентов одной минимальной заработной платы (в расчете на год), установленной на 1 января отчетного налогового года (в случае отсутствия законодательно утвержденной процедуры банкротства физических лиц);

д) актив в виде корпоративных прав не долговых ценных бумаг, эмитенты которых признано банкротом или прекращено как юридическое лицо в связи с его ликвидацией;

е) сумма остаточного призового фонда лотереи по состоянию на 31 декабря каждого года;

е) просроченная задолженность физического или юридического лица, не погашенная вследствие недостаточности имущества указанного лица, при условии, что действия по принудительному взысканию имущества должника не привели к полному погашению задолженности;

ж) задолженность, взыскание которой стало невозможным в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, стихийного бедствия (форс-мажорных обстоятельств), подтвержденных в порядке, предусмотренном законодательством;

з) задолженность субъектов хозяйствования, признанных банкротами в установленном законом порядке или прекращенных как юридические лица в связи с их ликвидацией.

Согласно пп. 139.2.2 п. 139.2 ст. 139 Кодекса финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму корректировки (уменьшения) резерва сомнительных долгов, на которую увеличился финансовый результат до налогообложения в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности.

В соответствии с п. 8 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденного приказом Министерства финансов Украины (далее – МФУ) от 08.10.1999 г.. N 237, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.10.1999 г.. N 725/4018 , величина сомнительных долгов, определенной на дату баланса на основе классификации дебиторской задолженности, составляет остаток резерва сомнительных долгов. Корректировка ранее начисленного резерва сомнительных долгов на очередную дату в сторону уменьшения отражается в бухгалтерском учете в корреспонденции со счетом учета доходов согласно Инструкции, утвержденной приказом МФУ от 30.11.1999 г.. N 291.

То есть финансовый результат до налогообложения уменьшается только тогда, когда осуществляется корректировка в сторону уменьшения резерва сомнительных долгов, и на эту сумму увеличивается финансовый результат до налогообложения в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности.

В случае списания безнадежной дебиторской задолженности за счет резерва сомнительных долгов, финансовый результат до налогообложения, определен в финансовой отчетности, не подлежит уменьшению на сумму списанной задолженности.

При этом, на сумму расходов от списания сверх суммы резерва сомнительных долгов дебиторской задолженности, не соответствует признакам, установленным пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, подлежит увеличению финансовый результат до налогообложения.

В то же время, если безнадежная дебиторская задолженность, которая соответствует признакам, установленным пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, в случае недостаточности суммы начисленного резерва сомнительных долгов списывается с активов на другие операционные расходы, то увеличение финансового результата до налогообложения не производится.