ИА «Лента ПМР» публикует выступление парламентария Дмитрия Соина на международной конференции «Гармонизация законодательства с российским – магистральный путь развития приднестровской государственности», состоявшейся 6 февраля в Приднестровском госуниверситете.
– Спасибо большое, уважаемые коллеги, за предоставленное слово!
Приятно на этой конференции видеть столь представительную российскую группу, состоящую из профессионалов, специалистов в области права, депутатов и экспертов потому что, на мой взгляд, нам действительно есть о чём поговорить. Сегодня в Приднестровье существуют социальные, политические и правовые вопросы по которым нам стоит сверить часы. Они достаточно многочисленны и многогранны, поэтому я затрону лишь некоторые из них. Я хочу начать с того, что в первую очередь мы должны гармонизироваться с Россией в области верховенства закона. Т.е. во всех спорных ситуациях, во всех случаях, когда идет политизированная или ангажированная дискуссия,- мы должны обращаться к закону. Ведь он главный судья и принцип «dura lex sed lex» – «закон суров, но закон» никто не отменял.
Предыдущие докладчики подчёркивали, что наша правовая сфера и юридическая наука еще имеют значительный потолок роста. И в этом плане помощь российских коллег для нас была бы неоценима. Вы знаете, в стенах Парламента периодически возникают спорные моменты с президентом, правительством по тем или иным законопроектам. Причём, мы сейчас можем говорить не о каких-то тактических законах, а о стратегических. В таких случаях я бы предложил направлять наши законопроекты на экспертизу в профильные комитеты Государственной Думы России. Они могли бы сыграть роль экспертных центров, которые бы нам давали чёткую оценку – насколько те или иные законопроекты соответствуют международному праву, насколько они будут сближать или отдалять нас от Российской Федерации.
У нас в сфере законотворчества были очень жаркие дискуссии, которые обсуждались и в СМИ. Например, их вызвали, отдельные законопроекты президента в сфере уголовного права, которые предлагалось применять в режиме обратной силы, – с 1993 года, что не допускается ни международным, ни российским правом. Хорошо, что Верховный Совет смог устоять на позициях, которые предусмотрены международными конвенциями и принципами римского права.
Теперь затрону вопрос гармонизации в информационно-политической сфере. Объективно, наша избирательная система застряла в прошлом тысячелетии,- и здесь Россия могла бы быть серьёзным локомотивом, который бы позволил сдвинуть наш поезд с мёртвой точки. Промежуточным шагом было бы введение смешанной мажоритарно-пропорциональной системы взамен чисто мажоритарной. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что данная реформа сможет быть полезной только в том случае, если мы вернем в правовое поле и демократизиурем деятельность государственных средств массовой информации Приднестровья. На сегодняшний день государственные СМИ не дают доступа в эфир, как значительной части депутатов Верховного Совета, так и партиям, которые в той или иной мере не согласны с официальным курсом властей ПМР. В этом отношении для меня всегда были примером российские СМИ, которые хоть и подвергаются критике, но мы видим на экранах телевидения представительство всех политических сил независимо от их окраски. Во всяком случае, каждая парламентская фракция Государственной Думы РФ имеет свою временную квоту в на телеканалах и никто этому не может помешать.
Я специально подготовил выписку из законодательства Российской Федерации. Взгляните, – это перечень причин, по которым можно запретить доступ к тому или иному сайту в Российской Федерации. Обратите внимание, сколько здесь пунктов! На сегодняшний день в Приднестровье просто авторитарным, противоправным методом выключены два авторитетных информационных агентства: «Лента ПМР» и РИА «Днестр». Провайдеру пришли письма от неких официальных организаций и к двум сайтам в Приднестровье закрыли доступ. Тем самым нарушены конституционные права граждан свободно получать и распространять информацию. Я считаю, что такие факты не красят республику. Если мы добиваемся признания, то мы должны быть понятны миру, понятны России и двигаться в потоке, который говорит о том, что надо расширять возможности демократии, свободы слова и влияния гражданского общества на принятие тех или иных решений власти. У нас идет дискуссия и по партийной реформе. Возможно, Вы даже удивитесь, узнав например, что для регистрации политической партии в Приднестровье с населением в полмиллиона человек, необходимо столько же активистов, сколько в России с населением в 140 миллионов человек (и в РФ и в ПМР по 500 обязательных членов партии). И попытка понизить хоть немного это число приводит к яростному сопротивлению со стороны исполнительной ветви власти. Это неправильно, ведь чем мы будем демократичней, чем прозрачней будет наше общество, тем больше шансов у нас на признание.
Приднестровью нужен прообраз Общественной палаты России – ведь там представлены разнонаправленные люди, в том числе те, кто находится в оппозиции. У нас тоже есть Общественный Совет, однако здесь важно соблюдать демократический принцип формирования этого органа – только тогда он будет защищать гражданское общество.
И в заключении, особо подчеркну: не хотелось бы превратить Приднестровье в подобие «Маленькой Северной Кореи», потому что в таком случае даже России будет сложно нас защищать на международном уровне. Приднестровье всегда отличалось высоким уровнем демократичности. Наша республика создана волей народа. Он же в 1992г. защитил ее с оружием в руках. Соответственно, народ является носителем власти и главной ценностью государства.
Я с оптимизмом воспринимаю сегодняшнюю конференцию. Надеюсь, что подсказки российских депутатов и экспертов будут очень полезны для всех ветвей власти в Приднестровской Молдавской Республике, потому что гигантский опыт Государственной Думы, несомненно ценен. И лично для меня большая честь, что я уже два созыва являюсь помощником депутата ГД ФС РФ и вижу изнутри, как работает этот законодательный орган власти. Опираясь на личный опыт, я особенно четко понимаю, что нам есть чему поучиться у России.
Спасибо!