Комментируя внутриполитическую ситуацию в РМ и ПМР, лидер ММК-НДП «ПРОРЫВ!» Дмитрий Соин отметил следующее.
И Молдова и Приднестровье практически одновременно вступили в полосу внутренних трансформаций. В РМ они начались с апрельского кризиса, который стартовал с беспорядков на центральной площади Кишинева и политического пата по итогам голосования, а закончились 29 июля поражением коммунистов на досрочных парламентских выборах. Сегодня уходящие, но еще не потерявшие силу коммунисты противостоят победившей, но еще не окрепшей оппозиции.
Учитывая властный опыт и железную хватку коммунистов еще вчера с высока взиравших на своих либеральных оппонентов борьба может растянуться на месяцы и даже годы. В контексте этого не исключены тактические победы бывшей партии власти. Но объективно оценивая ситуацию можно не сомневаться в том, что коммунисты потерпели стратегическое поражение. Время их единовластия прошло, а количество поданных за ПКРМ голосов избирателей и соответственно депутатских мест будет неуклонно снижаться.
Варианты с коалициями для коммунистов были бы самыми оптимальными и возможно продлили их пребывание у власти, но весь период своего политического господства ПКРМ, так вела себя с оппозицией и со всеми кто был не с ними, что последующая дружба видится нереальной. А события развивавшиеся с апреля по июль текущего года вообще побудили либерально-демократический блок пока робко, но это только начало поставить вопрос о декоммунизации страны, расследовании деятельности ПКРМ за весь период нахождения у власти и особенно в апреле текущего года. Коммунисты преподнесли наглядный урок того, как можно остаться в одиночестве в окружении жаждущих мести за прошлые обиды и репрессии противников.
Не вдаваясь в подробности сценариев иллюстрирующих политический процесс в Молдове, просто отмечу, что как минимум год, а может более длительное время в РМ уйдет на системную «презагрузку». Произойдет чистка управленческой элиты, будет меняться кадровый состав и структура силовых ведомств – в первую очередь спецслужб и полиции, произойдет чистка «пропагандистских псов» ПКРМ в государственных СМИ Молдовы. Созданный за годы правления Воронина крупный «семейный» бизнес видимо тоже будет демонтирован, произойдет демонополизация экономики. Это будет болезненная операция, на которую потребуется время. И что особенно важно в этот же период произойдут существенные геополитические подвижки в РМ.
Само название новой правящей коалиции не оставляет сомнений в том, что страна пойдет в сторону Европы. Этот очень досадный для России факт будет во многом определять региональный расклад сил. Можно не сомневаться в том, что в Молдове существенно усилятся позиции евроатлантических структур. Это органы и Евросоюза, и ОБСЕ, и в каком-то отношении НАТО. Конечно, совершенно иначе будет чувствовать себя Румыния, для которой поражение коммунистов было вообще делом принципиальным. Уверен, что в ближайшее время визы для румын будут отменены, а препятствия в получении гражданства Румынии минимизированы.
При таком раскладе Россия что-то сохранит в Молдове лишь благодаря своей региональной энергетической миссии. Возможно, и пересмотр молдавской стратегии позволит смягчить последствия коммунистического провала для Москвы. Речь идет об изменениях в принципах работы с гражданским обществом, независимыми СМИ и формировании широкой пророссийской коалиции на основе нескольких партий. Но на это уйдет время и борьба за влияние на Молдову будет очень серьезной.
В свою очередь европейцы и американцы абсолютно спокойно по нарастающей продолжат осваивать молдавское пространство, что в общем то логично. Вопросы кредитования, инвестиций и торговых льгот для Молдовы теперь будут решаться через Евросоюз и возможности США.
Какое-то время продлится геополитическая турбулентность, когда бывшие российские ниши будут занимать западные политические, экономические, гуманитарные и прочие структуры. Из этого можно сделать простой вывод – примерно год Молдове будет не до Приднестровья. Возможно, Приднестровье вообще перестанет интересовать устремленных в Европу демократов и либералов, а сама тема будет поддерживаться искусственно. Вроде как наша территория и мы требуем переговоров и договоренностей. Ну и конечно денег на непростой и тернистый путь урегулирования конфликта. А ведь в новых реалиях ПМР превращается в объективный тормоз для евроинтеграции Молдовы. Пророссийская республика не готова последовать примеру РМ и разорвав отношения с Москвой бодро пошагать в Европу. Во всяком случае, сегодня или завтра. Не секрет, что у европейцев есть четкие критерии для вступления в ЕС и даже в НАТО – это отсутствие пограничных конфликтов и территориальных проблем. Так что интрига с разрешением молдо-приднестровского конфликта становится все более закрученной. Возможно, из Кишинева после консультаций с Брюсселем и Вашингтоном последует либо «очень выгодное» для Тирасполя предложение, либо ЕС начнет делать из Молдовы «европейскую витрину» для Приднестровья в расчете на то, что наше население изменит свой взгляд на геополитические приоритеты.
А что на этом фоне в Приднестровье? И у нас очень весело. Примерно в то же самое время, что и в Молдове в ПМР возник свой политический конфликт. Он выразился в борьбе вокруг пресловутых депутатских поправок в Конституцию и до сих пор считается полностью не урегулированным. Депутаты как когда-то декабристы Герцена разбудили исполнительную вертикаль и породили встречную конституционную реформу. Итог известен – государственная конституционная комиссия родила новый проект Основного Закона страны, а Евгений Шевчук лишился кресла спикера приднестровского парламента. Так как разговор идет о том, что и так подробно освещалось в республиканских СМИ, подчеркну, что нам просто крупно повезло. Если бы битва ветеранов ОСТКа и депутатов происходила на фоне политической стабильности в Молдове, то она уж точно вмешалась в ход событий. А зная настрой по отношению к нам Воронина и его команды можно представить себе, что это было бы. Одними критическими заметками в СМИ дело явно не обошлось. Так что одновременная «перезагрузка» и Молдовы и Приднестровья как не странно стала главным гарантом стабильности в отношениях между Кишиневом и Тирасполем. То есть, отношений нет и настаивать на них как бы и не с руки – есть внутренние, более актуальные проблемы. Для проформы делаются какие-то ничего не значащие заявления сторон, но реальной работы по урегулированию конфликта не ведется. И внешние игроки и внутренние центры силы внимательно наблюдают за ходом политической «перезагрузки» в Тирасполе и Кишиневе. Не только наблюдают – активно в этом участвуют. Можно только предположить, что будет после наступления политической стабильности и в РМ и в ПМР. Тема «урегулирования» вновь станет актуальной и вот тут-то в лидерах процесса окажется та сторона, у которой в результате «перезагрузки» возникнет преимущественная позиция. Это более мобильная политическая система, устойчивая экономика и достойное социальное обеспечение.