iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Медведев: Национальная конкурентоспособность – наша стратегическая цель

Вчера, 18 ноября, российский президент принял участие в заседании Государственного совета «О мерах по развитию национальной конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса» в Ижевске. Открывая заседание, Дмитрий Медведев выступил с обращением к участникам.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего заседания Государственного совета Российской Федерации «Национальная конкурентоспособность», причём в текущих экономических условиях. Конкурентоспособность вообще понятие не абстрактное, это не книжная какая-то категория, а абсолютно практическая вещь, но и сегодня, когда мы с вами будем говорить о конкурентоспособности, будем говорить в привязке к текущей финансовой и экономической ситуации.

Национальная конкурентоспособность была и остаётся нашей стратегической целью. Я говорил недавно в своём послании, говорил о том, что в сегодняшних очень непростых условиях, вызванных кризисом, мы тем не менее ни на один день не должны откладывать решение задач, которые служат дальнейшему развитию нашей экономики, нашей хозяйственной жизни.

Степень интеграции России в мировую экономику существенно возросла, она сейчас высокая. С этим связаны и значительные преимущества и, естественно, проблемы. Мы не можем не испытать на себе последствия того финансового кризиса, который сегодня переживает весь мир. Но развитие страны по инновационному пути, внедрение передовых технологий, увеличение производительности труда никакой альтернативы не имеют, это мы с вами тоже понимаем, и все перечисленные позиции в комплексе являются и лучшим антикризисным средством.

В этом направлении государством уже предприняты определённые шаги, первоочередные шаги. Правительством принят и реализуется соответствующий план действий. Этот план действий охватывает и финансовую, и банковскую сферы, ключевые отрасли экономики, малый и средний бизнес. Это основные составляющие.

Должны быть приняты активные меры по поддержке внутреннего спроса, по поддержке и по оптимальному регулированию в текущих условиях рынка труда, социальной поддержке наименее обеспеченных слоёв населения. Всего на стабилизационные мероприятия будет израсходовано около 5 триллионов рублей. Но это тоже не окончательная цифра, мы с вами прекрасно понимаем, что масштабы текущих проблем, которые охватили мировую экономику, мировую финансовую систему таковы, что нам может потребоваться принятие дополнительных решений, и они будут приняты.

Какова ключевая задача? Ключевая задача – обеспечить реальное финансирование промышленности, сельского хозяйства, то есть финансирование так называемого реального сектора. Глобальный кризис потребует от нас и новых мер по его поддержке. Мы занимались этим последние годы, многое стало получаться, хотя далеко не всё. Но сейчас потребуются дополнительные меры. Мы будем их принимать. К числу таких мер, естественно, будут относиться и дополнительные меры по капитализации институтов развития банков, чем мы, собственно, сейчас и занимаемся. Контролем за целевым использованием каждого выделенного рубля должны заниматься Правительство и Банк России. Я уже некоторое время назад говорил об этом и ещё раз в этом зале хотел бы повторить в присутствии руководителей всех субъектов нашей страны: это большие деньги, и главное, чтобы они были потрачены на дело. Я даже сейчас не говорю о злоупотреблениях, тут даже комментировать нечего, за это нужно наказывать самым жёстким образом, – я говорю о нецелевом использовании средств, пусть даже для самых благовидных направлений развития. Или же о тех проблемах, которые  связаны с текущей ситуацией в банковской сфере, о пробивке «тромбов», которые образовались сегодня в финансовой сфере. Это не только наша проблема. К сожалению, кризис доверия в банковской сфере, финансовой сфере, финансовые проблемы, проблемы с ликвидностью существуют в большинстве развитых стран мира. Но от этого не легче, этим нужно заниматься у себя дома. Я хотел бы, чтобы все руководители регионов также уделяли этой проблеме самое пристальное внимание, тем более что значительная часть банков, собственно региональные банки, небольшие банки находятся у вас в субъектах федерации.

Чтобы такие действия носили системный характер, а не фрагментарный, каждый субъект Федерации должен иметь свой план действий. Это не может быть какая-то унифицированная схема: смешно создавать какую-то схему в Москве, потом развёртывать в регионы, это должны быть ваши собственные разработки, но они должны быть. Этот план должен быть создан и принят в установлённом порядке. Крайне важная вещь – это организация постоянного мониторинга занятости. Нужно постоянно, в ежедневном режиме анализировать ситуацию на рынке труда, увеличивать – по мере возможности, конечно, – финансирование программ занятости, потому что эти проблемы могут обостряться, и работать здесь нужно консолидированно вместе со всеми участниками трудовых отношений: и с работодателями, и с общественными организациями, и с профессиональными союзами.

Ещё одна очень важная проблема, которая, конечно, касается всех здесь присутствующих (я уверен, что вы об этом скажете в своих выступлениях), – это наполнение региональных бюджетов. Мы сейчас, во-первых, прорабатываем вопрос об увеличении соответствующих денежных средств, которые будут направлены на поддержку субъектов Российской Федерации. Об этом мы поговорим. Здесь присутствуют соответствующие руководители Правительства. И, во-вторых, будут предоставляться бюджетные кредиты на покрытие кассовых разрывов. При этом мы конечно не должны забывать и о совершенствовании межбюджетных отношений. Совершенствование межбюджетных отношений – это всё-таки дополнительный ресурс, важнейший инструмент реализации долгосрочных национальных планов.

Особое внимание просил бы уделить малому бизнесу. Понятно, что в малом и среднем бизнесе есть серьёзный потенциал для создания новых рабочих мест, для предупреждения безработицы и социальных издержек. Конечно, речь пойдёт и о снижении административных барьеров, финансовой и инфраструктурной поддержке. Мы об этих вещах говорим, как заклинания, но очевидно, что в нынешних условиях поддержка малого и среднего бизнеса – это не просто один из национальных приоритетов, которым мы с вами занимаемся, но это и способ сохранения экономического потенциала, в ряде случаев – это и способ сохранения квалифицированных кадров. Поэтому программы поддержки малого и среднего бизнеса должны быть, в самом лучшем смысле этого слова, радикальными. Они и раньше должны были быть существенными, но сейчас они должны быть просто очень серьезными.

Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что необходимые структурные изменения в нашей экономике могут произойти только при усилении конкуренции в каждой из российских территорий и во всех секторах экономики. Поэтому мы должны задать себе ряд вопросов, на которые должны быть даны адекватные ответы. Вопросы достаточно простые, но от этого не менее актуальные – например, такие: каков уровень предпринимательской свободы в регионе, насколько эффективны политика снижения административных барьеров, антикоррупционные меры, меры антимонопольного регулирования в регионе, поддержка инноваций и технологических модернизаций, новых технологических подходов в компаниях – естественно, которые действуют в регионе же. Если поставить эти вопросы – понятно, что на них не будет лёгких ответов. Но тем не менее это как раз то, чем мы с вами должны совместно заниматься.

Необходимо также задуматься в отношении факторов, которые в ближайшем будущем дадут нам возможность успешно конкурировать с крупнейшими зарубежными корпорациями. Сейчас очень важно формировать условия для поддержки экспорта и на федеральном уровне, и на региональном уровне, стимулировать расширение и освоение новых рынков.

Я сейчас был на одном из предприятий: Ижевский радиозавод, крупное серьёзное предприятие – и в советский период было очень крупное, и сейчас весьма крупное, но, что удачно, они действительно сейчас довольно активно занялись высокотехнологичным бизнесом, создают новые разработки, которые, по сути, используются во всех летательных аппаратах, в других местах. Почему я об этом говорю? Потому что особенно важно, чтобы не просто инновации коммерциализировались и превращались уже в конкретные продукты, но и чтобы эти продукты продвигались на рынках. Мы с вами понимаем, что в условиях жёсткой конкуренции и глобального экономического кризиса какие-то рынки будут закрываться, и мы должны сделать всё, чтобы – если мы на эти рынки всё-таки залезли – нас оттуда не выдавили, но по возможности, конечно, и на какие-то новые рынки попасть. Это отдельная очень непростая система продвижения, особенно в условиях, когда государства, несмотря на всякого рода призывы, а эти призывы прозвучали в ходе саммита в Вашингтоне, всё равно будут предпринимать протекционистские меры, хотя все подписались, что называется, под тем, что будут стараться не делать этого.

У нас есть возможности по продвижению на пространстве СНГ – надо по максимуму использовать эти возможности для того, чтобы работать в Содружестве, для того, чтобы создавать новые проекты. Для этого соответственно использовать совместные институты развития, такие институты существуют, надо работать над высокотехнологичными кооперационными проектами. По возможности, естественно, использовать в качестве одной или основной валюты такого рода расчётов российский рубль. Это как раз одно из слагаемых для того, чтобы российский рубль постепенно превратился в одну из региональных международных валют. В том числе эти вопросы я предлагаю обсудить в декабре на совместном заседании Совета безопасности и Государственного совета, я имею в виду вопросы, связанные с сотрудничеством в рамках СНГ, и некоторые другие вопросы.

Теперь два слова по поводу вот этих саммитов, которые прошли в Европе и Америке. И там, и там мы обсуждали ситуацию, связанную с текущими проблемами в международном финансовом обращении, в экономиках. Обсуждали пути восстановления мирового финансового порядка. Я говорил и о роли нашей страны, и о тех мерах, которые мы предлагаем, и о наших идеях в отношении создания глобальных институтов координации регулирования в этой сфере.

Этот процесс очень непростой, но то, что состоялась такая встреча и по итогам этой встречи была согласована декларация, – это всё-таки первый шаг, международный первый шаг по преодолению последствий этого кризиса, с одной стороны, и с другой стороны – по выстраиванию конфигурации работы в будущем. В целом это разумный и правильный шаг, но, к сожалению, этого ещё совсем недостаточно. Мы будем эти договоренности, естественно, развивать в собственном законодательстве, будем предпринимать те шаги, которые уже объявили, будем выполнять те обязательства, которые взяли на себя в рамках соответствующих программ, в рамках тех договорённостей, которые в том числе обсуждались в ходе саммитов. В этом смысле я жду от Правительства Российской Федерации всех необходимых действий, направленных на выполнение этих договоренностей.

Мы давно сделали свой шаг в пользу глубокой интеграции в мировое хозяйство. Никакой альтернативы, естественно, этому не было и нет. Мы и сейчас используем определённые преимущества нашего присутствия в мировой экономике. Перечислять их не буду, но, как я уже сказал вначале, есть и издержки, и их нам необходимо минимизировать.

Россия вместе с другими государствами готова создавать механизмы, которые будут формировать новую финансовую систему и одновременно блокировать ошибочные решения, которые могут приниматься в других странах. Надо, конечно, и за своими решениями следить, и это тоже немаловажно, но в ряде случаев мы зависимы от тех решений, которые принимаются в других государствах, особенно в крупных экономиках. Экономики глобальны, финансовая система глобальна, и поэтому ничего подобного тому, что случилось, раньше не было. Я уже говорил об этом на саммите и ещё раз здесь повторю: когда пытаются проводить аналогии с финансовыми проблемами, которые были в тридцатые годы, в конце двадцатых годов – времена великой депрессии, семидесятых – восьмидесятых годы всякого роды мировые кризисы – все сравнения хромают, они неверные, потому что это первый международный кризис в эпоху глобальной экономики и глобальных финансов. Отсюда и проблемы, потому что никто не знает закономерности этого кризиса, и определённые надежды, потому что всё-таки в условиях глобальной финансовой системы какие-то проблемы будет чуть проще развязать. Поэтому мы должны с вами наши национальные интересы сочетать с использованием существующих возможностей и тех конкурентных преимуществ, которые есть в нашей стране.