Комментарий агентства НИКА-пресс
Сразу наделавшая много шуму, но уже мало обсуждаемая в приднестровском обществе тема – эпатажная выходка спикера приднестровского парламента Евгения Шевчука с его публичным заявлением об отставке. По всем городам и весям после развала Советского Союза не было еще случая, чтобы какой-либо высокопоставленный чиновник добровольно сложил с себя должностные властные полномочия по политическим разногласиям с оппонентами.
Приднестровский прецедент – войдет в историю.
Поначалу, конечно, пенсионерский и бюджетный электорат занервничал – кабы чего не вышло с российскими прибавками к пенсиям, да с обещанными в начале года повышениями зарплаты, но когда с задержкой всего на день-два пенсии все же пошли, а Минфин с телевизионной трибуны заверил, что с осени вырастет зарплата, народ чуток угомонился, и тема перешла в разряд обсуждаемых аналитиками.
Поэтому – обо всем по порядку.
Для начала о том, что было вызывающе-шокирующим в обращении Шевчука. Вот характерная цитата: «Сегодня ПМР, как ржавчина, разъедают коррупция, семейственность, кумовство, стало традицией, когда аргументы профессионалов второстепенны. Основным принципом построения системы управления становится принцип личной преданности личности, а не преданности вверенному делу. А главное – Приднестровье от так называемой «самодостаточности» скатывается к обширной бедности, которая является основной угрозой как для каждого гражданина Приднестровской Молдавской Республики, так и для государства».
Шевчук констатирует это как-то отстраненно, будто бы сам он и не был на вершине власти несколько лет, будто бы не под его руководством депутатский корпус так и не принял закон о коррупции, будто бы сам он когда-нибудь слушал аргументы профессионалов при обсуждении инициированных им самим законопроектов… Чего стоит только предложенная им поправка в законы об экстремизме, СМИ и в Избирательный кодекс, согласно которым редакторы печатных изданий обязаны были бы до выхода газет в свет предоставлять сигнальные экземпляры в прокуратуру для проверки на предмет их лояльности. Столь откровенная цензура предлагалась вопреки конституционному утверждению о ее отсутствии в Приднестровье.
Дальше в обращении следует ряд популистских заигрываний с публикой: «Сегодня, когда наша важнейшая задача – дать работу людям, защитить слабых, при попустительстве, а, возможно, и при участии ответственных лиц в Приднестровье дан импульс разжиганию политической нетерпимости, столь же уничижающей и способной привести к жестоким гонениям, сколь и аморальной». И еще более интригующе: «Для нашей маленькой республики предлагается двухпалатный парламент, при этом нижняя палата избирается, а верхняя утверждается при прямом участии исполнительных органов власти. Предлагается, что должностным лицам исполнительных органов власти уже официально будет разрешено заниматься политической деятельностью и занимать другую оплачиваемую должность в коммерческой структуре».
Здесь особо комментировать не будем, лишь уточним, что в опубликованных в приднестровских СМИ проектах конституционных поправок нет ни слова о том, что госчиновникам будет разрешено заниматься коммерцией. Это выдумка чистой воды.
А вот, наконец, аргумент, вроде бы подготавливающий объяснение причин скоропалительной отставки: «В угоду нескольким лицам после 2000 года опять навязывается радикальное перекраивание Конституции. И, по-моему, реальная цель этого проекта Конституции – борьба за власть и за сохранение группы лиц у власти и у бюджетной кормушки. Это нельзя поддержать, этого нельзя не замечать, и время действовать для всех. Обращаюсь ко всем приднестровцам: не поддавайтесь на обман, ложь, игнорируйте и не поддерживайте подобные уловки власть предержащих!».
Потому, надо понимать, он и начал действовать первым? Но тут тоже просматривается отсутствие логики. Депутаты затеяли свои конституционные преобразования под флагом гармонизации приднестровской и российской конституций. В этом и был их главный козырь. Когда же конституционная комиссия, созданная Игорем Смирновым, заявила, что, в таком случае, гармонизация должна быть полной, а не локальной, инициаторы из парламента быстро поняли, что это ловушка, которую они сами себе подстроили – в России не Верховный Совет, а двухпалатное Государственное Собрание. То есть, депутатам рулить будет не чем. Поэтому: «Это нельзя поддержать, этого нельзя не замечать, и время действовать для всех». Последний призыв к действию звучит достаточно двусмысленно: или следовать примеру спикера да уходить с полей политических сражений, или поднимать народ на узурпатора? А на счет уловок «власть предержащих»? Вообще в голове не укладывается, ведь Шевчук и сам до сих пор еще официально «власть предержащий»? И не есть ли его собственное заявление об отставке – глубоко и далеко идущая уловка?
Один из главных оппонентов Шевчука в публичной борьбе государственный советник президента Анна Волкова усмотрела в данных призывах оттенок экстремизма, прямо отметив в своей статье для приднестровских СМИ «Итог «невинной дискуссии», что это прямое подстрекательство граждан. Сам же выпад со сложением полномочий оценила в своей постоянной манере – уничижительно: “Прощай, мой табор, я спел в последний раз? Кто первый бежит с корабля?».
Республиканский координационный совет общественных объединений и политических партий региона тут же откликнулся заявлением, в котором отметил, что «понятно желание Шевчука уйти от ответственности в столь сложный для ПМР момент», и в свою очередь осудил «подстрекательский призыв Шевчука, обращенный к гражданам, в т.ч. “от милиционера до рядового солдата”, к “объединению и непосредственным и энергичным действиям”. РКС в этих условиях «предупреждает лидера партии “Обновление” о недопустимости накаливания обстановки и заверяет граждан Приднестровской Молдавской Республики в том, что политический авантюризм встретит достойный отпор».
Аналитики выдвигают несколько версий, способных пролить свет на причины этого демарша.
Первая. Понял, что, взяв на себя ответственность за отзыв коллективной инициативы, допустил серьезную ошибку и поставил себя в позу «мальчика для битья», а мишенью сделал весь Верховный Совет.
Вторая. Перед завершением срока депутатских полномочий решил громко хлопнуть дверью и тем самым начать подготовку к предстоящим президентским выборам.
Третья. Самая сомнительная. Пошел на самозакланье, чтобы во внезапно расколовшемся обществе снова установилась идиллия единогласия.
Наконец, четвертая. Наиболее предпочтительная: дали такую установку. Намеки на это не только косвенные. Спикер, который завтра собирается громко хлопнуть дверью, сегодня не будет отправляться в командировку в Москву для решения перспективных вопросов. Спикер, который в среду собирается демонстративно выступить с последним заявлением, не будет во вторник, лучезарно улыбаясь, проводить заседание президиума с далеко идущими планами. Значит, в промежутке между завтра и сегодня состоялось совещание под кодовым названием «Рокировка». Может быть, у президента с олигархами. Может быть, между олигархами. Может быть, даже в обмен на урезание власти Александра Королева, которого так хотели вообще убрать под видом гармонизации конституций…
Не исключено, что все версии могут быть объединены в пятую, и в той или иной степени все причины имеют место. В зарубежной прессе особого отклика это событие не вызвало. В тот день на сессии ошарашенные заявлением депутаты после нескольких минут молчания назвали решение Шевчука поступком «настоящего мужчины». А политологи, когда улеглась пыль страстей, сделали более прагматичные выводы. «Отставка в момент обострения противоречий между структурами власти объективно означает признак бессилия Председателя ВС в сложившейся ситуации… Народ склонен поддерживать тех, кто на удар отвечает сокрушительным ударом, а не хлопает дверью в знак протеста, пусть даже и справедливого». Это, кстати, мнение вечно оппозиционного Андрея Сафонова, которого трудно заподозрить в симпатиях к Игорю Смирнову…
PS. На 16 июля Евгений Шевчук планировал проведение пресс-конференции по итогам деятельности приднестровского парламента в ходе весенней сессии. То есть, по итогам его руководящей линии. Журналисты настраивались на откровенный разговор, в том числе и по щекотливой теме, связанной с отставкой. Вчера пресс-конференцию отменили. Тоже предупреждение из «руководящего штаба», чтобы не наговорил лишнего?
PPS. В день подачи Шевчуком обращения об отставке депутаты не приняли окончательного решения, отметив, что 15 июля, на очередном заседании сессии они выступят со специальным заявлением Верховного Совета по ситуации, сложившейся в республике. То есть, могут быть новые неожиданности?