Кишиневские эксперты, действующие в рамках проекта Причерноморского регионального сотрудничества, и при участии Института публичной политики завершили работу над докладом «Обобщенные оценки приднестровской проблемы» по состоянию на 15 октября 2009 года. Разделенный на две части документ относительно объективно и одинаково критически оценивают положение дел на обоих берегах Днестра и вольно или невольно показывает весьма отдаленные перспективы разрешения политико-территориального конфликта на Днестре. Кроме того, отмечается резко пренебрежительное отношение авторов текста к Приднестровью, как к части конфликта, что выражено в графических деталях документа и представляется излишней роскошью в экспертной работе, от которой они предпочли не отказываться. К примеру, аббревиатуру, обозначающую название республики на левом берегу Днестра, равно как и название местного высшего законодательного органа, они пишу с маленьких букв и в кавычках.
Авторы отмечают, что либерально-демократическая коалиция РМ «поддерживает продолжение переговоров в формате «5+2», но указывают, что в официальных документах нового правительства нет внятных формулировок и ссылок, подтверждающих унитарный характер страны, «объединенной вследствие решения приднестровского конфликта.., а программа деятельности правительства Филата не предоставляет достаточно информации для ее более глубоко анализа».
Автор доклада, продемонстрировав свой въедливый характер, отметил следующий, несомненно, мало приятный для «кабинета Филата» факт: «…Деятельность нового правительства относительно приднестровской проблематики трудно анализировать из-за того, что на портале правительства нет никакой информации о существовании вице-премьера, ответственного за реинтеграцию страны. Имя Виктора Осипова (отраслевого вице-премьера) содержится только в некоторых информационных сообщениях».
«Приднестровскую картину» эксперты рассматривают через призму начавшихся на левом берегу конституционных реформ и последствия этого процесса, отражающегося в первую очередь на взаимоотношениях Тирасполя и Москвы. Они пишут: «… Повторяющиеся инициативы Шевчука продемонстрировали, что Смирнов и Россия не способны контролировать процесс формирования «верховного совета», равно как и его поведение.., что означает, что в «пмр» уже существует полюс власти, который, по крайней мере, теоретически может влиять на ситуацию в Приднестровье в ущерб интересам РФ».
В итоге эксперты делают следующий вывод: «Конфликт между Смирновым и значительной частью местной политической элиты принял открытые жесткие формы. Впервые нет определенности применительно к формам завершения этого конфликта, а также впервые Смирнов подвергается критике со стороны публичных персон из Москвы. В то же время хорошо известны контакты Шевчука в Москве, в особенности по линии МИДа РФ, равно как и открытый конфликт между Смирновым и послом РФ в РМ Кузьминым. Не исключено, что эта двойственность в отношениях Москвы и Приднестровья является следствием возникшей конкуренции между различными группами интересов в Москве, невозможной, когда Путин был президентом России»…
Авторы доклада также констатируют, что «Смирнов в качестве послушного проводника интересов России в Приднестровье исчерпал себя и стал для нее проблемой. Положение в непризнанной республике оценивают как неопределенное и считают, что оно дает Молдове «больше шансов и возможностей для реализации политик, которые ведут к определению жизнеспособного и устойчивого решения приднестровского конфликта». На вопрос агентства НИКА-пресс, что подразумевается, как следует понимать упоминание о «больших шансах Молдовы», один из девяти авторов доклада, пожелавший остаться не названным, сказал об открывающихся возможностях новых властей РМ проводить эффективную и целенаправленную информационно-пропагандистскую работу в Левобережье.
НИКА-пресс