О некоторых итогах молдавского референдума 5 сентября 2010 года корреспондент агентства НИКА-пресс беседует с исполнительным директором Ассоциации «ADEPT», кишиневским политологом Игорем Боцаном.
– На следующий день после объявления Центральной избирательной комиссией Молдовы о несостоявшемся референдуме по причине низкой явки избирателей, один из лидеров Коалиции «За европейскую интеграцию», премьер-министр РМ Влад Филат сказал, что ничего страшно в стране не случилось. Что же, на Ваш взгляд, случилось? И случилось ли?
– Случилось, конечно… Пусть не страшное, но многое. По-моему, произошло событие, на основании которого можно делать однозначные выводы. Во-первых, Коалиция, организовавшая плебисцит и призывавшая граждан к активному в нем участию, получила вотум недоверия подавляющего числа электората. Я бы даже сказал, жесткий вотум недоверия. Во-вторых, вечером 5 сентября лидеры Коалиции в ответ на низкую явку избирателей заявили, что в самые ближайшие сроки парламент будет распущен. В связи с этим появляется вопрос: а зачем нужен был референдум? Далее рассуждаем. Референдум, как утверждали либерально-демократические власти страны, организовывали для разрешения конституционного кризиса. Но если референдум не состоялся, и, стало быть, не разрешен кризис, парламент-то зачем распускать? Чтобы этот кризис еще больше углубить? Ничего не сходится.
– Действительно, вопросов к авторам несостоявшейся затеи много; очевидно, будет еще больше. К примеру, распущенный парламент повлечет за собой новые выборы в высший законодательный орган, который, в свою очередь, должен будет избрать президента страны. И если его новый состав окажется такой же, как теперь (теоретически это допустимо), то где гарантии, что он сумеет избрать главу государства?
– Это не самые грустные выводы. На деле получилось, что коммунисты, видя, как изворачиваются, а то и просто лгут их политические противники, оказались более ответственными, призывая к бойкоту плебисцита. После провала голосования 5 сентября все воочию увидели, что коммунисты правы, говоря, что референдум не нужен, что это пустая трата времени и средств. И наконец, парламентские выборы состоятся точно и практически в те сроки, которые называют коммунисты.
– Словом, густо заваренная каша… Все так запутанно, что легче начать с «чистого листа». Но и тогда нет гарантий, что все закончится и государственные механизмы, наконец, начнут работать.
– Это называется по-другому. И никакой это не конституционный и даже не политический по большому счету кризис. Неумение договариваться – вот главная беда действующих молдавских политиков. А такое их неумение относится к отсутствию профессиональных навыков. Известно ведь, что люди без них в любой сфере деятельности, как правило, остаются без работы.
– Нынешний состав парламента может избрать президента Молдовы? Кстати, в период кризиса звучали и такие, будто бы основанные на законе и элементарной логике предложения.
– Нет, не может. Безусловно, будет сформирован новый депутатский корпус, который, как я полагаю, займется изменением законодательства, регламентирующего выборы президента прямым и всенародным голосованием. Наверное, это случится к концу декабря текущего года.
– Господин Боцан, а претензии ряда политиков к молдавскому обществу, обвиняемому в безразличии, в отсутствии какой-либо ответственности за судьбы страны и прочих грехах, связанных с гражданской слепотой, Вы принимаете?
– Нет, не принимаю. Отношение большинства молдавских избирателей к референдуму и ко всему, что было вокруг него и что могло бы быть после подсчета голосов, показало – в Молдове есть то, что принято называть гражданским обществом. Оно-то и показало свой характер.
– Можно ли считать тех, кто не вышел к избирательным урнам 5 сентября, сторонниками Партии коммунистов вообще и будущими симпатизантами ПКРМ в ходе предстоящей избирательной кампании?
– Нет. Убежден, что, к примеру, те, кому не нравится поведение исполняющего обязанности президента РМ Гимпу, его высказывания по большому перечню «вечных молдавских проблем» (территориальных, политических, языковых, менальных…), подписанные им указы о наградах и установки памятников, не обязательно являются социальной опорой коммунистов. Наше общество сконструировано все-таки сложнее. Оно в том числе и вследствие двадцатилетней противоречивой истории страны выглядит заметно разнообразным. И значительная его часть способна довольно точно реагировать на откровенные «шалости политиков».
– А как будут развиваться события в коммунистическом лагере Молдовы? Коммунисты-воронинцы почувствовали свою силу, на их горизонте появился обнадеживающий просвет… Не наделают ли чего-нибудь товарищи на радостях?
– Конечно, такой исход референдума коммунистов сильно воодушевит. Это является и отличной стартовой площадкой для ПКРМ, с которой они начнут новую парламентскую кампанию. Остальное пусть будет на их совести.
– А если либерально-демократическая власть откажется распускать парламент?
– Это будет рискованным шагом. Насколько мне известно, Европа на этот счет имеет строгое мнение, которое оформлено соответствующим документом, направленным высшему руководству страны.