iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Голос России: Кишинев пошел в обход

Инспекционная группа из Канады приступила к проверке воинских частей и военных объектов на территориях, включающих в себя зону безопасности и большую часть Приднестровья

Это решение Кишинев не обсудил с Россией и властями непризнанной республики.

Между тем существует соглашение о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта от 1992 года. В соответствии с этим соглашением в регионе образована зона безопасности. Она включает в себя значительную часть Приднестровья, где присутствуют совместные миротворческие силы России, Молдавии и Приднестровья.

В целях обеспечения режима безопасности в указанной зоне, сторонами учреждена Объединенная контрольная комиссия со штаб-квартирой в Бендерах. Решение этой комиссии принимаются консенсусом. Все проблемы, возникающие в зоне безопасности должны решаться только с ее участием. Однако, несмотря на это, военные НАТО пребывают на территории Приднестровья по решению Кишинева.

Происходящее прокомментировал в интервью “Голосу России” председатель комиссии по внешней политике парламента Приднестровья Дмитрий Соин.

– Итак, Кишинев сослался на подписанный в Вене в 1999 году многосторонний документ по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. Он предусматривает обмен странами-подписантами информацией о вооруженных силах друг друга.

Однако Приднестровье как непризнанное государство этот документ не подписывало, в отличие от Молдавии и России. Значит, этот вариант не подходит?

– Несомненно, Приднестровье не было стороной, подписавшей документ. Следовательно, мы не обязаны следовать тем пунктам, которые в него заложены.

– Значит, остается открытым вопрос: почему Кишинев пошел на этот политический шаг?

– Кишинев сегодня переживает тяжелейший политический кризис, кризис власти, экономический кризис. На улицах Кишинева постоянно происходят митинги и акции протеста с требованием смещения действующего правящего альянса “За европейскую интеграцию”.

В попытках укрепить себя официальный Кишинев все чаще обращается за помощью к Евросоюзу, Западу, США. Я полагаю, что это своеобразный внешнеполитический реверанс в ту сторону.

– Вам не кажется, что это некая провокация?

– В последнее время действительно отмечаются многочисленные акции антироссийского характера. 2012 год начался с такой акции. Мы помним провокации на миротворческом посту. Потом были еще провокации на миротворческих постах, но менее масштабные.

Затем инспекционная акция, когда на объекты через молдавскую сторону прибывают военнослужащие стран НАТО, в частности – Канады. Речь может идти о попытках спровоцировать Россию, Приднестровье на ответные шаги для того, чтобы произошла эскалация ситуации в зоне безопасности.

– Министерство иностранных дел Приднестровья выразило обеспокоенность фактом одностороннего проведения несогласованных военных инспекций в зоне безопасности. Какая цель у натовцев здесь? Они сопровождаются военнослужащими Национальной армии Республики Молдова?

– Военнослужащие НАТО выступают в качестве раздражающего фактора. Я не думаю, что с той стороны действуют глупые люди и не понимают того, что Москву и Тирасполь такие действия будут раздражать. Это первый момент.

Второй момент – благодаря этой инспекции и военнослужащие Национальной армии Молдовы получают доступ на те объекты, куда в обычных условиях попасть не могут.

Создаются определенные предпосылки для того, чтобы все жестче ставить вопрос о смене миротворческого формата и вывести из региона войска Российской Федерации. Не надо забывать о том, что эти пресловутые Венские соглашения 1999 года предусматривают полный вывод из Приднестровья ограниченного контингента войск России.

Благодаря усилиям Приднестровья и взвешенной позиции Москвы этого не произошло уже в те времена. Стратегическая цель – полная ликвидация военного присутствия Москвы в Приднестровье.

– Чтобы поменять ситуацию в этом регионе с точки зрения политических интересов Евросоюза, США?

– Здесь речь идет о геополитике. Мы знаем, что американцы имеют очень серьезные позиции сейчас в Румынии. Там полным ходом развертываются системы противоракетной обороны, наращивается потенциал военных баз, американского контингента. Им под боком никоим образом не нужно присутствие России, даже в том минимальном объеме, в каком оно на сегодняшний день есть в Приднестровье.

– Тот факт, что Кишинев обошел стороной решение Объединенной контрольной комиссии – это некоторый политический вызов, или в будущем, в частности, в Дублине, где пройдут новые переговоры в формате “5+2”, какое-то урегулирование в итоге мы получим?

– Кишинев сегодня производит активную девальвацию всего того миротворческого механизма, который существовал ранее и существует до сих пор. Объединенная контрольная комиссия – это уникальный механизм урегулирования любых конфликтов в зоне безопасности.

Производя те или иные действия в обход ОКК, Кишинев девальвирует этот институт. Точно так же можно прокомментировать то, что сами наблюдатели прибывают на объекты фактически в обход Москвы и Тирасполя. Разрушается существовавшая десятилетиями система сдержек и противовесов, позволявшая жить в условиях мира и стабильности. К чему это приведет – сложно сказать.

В условиях, когда та же Молдова переживает социально-политический кризис и происходит общее обострение региональной ситуации, такие игры могут привести к самым неожиданным последствиям, вплоть до резкого обострения ситуации.

– Президент Приднестровья Евгений Шевчук заявлял о том, что Россия в дальнейшем останется важнейшем гарантом мира в регионе. Как вы считаете, то, что сегодня происходит, запланированная встреча в формате “пять плюс два” приведет к какому-то урегулированию отношений между Кишиневом и Тирасполем? Что будет в дальнейшем – трехсторонние отношения: Москва, Кишинев и Тирасполь?

– Говорить о возможном потеплении отношений между Кишиневом и Тирасполем, о том, что в Дублине или еще где-то в ближайшей перспективе будет урегулирован сам конфликт – несерьезно и нереально. Конфликту более двадцати лет. Фактически самостоятельно живут две страны со своими политическими и экономическими системами.

Просто за каким-то столом переговоров такие вопросы урегулировать невозможно. Тем более что речь идет о ментальности, мышлении сотен тысяч людей. Сам переговорный процесс необходим для того, чтобы поэтапно снималось напряжение, выстраивались взаимовыгодные добрососедские отношения. Уже после этого реально будет поставить вопрос о том, в каком же формате урегулировать сам конфликт. Говорить надо именно о выстраивании взаимовыгодного партнерства за столом переговоров.

Еще один момент. Нельзя забывать того, что на сегодняшний день просматриваются попытки сдвинуть Россию, несколько принизить ее роль во всех переговорных мероприятиях, которые происходят по поводу молдаво-приднестровского конфликта. Появление канадцев на объектах и провокации на миротворческих постах – это все звенья одной цепи. Россию хотят выдавить из региона, принизить ее роль.