iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Алена Аршинова: 2008 – год несбывшихся надежд

2008 год многие эксперты и политики расценивали как перспективный с точки зрения позитивного продвижения в деле урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Утверждалось, что гаранты, посредники и участники многолетнего противостояния созрели к реальным шагам навстречу друг к другу. Дважды – весной и осенью этого года – в открытых источниках и политических кулуарах говорилось о подписании серьезных документов, знаменующих начало финальной фазы урегулирования конфликта. Много слухов, версий и экспертных оценок озвучивалось в привязке к визитам молдавских руководителей в Москву и российских в Кишинев. Много говорилось о взаимных интересах, мерах доверия и исторических шансах. Но что мы имеем в канун 2008 года? Начнем с мер доверия. Ни одна, более или менее существенная мера доверия так и не была реализована. Предприятия Приднестровья по прежнему находятся в состоянии экономической блокады, и, более того, речь идет о том, что в 2009 году Кишинев не продлит льготный режим их налогообложения, а, следовательно, экономическое положение республики существенно ухудшится. В транспортной сфере стороны так и не смогли решить вопрос с запуском дизеля Кишинев – Тирасполь – Одесса. Десятки тысяч людей в летнюю жару мучились в многочасовых очередях на границе с Украиной, но политики так и не удосужились переступить через свои амбиции и решить этот элементарный вопрос. Обмен информационными ударами между сторонами также не способствовал процессу урегулирования. В условиях холодной войны пропасть между конфликтующими сторонами только углублялась.
В этом году также много говорилось о том, что Евросоюз и США готовы инвестировать крупные средства в поддержку миротворческих инициатив, но и этого на ожидаемом уровне так и не произошло. Финансирование отдельных, не влияющих на стратегию урегулирования программ – не в счет. Отдельные общественные инициативы в форме встреч лидеров НПО, журналистов и бизнесменов, конечно, имели позитивный резонанс, но реального влияния на процесс урегулирования также не оказали.
Дело в том, что разногласия между политико-экономическими элитами Молдовы и Приднестровья за этот год только усилились. Они касаются экономики, геополитики, и, главное, самих стратегий дальнейшего развития РМ и ПМР. Максимум, на что способно Кишиневское руководство, так это на предложение для Приднестровья автономии в составе Молдовы. Уверена, что выдвигающие эту инициативу политики, сами понимают, что она изначально нежизнеспособна. Да, Приднестровье непризнанное, но тем не менее, реально существующее независимое государство. В течение уже почти 19 лет с момента своего создания, оно находится в конфликтных отношениях с Молдовой. Эти отношения включают в себя войну 1992 года, экономические и информационные блокады. На этом фоне предложение автономии звучит как закамуфлированный отказ от любого продуктивного диалога.
В контексте этого ММК-НДП «ПРОРЫВ!» предлагал и продолжает предлагать на начальном этапе сконцентрироваться не на конечном формате урегулирования конфликта, а на конкретных мерах доверия, которые будут способствовать разрядке напряженности в зоне молдо-приднестровского противостояния. Наши инициативы сводились к осуществлению реальных действий по разблокированию экономических систем, транспортных артерий и одновременному повышению уровня жизни, как в РМ, так и в ПМР. Мы предлагали «разрядку напряженности» в информационно-политической сфере и на личном примере продемонстрировали готовность к диалогу на уровне гражданского общества.
2008 год показал, что именно наш подход является наиболее продуктивным. Иные методы оказались полностью провальными. В 2008 году стороны не только ни на шаг не приблизились друг к другу, но в чем-то даже отдалились. Признание Россией Южной Осетии и Абхазии дало новые надежды приднестровцам, и серьезно насторожило Кишинев. Произошла активизация радикальных сил полностью отвергающих любые формы диалога. В этих условиях может произойти окончательное замораживание конфликта, с перспективой его неожиданного обострения по грузино-осетинскому сценарию. Это приведет не только к трагедии регионального масштаба, но и серьезно дестабилизирует все балканское направление. Профилактикой такого варианта развития событий могут быть только комплексные меры доверия между конфликтующими сторонами. Они должны затронуть в первую очередь экономику, транспорт, правовое и информационно-политическое пространства. Эти действия должны быть поддержаны, как правящими элитами РМ и ПМР, так и гражданским обществом сторон. Пора понять, что только отказ от диктата и грубого навязывания неприемлемых условий для одной из сторон конфликта может способствовать его мирному урегулированию. И еще важно помнить, что «плохой» мир лучше «хорошей» войны.