iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Украина: преступившие грань

Лидер парламентской фракции Блок Литвина Владимир Литвин не исключает силовой вариант развития событий в связи с политической ситуацией в стране. «Президент может ввести чрезвычайное положение в стране, и таким образом решить этот конфликт в свою пользу», – сказал Литвин, общаясь с журналистами в в кулуарах Рады.

Литвин также предположил, что фракции Блока Юлии Тимошенко и Партии регионов будут пытаться «переписать Конституцию под себя»: поднять процент, необходимый для прохождения в Раду и тем самым фактически создать в Украине двухпартийную систему. По мнению Литвина отношения Тимошенко и Ющенко перешли грань, отделявшую состояние холодной войны от жесткого противостояния.

Глядя на последние события, нельзя не признать, что Литвин прав. Война законов, президентских вето и толкований Конституции между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко уже идет. При этом, Тимошенко безусловно лидирует – ответы президентской команды в виде обвинений премьера сдаче украинских интересов России выглядят слабо. Кроме того, как гласит известная поговорка, тому, кто живет в стеклянном доме, не следует бросаться камнями. Сам Виктор Ющенко крайне уязвим по части обвинений в сотрудничестве с иностранным государством – правда, не Россией, а США. И можно не сомневаться, что мстительная Юлия Владимировна, придя к власти – а вероятность этого велика- заставить экс-президента испытать все прелести расследования его деятельности – если, конечно, допустить, что Виктор Ющенко потерпев поражение, задержится на территории Украины.

Но победа Тимошенко – один из возможных сценариев. Виктора Ющенко еще рано списывать со счета. В его активе остается еще тема противостояния возможной российской агрессии, уже ставшая мощным политическим фактором. Это противостояние – последний шанс для Виктора Ющенко, популярность которого катастрофически упала. Фактически президент оказался в вакууме – ему просто не с чем идти на выборы, противоречия внутри коалиции, с самого начала бывшей весьма неустойчивой, достигли критической черты, а никаких вариантов спасения не просматривается.В самом деле, что может предпринять Ющенко? Разогнать Раду, назначив досрочные выборы? Но ему не с чем на них идти, следом за рухнувшей коалицией НУНС-БЮТ трещит уже и сам НУНС. НУ спешно перетряхивает организации на местах – но трясти-то особо нечего! Местные организации «Нашей Украины» давно превратились в синекуры не столько даже для своих, сколько для их не отягощенных талантами родственников, так что перетряска выявило ожидаемый факт: трясти, по сути, нечего. Новые выборы в Раду, если дажепрезидент добьется ее разгона,во-первых, превратятся в откровенный фарс – граждане устали от политических интриг и есть риск, что к избирательным урнам они просто не пойдут. А во-вторых, можно с очень большой долей вероятности предсказать, что по результатам новых выборов в Раду Виктор Ющенко не выиграет ничего. Напротив, скорее он проиграет, и вообще лишится поддержки в Раде.

Вместе с тем, Виктор Ющенко за время своего президентства последовательно продвигал – и продвинул – своих сторонников в силовые структуры. СБУ сегодня можно считать вполне пропрезидентской силой. Приказы президента выполнят и Внутренние войска и армия. Добавим к этому влияние на президента его окружения, тесно связанного с США. Добавим родственные связи: как известно Ющенко и Саакашвили кумовья – и не надо говорить, что в политике подобные связи не имеют значения, все дело в том, что Ющенко, увы, не политик. В политике он фигура достаточно случайная и зависимая. Президент лишен внутреннего стержня – его роль выполняет первая леди, а та, в свою очередь, является кадровым сотрудником одного американского ведомства, из числа тех, в которых «бывших» сотрудников просто не бывает.Все это вместе взятое делает президента и его команду одной из наиболее заинтересованных в конфликте между Россией и Украиной сторон. Подобный конфликт дал бы Ющенко множество козырей в нынешней внутренней войне, раздирающей властные верха Украины: от объявления чрезвычайного положения, что дало бы ему возможность отсрочить любые выборы, до объявления антипатриотами и российскими агентами всех политических оппонентов, с соответствующими оргвыводами. При этом Ющенко к силовому сценарию очень активно подталкивают – а он, в свою очередь, предпринимает шаги по оказанию давления на Черноморский флот России, базирующийся в Севастополе.

Вместе с тем, на пути силового сценария есть немало барьеров. Силовой сценарий, сопряженный с введением чрезвычайного положении и балансированием на грани конфликта с Россией чреват длительной дестабилизацией в регионе. И здесь уже Ющенко удерживает ЕС, с которым он тоже должен считаться. На парижском саммите ЕС президенту Украины пришлось доказывать, что в стране нет политического кризиса. Однако его доводы были сочтены неубедительными. И если проамериканская часть ЕС, в ви виде недавно имплантированных в него стран бывшего Варшавского Договора и Прибалтики была целиком на стороне Украины, настаивая на том, что ЕС должен оказать ей безоговорочную поддержку, то «старые» члены ЕС были более осторожны. Ющенко рекомендовали не конфликтовать с Россией и добиваться согласия внутри страны.

Непростое положение и у Юлии Тимошенко. Во-первых, против нее работает субъективный фактор: не сумев распределить полномочия, являясь, по сути, единственным лидером и единственным публичным лицом БЮТ, она, по сути, находится на пределе человеческих сил. Высокие рейтинги БЮТ как на гвозде висят на ней одной – но гвоздь от непосильной нагрузки может согнуться или сломаться. Во-вторых, БЮТ может успешно работать в Раде только в союзе с Партией Регионов. В настоящее время их интересы, главный из которых состоит в ограничении власти Виктора Ющенко, совпадают. Но длительный союз представляется крайне маловероятным – слишком уж разнятся интересы основных спонсоров ПР и БЮТ.

Изменения в Конституцию, которые новый союз ПР и БЮТ, а также примкнувшая к ним КПУ пытаютсяпротащить через президентское вето,носят ситуативный характер. Они порождены не стратегией государственного строительства а чистой тактикой: как потеснить действующего президента. Но если в президентское кресло сядет Юлия Тимошенко (а такой сценарий вполне вероятен), то эти же изменения будут работать против нее. И девять шансов из десяти, что Леди Ю попытается внести в Конституцию новые изменения.

В целом, ситуация в Украине продолжает оставаться крайне нестабильной. Прогнозировать что-либо сложно, но я все же решусь на оптимистичный прогноз. Первое: роспуска Рады и досрочных ее выборов не будет. Второе: не будет и импичмента президента, о котором заговорили в Раде. Третье: вспышка противостояния с Россией, возникшая после событий в Грузии, мало-помалу сойдет на нет, чему сильно поспособствуют страны «старого» ЕС.Ситуация к Новому году охладится на 2-3 градуса, но, по-прежнему, останется нестабильной. Однако до президентских выборов никаких по настоящему резких движений в Украине не будет. Хотя бы по той причине, что выборы эти потребуют максимальной отдачи сил и ресурсов и никто сейчас не станет входить в большие политические баталии, требующие огромных затрат но не сулящие весомых результатов.
Этот прогноз, однако, не учитывает фактора случайности. А в нынешней, крайне взрывной ситуации, именно случайность и может сыграть решающую роль, полностью изменив расклад сил. К примеру, выход из игры – в результате несчастного случая или по состоянию здоровья – любого из двух основных игроков: Ющенко и Тимошенко, означал бы приход совершенно иной политической реальности. Сегодня в украинской политике все до крайности субъективно. Все слишком завязано на конкретных людей, со своими слабостями, пристрастиями, привычками, капризами – и, по большому счету, со своей жизнью и смертью. Украинская политика остается ристалищем, где сражаются одиночки – и тот факт, что за каждым из таких одиночек стоят могущественные финансовые группы и даже целые государства, ничего не меняет. Украинская политика пока не стала системой, способной жить по принципу «король умер – да здравствует король». Вместе с тем, определенные предпосылкик этому есть. Сегодняшний кризис в случае перехода «в разнос» грозит уж очень масштабными последствиями, притом не украинского а регионального уровня. Это заставляет тех, кто вкладывается в украинскую политику и экономику, всерьез задумываться о собственной безопасности. А потому, не исключено, что этот кризис, в ходе которого политические лидеры в азарте борьбыпреступили грань любого разумного риска, как раз и послужит толчком для окончательногооформления своего рода системы страхования вложений в украинскую политику.

Сергей Ильченко