iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

День молдавского сурка в политике и урегулировании конфликта

Д. Соин: Здравствуйте. С вами снова “Разговор начистоту. Без цензуры!”. Сегодня у нас в гостях аналитик и директор информационного агентства “НИКА-Пресс” Владимир Цеслюк.

Володя, приветствую тебя. Хотелось бы, чтобы ты поделился с нами последними молдавскими новостями. В частности,  много интриг сегодня вокруг визита Мариана Лупу в Москву, а также разговоров о перспективах избрания президента Молдовы. Хотелось бы из первых рук узнать, что на самом деле происходит в Кишиневе.

В. Цеслюк: Что касается визита, то Мариан Ильич появился в Москве по договоренности с Грызловым. Это нормальная практика: руководители двух парламентов – российского и молдавского – встречаются. Правда, вокруг этой поездки много разных домыслов, предположений и недомолвок со стороны Лупу. Есть претензии в его адрес от  коалиции: надо бы приехать и доложить товарищам по альянсу, по борьбе за молдавское счастье и против коммунистов о результатах поездки. Не знаю, будет ли у них внутри разговор об этом, но главное, что много остается непонятного. Лупу ездил туда в качестве спикера, но он же еще и исполняющий обязанности президента Молдовы. Поэтому, я так думаю, у Мариана Ильича ключевая проблема: надо как-то объяснить, зачем нужен был этот визит, какие результаты встречи с Грызловым. Судя по прессе, неясностей много. Но в случае  дальнейшего молчания, недомолвок с молдавской общественностью сплетен будет еще больше. Будем ждать.

Д. Соин: Володя, я помню, как тот же Андриевский и все его «прикормленные» аналитики на своем сайте  в период, когда еще не было ясно, какая будет коалиция – левоцентристская или правоцентристская, и вроде как вырисовалась левоцентристская, восхваляли Лупу и делали из него героя, единственного спасителя молдавской нации. После того, как была создана правоцентристская коалиция, этот же самый сайт обрушился буквально на Лупу с уничижительной критикой и очень активно использует его визит в Москву для того, чтобы подорвать авторитет этого политика. Причем,  мотивируется это тем, что Лупу чуть ли ни в каком-то предбаннике там встретили, особо ни о чем не говорили, и вообще вся его поездка в Москву закончилась провалом.

В. Цеслюк: Здесь есть основная интрига: предполагается, что Лупу приехал в Москву каяться, дескать, обещал сделать левоцентрийскую коалицию, но не получилось. Каяться, собственно говоря, не перед кем в Госдуме. Причем здесь Госдума? Это политика Кремля. Господин Нарышкин приезжал в Кишинев и появился впоследствии в окружении Лупу и Воронина, создалась картинка о политической договоренности. Но вот каялся он или нет, и что он говорил при этом, я думаю, мы уже не узнаем. Очевидно, что по этой части были проблемы, в том числе тяжелый разговор.

Д. Соин: В контексте этого каковы перспективы с избранием президента?

В. Цеслюк: Мне кажется, что перспектива нарисовалась четкая: президент будет избран  в ближайшее время, причем это будет  не партийный человек. Называются разные имена. Я сейчас не буду их оглашать. Это, конечно, все неофициально. К тому же, за него отдадут голоса именно  61 депутат.

Я еще вот о чем хочу поговорить. Сегодня есть очевидные вещи: конституция позволяет избирать президента этим количеством голосов и никаким другим. Поэтому у многих партий присутствует вполне  понятный страх перед новыми парламентскими выборами: у коммунистов, демократов и других. Россия, Запад, Америка – никто не простит Молдове еще одной кампании. Сколько можно? Вы, господа, смешно выглядите. Эта ситуация дошла до того, что коммунисты стали говорить:  президентом будет кто-то из гуманитарной среды. А кто из гуманитарной среды, может, артист какой-то? Возможно, он будет работать президентом в течение дня, а вечером ему позволительно будет выступать на сцене. Или какой-нибудь шутящий президент?

Д. Соин: А вообще есть молдавские комики?

В. Цеслюк: Есть… Но дело-то  в следующем: эта ситуация в обществе вызывала сначала раздражение, непонимание, а затем – смех. Вы вообще нормальные люди? Политики или нет? Есть такая формулировка: избрать президента в разумные сроки. На мой взгляд, это обращение к разуму политиков. Вот изберите в установленные сроки – завтра, а не в сентябре или через год-два. Я осмелюсь сказать, что в марте будет инаугурация, и дальше начнется работа.  На вчерашнем заседании парламента все друг друга призывали: давайте будем ответственными, наконец-то изберем президента.

Д. Соин: Все-таки президент будет партийным или нет?

В. Цеслюк: Я думаю, что нет. Это, вообще говоря, интересная личность. Я думал, что нет нормальных людей уже в Молдове: многие уехали либо находятся в аморфном состоянии. А тут оказалось, что есть возможность поискать. Сначала называли Филата. Коротко скажу: если будет президентом Филат, то он потянет за собой спикером Воронина, а это очень опасная ситуация. Поэтому все-таки нет.

Д. Соин: Вспоминая наши предыдущие программы, прогнозы, скажу, что основная часть их сбылась. Я думаю, что и этот обречен на такой же результат.  Потому что действительно Молдову лихорадит не один год, и каждый раз приходится ждать, кто придет к власти, и не приведет ли это к обострению молдо-приднестровского конфликта.

В. Цеслюк: Не до вас Кишиневу. У них есть серьезные проблемы, кроме избрания президента: это и отношения с Евросоюзом, и проекты с СНГ, и с экономикой сегодня надо что-то делать. Кишинев выглядит сегодня серым, дороги в ужасном состоянии и многое другое. Приднестровскую тематику, судя по планам правительства, вообще пока лучше не трогать.

Д. Соин:  Раз  уже заговорили о Приднестровье, то поделись своими впечатлениями о  вхождении в проблему литовцев, о новом председателе ОБСЕ Аудронюсе Ажубалисе. Ты ведь имеешь репутацию этакого литововеда: я знаю, у тебя есть много друзей-литовцев.  Как бы ты мог охарактеризовать и спрогнозировать их участие в урегулировании конфликта?

В. Цеслюк: В продолжение нашего разговора о президенте…  Приехал господин министр из Литвы и заявил по поводу проблемы избрания. Он призвал всех политиков к ответственности. Конечно, это с виду не очень конкретное замечание, но оно раскрывает суть проблемы. Если литовцы говорят об ответственности, то это дорогого стоит. Потому что литовцы много знают о Молдове,  давно занимаются этой страной – с 90-го года. Литовский дипломат прекрасно понимает, что других вариантов нет.

Что касается собственно приднестровского вопроса, то мне кажется, что это председательство будет основано опять же на знании предмета, пусть не обижаются на меня прежние председатели. Это, в общем-то, не Казахстан, который, несмотря на наличие у них приличных, авторитетных и опытных дипломатов, не в курсе дела. Так уж получилось. Другое интересное замечание касается того, что надо бы вести переговоры и Тирасполю, и Кишиневу. Потому что, при всем уважении к формату «5+2»,  эти господа, да и Запад, наверное,  понимают, что этот формат выглядит сегодня как механизм, который не позволит главным конфликтующим сторонам обмануть друг друга серьезно, то есть переиграть. А вот основная история будет заключаться в отношениях между Кишиневом и Тирасполем. Если здесь Литва будет способствовать укреплению этих контактов со всеми вытекающими последствиями, то могут быть серьезные подвижки. С одной стороны, Приднестровье продолжает настаивать, что во время блокады  переговорами заниматься смешно.  С другой  стороны, Литва – это очень серьезный фактор по части принуждения к переговорам. Мне так кажется. В плане  демонстрации своей готовности к тому, чтобы провоцировать конкретные шаги друг к другу, Литва может повести себя очень интересно.

Д. Соин: На встрече с делегацией ОБСЕ чувствовалось, что это люди конкретные, прагматичные, на мой взгляд, с пониженным порогом эмоциональности, что, в общем-то, будет способствовать принятию более здравых, неполитизированных  решений. Когда мы с ними общались (делегация приднестровского парламента в составе депутатов А.Каминского, М.Бурлы, С.Чебана, Д.Соина, А.Белитченко, П.Пасата и И.Тюряевой – прим. ред.),  то в первую очередь обратили их внимание на проблемы экономического характера, трудности, связанные с передвижением людей, товаров, грузов.  Это было воспринято нормально, с пониманием, поэтому посмотрим,  как все развернется.  Я, правда, сказал на той встрече, что процесс молдо-приднестровского урегулирования и смена председателя ОБСЕ мне очень напоминает известный фильм «День сурка».  Там главный герой просыпается, и все время прошлый день у него начинается заново. В итоге герой  уже знает, в каком месте он провалится в лужу, где упадет, с какой девушкой познакомится, как будет развиваться это знакомство. То есть он в курсе ситуации, но при этом она становится какой-то неразрешимой, постоянно повторяющейся. Так и в нашем случае пока нет реального механизма для урегулирования конфликта в русле взаимной выгоды противостоящих сторон.

 

В. Цеслюк: Я понимаю, о чем ты говоришь.  Но литовцы, наверное,  все-таки  не начнут  с нуля.  Потому что у них базовое понимание всей проблемы, они довольно осведомленные люди, насколько я могу догадываться. Сейчас литовская дипломатия уже проявляет активность в Кишиневе.  А с другой стороны, это же очень интересно, когда появляется не только хороший оппонент или соперник, но и такой же хороший арбитр.

Д. Соин:  Самое главное, чтобы он правильно считал очки.

В. Цеслюк:  Да…  Тут есть еще один момент. Ты сказал насчет эмоций.  Я прекрасно понимаю, что в дипломатической работе эмоции могут помешать. Но приднестровская история во многом связана с эмоциями. Если литовцы и, вообще, Европа посмотрят на этот процесс с эмоциональной точки зрения, то они поймут истинную сущность этого конфликта. Тут нужно быть чувствительным человеком.

Д. Соин: Самое главное, чтобы эти эмоции не были такими, как при Воронине.

В. Цеслюк: Нет… Тот парень чуть ли не матом разговаривал, швырял документы. Воронинская история закончилась.  Это уже видно по внешним участникам переговорного процесса, потому что хватит, ребята, упражняться. Людям надо жить, а вы боретесь за власть на фоне приднестровского вопроса, что уже просто неприлично.

Д. Соин:  Согласен, Володя, с тобой полностью. Спасибо, до новых встреч на портале tiras.ru.

Материал с согласия авторов отредактирован ИА «Лента ПМР»