iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Конституционное поражение президента Шевчука

Как сообщает ИА “Лента ПМР”, Конституционный суд Приднестровья отказал Евгению Шевчуку в рассмотрении его запроса по Прокуратуре ПМР. Данное решение Конституционного суда наносит серьезный правовой удар по позиции президента в разгорающемся конфликте ветвей власти. Напомним, что президент Шевчук направил целый ряд запросов в Конституционный суд ПМР направленных на ограничение полномочий депутатского корпуса и по внешнеполитической проблематике. По мнению независимых экспертов правоведов, эти запросы так же изначально носят необоснованный характер и противоречат как Конституции, так и конституционным законам. Публикуем определение Конституционного суда ПМР без купюр и комментариев:

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в принятии к рассмотрению  запроса Президента Приднестровской Молдавской Республики о проверке конституционности отдельных положений Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» и Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в части полномочий прокуратуры на осуществление уголовного преследования

6 сентября 2012 года                                                                                           город Тирасполь

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в составе: председательствующего – Председателя Конституционного суда Кабалоева О.К., судей – Карамануцы В.И., Косинского В.Н., Стародуба Н.И., Степанова С.М., Томачинской Г.Н.,

с участием полномочного представителя Президента Приднестровской Молдавской Республики в судебных органов государственной власти Дёмкиной Н.Н. и полномочного представителя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в Конституционном суде Павловой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению запроса Президента Приднестровской Молдавской Республики о проверке конституционности отдельных положений Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» и Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в части полномочий прокуратуры на осуществление уголовного преследования.

Заслушав в судебном заседании председательствующего – Председателя Конституционного суда Кабалоева О.К., представившего заключение судьи Косинского В.Н., проводившего в соответствии со статьей 48 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» предварительное изучение обращения, Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

установил:

1. Президент Приднестровской Молдавской Республики обратился в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики с запросом о проверке конституционности отдельных положений Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» и Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в части полномочий прокуратуры на осуществление уголовного преследования.

Заявителем оспариваются следующие нормы  Конституционного закона  Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики»: статья 21, пункт 2 статьи 23, пункт 2 статьи 30, пункт 2 статьи 36, статья 40  в части полномочия прокурора или его заместителя возбуждать уголовные дела, пункт 1 статьи 27, пункт 3 статьи 33 в части полномочия прокурора выносить постановления о возбуждении уголовного дела, статья 34, часть первая пункта 1 статьи 58, статьи 4, 7, 8, 10, 17, 20, 45, 46, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 67, 68, 69, 70, 71 в части обозначения следователей. Кроме того, заявителем оспариваются статья 37, 106, части третья, четвертая, десятая статьи 107, подпункты 2)-5) статьи 188 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в части полномочий следователей органов прокуратуры на осуществление предварительного следствия.

Позиция заявителя по поставленному вопросу сводится к следующему. Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики не входит в систему органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики и, следовательно, не может осуществлять функции органов законодательной, исполнительной либо судебной власти (Постановление Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики от 3 июня 2003 года №02-П/03).

Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьей 92 Конституции Приднестровской Молдавской Республики является организационно обособленной от других органов государственной власти. Прокуратура, отличающаяся согласно Конституционному закону «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» специфическими принципами организации и деятельности, наделенная особыми формами и методами реализации своих полномочий, не относится к числу государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть.

Вместе с тем, отдельные положения Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» предоставляют прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики право проводить предварительное следствие, наделяя прокуратуру тем самым функциями исполнительных органов государственной власти. Наличие подобных полномочий у органов прокуратуры, по мнению заявителя, является вмешательством в компетенцию органов исполнительной власти.

Кроме того, наличие у прокуратуры полномочий на осуществление уголовного преследования и осуществление следователями органов прокуратуры полномочий по осуществлению предварительного следствия противоречит собственно функциям прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики, установленным статьей 92 Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Так, при осуществлении функции уголовного преследования и при ведении следователями органов прокуратуры предварительного следствия принцип объективного и равноудаленного от государственных органов надзора за соблюдением Конституции Приднестровской Молдавской Республики и законов искажается, поскольку прокуратура не осуществляет конституционно возложенную на нее обязанность исключительно по надзору за соблюдением Конституции Приднестровской Молдавской Республики и законов, а ее деятельность принимает те формы, которые должны являться предметом надзора, в частности в отношении органов исполнительной власти.

Учитывая изложенное, заявитель просит Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики признать оспариваемые им положения Конституционного закона «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» и Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики не соответствующими статьям 6, 55 (пункт 2), 92 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

2. Согласно части второй статьи 43 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» основанием к рассмотрению дела в Конституционном суде является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Приднестровской Молдавской Республики закон, иной правовой акт. Поэтому, разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики устанавливает, имеется ли неопределенность в вопросе о соответствии Конституции оспариваемых заявителем норм либо  неопределенность является мнимой. В случае если такая неопределенность отсутствует, Конституционный суд отказывает в принятии обращения к рассмотрению. По мнению заявителя, основанием к рассмотрению настоящего дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Приднестровской Молдавской Республики  оспариваемых норм, в соответствии с которыми прокуратура наделена правом проводить предварительное следствие и тем самым наделена функциями исполнительных органов государственной власти.

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в своих решениях ранее  неоднократно обращался к вопросу о месте прокуратуры в системе разделения властей Приднестровской Молдавской Республики. Правовая позиция Конституционного суда по вопросу о положении прокуратуры в системе органов государственной власти и управления сформулирована в Постановлении от 3 июня 2003 года № 02-П/03 по делу «О толковании статьи 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики».

 Основываясь на положениях статей 6, 55 Конституции Приднестровской Молдавской Республики Суд в указанном Постановлении пришел к выводу, что недопустимо наделение прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики, не причисленной ни к одной из ветвей государственной власти, полномочиями и функциями органов государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики.

Целью толкования Конституции, осуществляемого Конституционным судом, является устранение неопределенности в понимании конституционных положений, обеспечение их надлежащего применения, соблюдения и исполнения. Поэтому с момента провозглашения Постановления от 3 июня 2003 года № 02-П/03 по делу «О толковании статьи 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики» ранее обнаружившаяся неопределенность в понимании положения прокуратуры в системе органов государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики считается преодоленной..
Правовая позиция о положении прокуратуры в системе органов государственной власти и управления получила дальнейшее развитие в Постановлении Конституционного суда от 27 апреля 2005 года № 03-П/05. В этом решении Суд пришел к выводу, что поскольку прокуратура Приднестровской Молдавской Республики не входит в систему органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, она не может осуществлять функции органов законодательной, исполнительной либо судебной власти. При этом суд установил, что, поддерживая государственное обвинение в судах и проводя предварительное следствие, прокуратура, не причисленная ни к одной из ветвей власти, выполняет тем самым функции исполнительных органов государственной власти.

Из приведенной выше правовой позиции  следует, что конституционное регулирование  положения прокуратуры в системе разделения властей, в том числе в его  интерпретации, содержащейся в решениях Конституционного суда, исключает наделение прокуратуры полномочием проводить предварительное следствие, которое является  функцией исполнительных органов государственной власти.

Поскольку в соответствии с действующей редакцией Конституции Приднестровской Молдавской Республики (глава 6) прокуратура не отнесена ни к одной из ветвей государственной власти, правовая позиция Конституционного суда остается неизменной и сохраняет свою силу. В соответствии со статьёй 12 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» эта позиция является обязательной на всей территории Приднестровской Молдавской Республики для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Отсюда следует, что неопределенность в вопросе о соответствии Конституции  Приднестровской Молдавской Республики оспариваемых норм, в соответствии с которыми прокуратура наделена  правом проводить предварительное следствие, отсутствует.

Следует  также отметить, что Постановление  Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики от 27 апреля 2005 года № 03-П/05 содержит оценку конституционности  отдельных положений Закона Приднестровской Молдавской Республики от 15 октября 1992 года «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики». Данным Постановлением Суд признал не соответствующими Конституции нормы, содержащие положения, наделяющие прокурора и его заместителя  полномочиями возбуждать уголовные дела, наделяющие прокурора полномочием выносить постановление о возбуждении уголовного дела, обозначающие следователей прокуратуры и наделяющие их полномочиями осуществлять предварительное следствие. Как указал Конституционный суд, прокуратура Приднестровской Молдавской Республики, не причисленная ни к одной из ветвей государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, осуществляет государственно-властные функции, государственно-властные полномочия и выполняет государственно-властные задачи во исполнение функций государства и от имени государства, что противоречит принципу разделения властей, закрепленному в статье 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Констатируя отсутствие неопределенности в вопросе соответствия Конституции оспариваемых законоположений как необходимого основания к рассмотрению дела, Конституционный суд отмечает, что такая неопределенность отсутствует и у самого заявителя. Оценивая положения оспариваемых норм, заявитель неоднократно ссылается на Постановления Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики от 3 июня 2003 года № 02-П/03 и от 27 апреля 2005 года № 03-П/05, подчеркивая их преюдициальное значение.

Поскольку в вопросе о соответствии Конституции оспариваемых законоположений неопределенность отсутствует, запрос Президента Приднестровской Молдавской Республики как не отвечающий критерию допустимости по смыслу Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» не может быть принят Конституционным судом к рассмотрению.

Что касается несоответствия Конституции Приднестровской Молдавской Республики оспариваемых норм, то оно должно быть устранено на основании статьи 2 (часть вторая пункта 2) Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики» от 4 июля 2011 года №  94-КЗИД-V. В соответствии с данной нормой все законы и другие правовые акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики в редакции  Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 4 июля 2011 года №  94-КЗИД-V  в течение двух лет со дня его вступления в силу. Отсюда следует, что оспариваемые  положения Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» и Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики должны быть приведены в соответствие с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики путем законодательного урегулирования.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 12, 43, подпунктом б) части первой статьи 50, статьями 78, 84, 85 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Президента Приднестровской Молдавской Республики о проверке конституционности отдельных положений Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» и Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в части полномочий прокуратуры на осуществление уголовного преследования как не отвечающего критерию допустимости.

2. Настоящее Определение Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики», газете «Приднестровье» и «Вестнике Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики».                        

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики
 
 
 
Школа развития Дмитрия Соина
яркая возможность личностного роста
и самосовершенствования.
Не упустите свой шанс!
 
http://www.tisam.ru/about.php