Дорогие избиратели, мой девиз как кандидата в президенты Приднестровья краток, актуален и востребован обществом. Мы действительно должны, сохранив все достижения двадцатилетнего строительства Приднестровья, прорваться в будущее с высоким уровнем жизни, работающей промышленностью, сельским хозяйством, с высокими заработными платами, пенсиями и пособиями. В будущее, где будет уничтожена коррупция, чиновничий беспредел и все виды несправедливости. В будущее, где наша республика будет признанной и мы будем жить в тесном союзе с Россией.
Сегодня наше общество, действительно, входит в эпоху перемен. Они, несомненно, должны затронуть все сферы: от экономики до политики. Наш бюджет практически пуст – 70% дефицита. Львиная доля промышленных предприятий, которые нам достались в наследство от Советского Союза «лежат на боку». Безработица и миграция захлестнули республику – трудовые коллективы, которые ранее насчитывали тысячи, десятки тысяч человек, сегодня либо вообще не существуют, либо представлены сотнями рабочих. Например, на таком предприятии в Тирасполе, как «Литмаш», которое еще известно как «Завод Кирова», в прошлом работало более 5 тысяч человек, а сейчас там чуть больше двухсот рабочих. Есть предприятия, которые полностью прекратили свое существование.
Де-факто, республика не признана. Приднестровье живет и работает в условиях экономической и политической блокады. Мы постоянно испытываем на себе внешнее давление. Однако развал экономики никак не может быть объяснен только этими причинами. Я назову несколько процветающих непризнанных государств: Тайвань, Северный Кипр и ряд других. Уровень жизни там близок к общеевропейскому, и это при том, что они не признаны. Поэтому я считаю, что ответственность власти в нашем экономическом коллапсе имеется, и эта власть отвечает за то экономическое положение, которое мы переживаем сегодня.
Что мы имеем в социальной и демографической сферах? Население республики катастрофически стареет. У нас все больше в процентном отношении становится людей пенсионного, либо предпенсионного возрастов, и все меньше молодых и трудоспособных граждан. Любой молодой человек, как только у него появляется возможность выехать куда-то на заработки, как правило, делает этот шаг. Почему? Да потому, что нет работы. И даже та работа, которую предоставляют в Приднестровье, очень низкооплачиваемая. По сути, на эти деньги не может жить ни молодой рабочий, ни молодой служащий, ни молодые медики и учителя, ни молодая семья…
Еще одна сфера – строительство жилья для молодежи. Есть ли сейчас строительство жилья для молодежи? Нет! Более того, в Тирасполе да и в других городах, нет вообще государственного строительства жилья. Оно просто напросто отсутствует, что, на мой взгляд, является ярким проявлением бездействия власти, и в первую очередь, глав администраций. Муниципальное строительство ведется даже в африканских странах, но только не у нас. А цена квадратного метра квартиры, в частности в столице Приднестровья, доходит до 400 долларов. Сколько раз состарится молодая семья, прежде чем купит такую квартиру? Может ли вообще молодой человек, работающий в бюджетной сфере, купить себе хотя бы к пенсии жилье? Нет! И это еще одна причина оттока из республики молодых людей. Поэтому избранный президент просто обязан восстановить государственное строительство жилья, иначе мы потеряем молодежь. Хочу напомнить, что, когда мы создавали республику, нас было более 700 тысяч человек. Сегодня, даже по официальной переписи, всего около полумиллиона. Но по неофициальным данным, которые циркулируют в нашем обществе, численность населения едва доходит до 400 тысяч человек. На мой взгляд, это национальная демографическая катастрофа. Такова, к сожалению, печальная и трагическая реальность текущего момента.
В 90-м году группа очень активных деятельных людей, которая включала в себя все социальные слои, начиная от директорского корпуса, заканчивая обычными рабочими и служащими, включилась в борьбу за независимость Приднестровья, противостояла молдавскому национализму. Эти люди создали ядро политического класса Приднестровья. После того, как республика была создана, начался процесс государственного строительства, была совершена самая главная, стратегическая ошибка основателей нашего государства – это лавинообразный, быстрый процесс отрыва нашей элиты от основной части населения. Элита стала жить своей жизнью: обеспеченной, качественной, перспективной, довольной. А население – своей жизнью: весьма скромной, зачастую нищенской. В итоге такое расслоение общества привело к тем последствиям, о которых я уже говорил: отток населения, социальный кризис, экономическое банкротство. На сегодняшний день правящая элита Приднестровья настолько закостенела, настолько проросла близкими связями, которые в ряде случаев можно назвать коррупционными, что ни при каких условиях не хочет ни делиться властью, ни уступать эту власть. Потому что эта власть стала источником очень серьезных доходов. В этой связи сама постановка вопроса о переменах носит, по сути, стратегическое значение, а также рисует магистральную линию нашего движения вперед. Либо мы оставляем все как есть, сохраняясь в состоянии застоя, и медленно умираем. Либо мы, сохранив достигнутое за двадцать лет строительства государства, трансформируемся, активно мобилизуемся, используя этот год, который я называю «годом перемен», и достигаем главной цели – ротации политического класса Приднестровья. Вот в чем стратегическая задача текущего момента.
Приднестровье – страна, которая кровно, исторически, духовно, нравственно едина с Россией; в общем-то, и выживает благодаря России; обеспечивает свою безопасность с помощью России. Поэтому я никогда не отступлю от политического курса «Вместе с Россией».
Лично для меня власть не самоцель. Она не может быть самоцелью для человека, болеющего за судьбу народа и страны. У меня совершенно другие ценности, другие мотивы участия в общественно-политической жизни Приднестровья. Поход во власть, это способ защитить и сохранить население страны, создать новые горизонты развития, в итоге превратив Приднестровье в самодостаточное, процветающее, признанное государство.
Надеюсь, что эти мысли понимаются и принимаются всеми приднестровцами. Мы можем иметь личные планы, мы можем иметь личные амбиции, но при этом мы всегда должны думать, в первую очередь, о человеке, обществе и государстве.