Как сообщалось ранее на ИА “ТИРАС” со ссылкой на пресс-службу Президента ПМР, сегодня в Тирасполе во Дворце Республики состоялось ежегодное послание главы Приднестровья Евгений Шевчука. Редакция ИА “ТИРАС” публикует речь президента полностью:
Уважаемые руководители органов государственной власти и управления, представители духовенства, приднестровцы!
В этом зале приветствую сегодня представителей правоохранительных органов, социальной защиты, здравоохранения, образования, представителей общественных организаций и представительных органов власти!
В настоящее время особую озабоченность у приднестровских граждан вызывают два важнейших вопроса – безопасность и социально-экономическое благополучие, что напрямую зависит от внешнеполитической ситуации вокруг республики и собственных ресурсов страны.
2014 год стал годом важных политических событий у наших соседей.
Необходимо отметить, что никогда ранее данные события в Республике Молдова и Украине не оказывали столь явного воздействия на все сферы жизни приднестровцев: это блокирование возможностей приднестровских граждан и граждан Российской Федерации перемещаться через приднестровско-украинскую и приднестровско-молдавскую границы, а также – через аэропорт города Кишинева. Часто без объяснения причин приднестровцам с российскими паспортами было отказано даже в транзитном проезде.
Продолжаются действия, ведущие к прямому подрыву бюджетных возможностей республики путем вводимых, под лозунгами изменения порядка внешнеэкономической деятельности, дополнительных ограничений со стороны Украины и Республики Молдова на экспорт и импорт приднестровской продукции.
В области международного права продолжают функционировать постулаты и о праве на свободу выбора, самоопределения, и на нерушимость границ, которые по-прежнему действуют и применяются в различных регионах избирательно: например, знаменитое решение Суда ООН по вопросу Косово.
1. Из заключения Международного Суда от 22 июля 2010 года:
«79. Практика государств … не свидетельствует о появлении в международном праве нового правила, запрещающего провозглашение независимости в подобных случаях».
«81. Никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности ООН».
«84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости».
2. США
Из письменного Меморандума США от 17 апреля 2009 года:
«А. Принцип территориальной целостности не исключает появления новых государств на территории существующих государств» (стр. 79).
«Безусловно, декларации о независимости могут – и часто так и происходит – нарушать внутреннее законодательство. Однако это не означает, что происходит нарушение международного права» (стр. 51).
«В то же время ссылка на Хельсинкский Заключительный акт подчеркивает, что приверженность территориальной целостности должна рассматриваться не изолированно, а в более широком контексте, в рамках которого необходимо уделить равное внимание другим принципам, среди которых права человека и иные соображения имеют особое значение» (стр. 71).
Из устного выступления в Суде юридического советника Госдепартамента США Гарольда Коха 8 декабря 2009 года:
«Международное право не регулирует каждое человеческое действие, и важным мерилом свободы человека является право народов вести их собственные дела.
Bo многих случаях, включая Косово, обстоятельства декларации независимости могут свидетельствовать о фундаментальном уважении международного права со стороны нового государства».
3. Великобритания
Из устного выступления в Суде представителя Великобритании Джеймса Кроуфорда 9 декабря 2009 года:
«Устав ООН ничего не говорит о законности или незаконности провозглашения независимости отдельными группами или нациями внутри государства».
Например, волю жителей Гибралтара на референдуме учитывали при принятии решений в Британии, а волю жителей на референдуме в ПМР неоднократно оставляют за рамками принятия решения по урегулированию.
Встает вопрос, насколько это справедливо. Насколько справедливо навязывание Приднестровью правил внешеэкономической деятельности, функционирования транспорта и так далее, что по факту является действием по силовому понуждению («силовое» – без воли граждан) распространения на территории Приднестровской Молдавской Республики законодательства Республики Молдова. Это происходит вопреки воле, вопреки основополагающим документам ООН на право осуществлять экономическую деятельность для обеспечения своих потребностей любого жителя вне зависимости от политических взглядов и места проживания.
Исходя из изложенного, мы предлагаем в первую очередь странам-соседям уйти от идеологии санкций, блокирования экономических возможностей, провоцирования своими действиями бедности среди приднестровцев.
Мы предлагаем добрососедство, сотрудничество, открытие возможностей для республики в перспективе с целью обеспечения потребностей на базе собственной экономики.
В минувшем году мы посылали нашим партнерам в Молдове немало сигналов, призванных обеспечить поддержание нашего диалога на должном уровне на базе ускоренного решения экономических проблем во взаимоотношениях Тирасполя и Кишинева. Увы, большая часть этих инициатив осталась неуслышанной. Между тем, в отдельных вопросах нам удалось приблизиться к пониманию взаимного уважения интересов. Речь идет об отмене внезапно введенного Молдовой в одностороннем порядке дискриминационного акциза на импорт. Нельзя не отметить прогресс в решении проблемы железнодорожного сообщения, отмены сборов за таможенное оформление импорта и экспорта для приднестровских экономических агентов, а также отмены экологического сбора. Мы не один год вели переговоры, и решение было найдено. Приднестровье оценило такой подход молдавской стороны как позитивный и конструктивный шаг, способный улучшить взаимодействие в экономической сфере.
В феврале нынешнего года мы вновь внесли в переговорный процесс инициативу, нацеленную на снятие взаимных ограничений в торговле.
Она основана на взаимном учете интересов и призвана облегчить положение как приднестровских, так и молдавских экономических агентов. Мы считаем, что время диктует необходимость принятия именно таких решений.
Мы по-прежнему открыты к диалогу, так как считаем, что ему нет альтернативы. Исходим из того, что для диалога нужна соответствующая атмосфера, которую невозможно создать в условиях ограничений, санкций, блокады. Мы уже передали предложения новой команде наших партнеров в Молдове о необходимости в первоочередном порядке отказаться от практики уголовного преследования должностных лиц, закрытия возбужденных политически мотивированных уголовных дел. Без этого сложно представить себе какое-нибудь действенное продвижение вперед по иным животрепещущим проблемам.
Одновременно подчеркиваем, что переговорный процесс – это не только официальные раунды «5+2». И это не только пожелания приднестровской или молдавской стороны, это в первую очередь, в нашем понимании, желание компромиссов. Это и двусторонние, и многосторонние консультации методом «челночной дипломатии», это работа экспертных групп, это встречи политических представителей Приднестровья и Молдовы, так называемый формат «1+1».
Министерству иностранных дел поручено вести работу на всех, в том числе вспомогательных, направлениях для надлежащей подготовки к работе в формате «5+2», как только существующие препятствия будут сняты. Такая работа должна быть нацелена на результат, а не на встречи ради деклараций о намерениях, которые зачастую не реализуются.
Наша переговорная позиция основана на позитивной идеологии:
не навреди, благоприятствуй, будь благонадежным партнером, договорились – значит выполняем.
Важными факторами дестабилизирующего воздействия на приднестровскую экономику являются процессы экономической мировой и региональной нестабильности, а также девальвации валют, например, в Украине – более 197,3%, в Республике Молдова – более 119,6%. Имеет значение и фактор инфляции в данных странах: в Украине – более 124,9%. Это, в свою очередь, во многом предопределило падение деловой активности и приднестровской экономики, в том числе в связи со снижением платежеспособного спроса в странах, являющихся традиционными рынками для приднестровских экономических агентов.
Продолжают действовать и внутренние факторы, демонстрирующие существующие диспропорции количества занятых в активной экономике: в 2011 году – более 137,3 тыс. человек и в 2014 году – более 142,5 тыс. человек, количества бюджетников – в 2011 году – более 70,3 тыс. человек и в 2014 году – более 66,4 тыс. человек и количества пенсионеров – в 2011 году – более 138 131 человека и в 2014 – более 141 288 человек.
На социальную поддержку по разным фондам (пенсии, пособия, содержание учреждений здравоохранения и образования, социальная защита) государство в 2014 году потратило 3,9 млрд. рублей ПМР, или 96% от всех налоговых доходов, что говорит о беспрецедентном уровне поддержки граждан по данным показателям в сравнении с соседними государствами и о зашкаливающей нагрузке на бюджет в этой части.
На пенсионное обеспечение в 2014 году было направлено около 2,5 млрд. рублей ПМР, что на 600 млн. рублей ПМР (около 60 млн. долларов США) или почти в полтора раза больше, чем 3 года назад – в 2011 году – 1,87 млрд. рублей ПМР.
Для сравнения приведу в разрезе районов цифры собираемости доходов во внебюджетные фонды и расходов в 2014 году.
млн. руб.
Наименование города (района)
Доходы
Расходы
% обеспеченности
Тирасполь
1 030,3
859,3
119,91%
Бендеры
266,5
543,1
49,07%
Слободзея
114,8
448,5
25,59%
Рыбница
215,5
405,0
53,21
Дубоссары
66,6
202,8
32,85%
Григориополь
64,0
214,3
29,85%
Каменка
41,0
139,3
29,4%
Здесь очевидны диспропорции и тенденции, именно они предопределили перенаправление государственных ресурсов на значительные прямые дотации.
С другой стороны, факторы технологического отставания, высокой энергоемкости и низкой производительности труда, региональная и мировая конкуренции на открытых рынках создали для большинства промышленных предприятий ряд предпосылок экономической неустойчивости, а для некоторых предприятий – риск остановки производства.
Хочется особо подчеркнуть, что фактические конкурентные преимущества для приднестровских предприятий в виде 20-летнего периода предоставления государством дотаций по энергоносителям, к сожалению, не подвигли большинство предприятий, за редким исключением, на серьезное техническое и технологическое перевооружение. Вместе с тем некоторые предприятия, даже серьезно перевооружившись, все еще испытывают острую неконкурентоспособность по сравнению с аналогичными производствами Азии, Китая, в том числе из-за низкой производительности труда на отечественном производстве и проблем с доступом к недорогим источникам кредитования. Конечно, имеют существенное влияние и проблемы навязываемого, политически ангажированного дополнительного непрозрачного нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Республикой Молдова и Украиной.
Несмотря на сложности, необходимо отметить некоторые позитивные изменения: например, сумма налоговых поступлений в 2014 году составила свыше 4 млрд. рублей ПМР и выросла в сравнении с 2011 годом на 70% (в сравнении, в 1,7 раза). Сумма внешних заимствований сократилась на 400 млн. рублей ПМР в сравнении с 2012 годом, что демонстрирует повышение возможностей самообеспечения государственных функций.
Показатели Приднестровской Молдавской Республики по инфляции и девальвации, являясь лучшими в регионе, лишь подтверждают заявления ряда экспертов о том, что экономика Приднестровья несамодостаточна, но жизнеспособна, а при деблокировании возможностей – имеет потенциал к динамичному восстановлению.
Показательны цифры объема промышленного производства:
в 2014 году объем промышленного производства (в текущих ценах), по оценке, составил 10,7 млрд. рублей ПМР (более 963,6 млн. долларов США), а в 2013 году – 8,8 млрд. рублей ПМР (более 795,8 млн. долларов США). Темп роста составил 117,2% (в долларовом выражении – 121,1%).
Объем внешнеторгового оборота за январь – декабрь 2014 года составил 2,4 млрд. долларов США (в том числе 1,6 млрд. долларов США – импорт товаров, 0,7 млрд. долларов США – экспорт товаров) и превысил соответствующий показатель 2013 года на 118,3 млн. долларов США, или 5,3%.
Однако следует констатировать, что данный рост обусловлен в основе своей показателями I полугодия, в то время как II полугодие и IV квартал уже в силу решений и ситуации в Украине и Республике Молдова оказались провальными, что подтверждают цифры первых двух месяцев 2015 года.
Объем внешнеторгового оборота по состоянию на 20 февраля 2015 года составил 211 млн. долларов США и в сравнении с аналогичным показателем 2014 года уменьшился на 30%.
Также сократился объем бюджетных поступлений: по состоянию на 20 февраля 2015 года сумма налоговых и неналоговых платежей составила 205,4 млн. рублей ПМР и на 44,8 млн. рублей ПМР, или на 18%, ниже соответствующего показателя 2014 года.
Нельзя не отметить, что в сложившихся условиях внутренний рынок наполняет бюджет, по оценкам экспертов, всего лишь на 10 – 15%, остальные доходы – это поступления от внешнеэкономической деятельности. Данный показатель демонстрирует высокую восприимчивость приднестровского бюджета к конъюнктуре внешних рынков и к степени свободы внешнеэкономической деятельности.
Интересны выводы ряда авторитетных экспертов в экономике о том, что доля налоговой нагрузки на ВВП в период 2009 – 2013 годов снизилась почти наполовину, до 5,1% ВВП, не достигнув среднегодового уровня 2004 – 2008 годов – 7,5%, что говорит о позитивных изменениях и условиях, которые обеспечили макроэкономическую стабильность 2012 – 2014 годов благодаря усилиям как экономических субъектов, так и органов государственной власти. Например, поступления от внешнеэкономической деятельности в 2014 году превысили поступления 2011 года в 4,7 раза.
Тенденции роста доли вклада импорта в ВВП по отношению к вкладу экспорта, особенно на долю дефицита торгового баланса, повышают уязвимость экономической системы государства и потенциальные финансовые риски. Данный факт показателен на III, IV кварталы 2014 года, демонстрирующие падение платежей от внешнеэкономической деятельности. Поступления платежей в IV квартале 2014 года составили 183,9 млн. рублей ПМР, за тот же период 2013 года – 220,5 млн. рублей ПМР.
Сохраняются ключевые базисные ограничения перспективного развития приднестровской экономики:
– международно непризнанный характер государства, отражающийся в статусе отношений собственности, условиях внешнеэкономической деятельности, привлечении инвестиций, свободе доступа к внешним недорогим кредитным ресурсам;
– высокая зависимость от внешних рынков (высокая степень открытости);
– нарастающее отрицательное сальдо торгового баланса и отсутствие собственных достаточных ресурсов для его преодоления;
– нарастание дисбаланса в стратегической потребности наращивания социальных выплат, обеспечения жизнедеятельности населения и невозможности финансирования в полной мере за счет собственных ресурсов.
Изношенность производственной и социальной инфраструктуры до 80 – 100% требует крупных государственных инвестиций. Реальные ресурсы собственников промышленных предприятий обеспечивают больше социальную функцию сохранения занятости для предотвращения галопирующей миграции. Системные меры и адекватные рискам решения для реальной стабилизации требуют вливаний в экономику и социальную сферу от 2 до 3 млрд. долларов США (уже не только по оценке Правительства ПМР, но и по мнению высокопрофессиональных экспертов в области экономики).
В условиях региональной нестабильности, мировой экономической турбулентности мы вынуждены идти и на частичное повышение тарифов ЖКХ. Да, однозначно – лучше дешево и бесплатно, но это когда есть возможность и ресурсы.
Постоянное недофинансирование отрасли, 1 млрд. рублей ПМР различных льгот, реально не финансируемых из бюджета, вынудили принять непопулярные решения:
1) инфраструктура разрушается и требует инвестиций;
2) собственники жилья в многоквартирных домах получают по факту больше льгот, чем собственники частных домовладений;
3) в многоквартирных домах жилой фонд фактически частный;
4) граждане в многоквартирных домах могут самостоятельно отказаться от услуг, предоставляемых муниципальными предприятиями, самостоятельно создать свое ТСЖ и решить проблему суммы сборов, однако большинство предпочитает находиться в ведении муниципалов, при этом требуя более низких тарифов.
В этих условиях Правительство ПМР пошло на верный шаг поиска дополнительных источников финансирования растущих инфраструктурных потребностей ЖКХ, так как без реальных средств увеличить объемы работ в ЖКХ, все понимают, невозможно. Поэтому 10 сентября 2014 года по предложению Правительства был инициирован проект по определению дополнительного источника – Закон ПМР «О налоге на имущество юридических лиц», которым предполагалось установить минимальную ставку, около 0,1% от имущества, и собрать в Фонд переоснащения и развития ЖКХ порядка 16 млн. рублей ПМР, что предварительно могло бы перекрыть примерно 50% необходимых плановых вливаний, остальные 50% предполагалось дособирать путем повышения тарифов для населения.
Такой вариант был предложен именно потому, что все без исключения юридические лица получают по факту экономические выгоды от установленных поставок энергоносителей. Предполагалось, что юридические лица, понимая необходимость поиска источника ресурса, разделят ношу между юридическими лицами и организациями, где работают наши граждане, и самими гражданами.
Однако, возможно, невнимательное прочтение или чисто математический учет корпоративного интереса и собственных доходов коммерческих организаций фактически создали условия для отклонения предложения Правительства ПМР и возложения тяжести роста тарифов только на граждан. Увы, конструктивной альтернативы предложениям Правительства ПМР нет.
Большинству здравомыслящих людей понятно, что отсутствие поступательных шагов и экономически обоснованных тарифов создает условия, когда повышение в ближайшей перспективе может стать обвальным в десятки раз, как, например, у наших соседей. Поэтому в данной сфере, как и в вопросах государственных, важны выверенные государственные шаги, без популизма, вранья и демагогии.
Сегодня как никогда динамично и разнонаправленно меняется международная обстановка и экономическая ситуация в мире и регионе в целом. Меняются и усиливаются различные риски, и риски становятся жестче. Уже сейчас в мире около 800 млн. голодающих, примерно 200 млн. постоянно мигрирующих в поисках работы или лучшей доли. И мы, сравнивая ситуацию в мире и регионе, должны сказать спасибо Богу, друзьям, партнерам – всем, кто живет и работает на развитие страны в невероятных условиях. Спасибо за веру, усердие и настойчивость.
Особо хочу подчеркнуть: в условиях социально-экономических сложностей «всплывают» «защитники народа», «патриоты», множащие сплетни и сеющие дополнительную неуверенность. С помощью лжи и манипуляции они пытаются возвыситься на проблемах людей, используя объективные сложности как ступеньку для повышения значимости или сохранения в рядах той же власти или органов местного самоуправления, а также для дестабилизации страны в целом. Предлагаю гражданам быть более внимательными и осмотрительными в этот непростой для государства период и улавливать мотивы тех, кто спекулирует лозунгами, не предлагая ничего конструктивного взамен, сеет ненависть и раздор.
В условиях внешнего давления на страну, при явном стремлении наших партнеров в Кишиневе и Киеве изменить политический курс республики следует ожидать ряда провокационных действий и внутри страны.
По данным специальных служб Приднестровья, информационные диверсии, будоражащие общественность, направленные против страны, ее руководства, хорошо финансируются как извне, так и внутри страны теми, кого действующая власть заставила уплатить в бюджет дополнительно свыше 100 млн. долларов США за истекшие три года.
Можем ли мы сегодня позволить себе стимулировать экономику, и есть ли для этого ресурсная база, адекватная потребностям? Адекватны ли внутренние ресурсы стимулирования внешним сложившимся условиям, рискам, дестабилизирующему эффекту на традиционных рынках сырья и товаров? В условиях, когда неопределенность экономических перспектив соседних государств растет, каково воздействие данных рынков на экономическую активность внутри Приднестровья? Чтобы разработать инвестиционный план, который может изменить ситуацию, стимулировать создание рабочих мест под новые рынки или под товары для местного рынка, надо ответить на вопросы: в чем инвестиционная составляющая, где очевидные мотивы и стимулы вложений, насколько реалистичны прибыли в бизнесе и в каком именно в данной ситуации, в каком бизнесе высока доходность (какое производство конкурентно, доходно для внутреннего и внешнего рынков), насколько ясно и четко отрегулирована конкурентная среда и насколько эффективна защищенность от монополистов и чрезмерного государственного контроля.
Эти вопросы находятся в повестке дня органов государственной власти и находят свое отражение в решениях пока лишь частично, и в этом есть потенциал смягчения последствий негативных региональных событий.
Стимулирующие факторы европейской экономики – это дешевый евро, стимулирующая скупка ЕЦБ ценных бумаг, низкая ставка рефинансирования и дешевые кредиты, низкая стоимость ГСМ. Какие инструменты из изложенных есть в распоряжении Правительства ПМР?
Политическая привлекательность удержания низкой стоимости цен и тарифов на услуги ЖКХ, услуг здравоохранения ниже реальной себестоимости без реальных адекватных расходам и необходимой амортизации основных фондов, инвестиций и дотаций в отрасль (для компенсаций) привели к оттоку профессиональных кадров из отрасли, высокой энергоемкости, экономической неэффективности, старению инфраструктуры.
Вливание дополнительных внебюджетных средств в сферы здравоохранения и образования за 2012 – 2014 годы составило около 120 млн. долларов США (самые значительные инвестиции за весь период существования ПМР). Это в 12 раз превышает объем соответствующих бюджетных капитальных расходов за предыдущее десятилетие. Однако это всего около 10% от требуемых вложений.
Лозунги без реальных экономически обоснованных предложений, просчитанных выгод для государства, последствий для всех сфер жизнедеятельности, озвучиваемые то ли в органах государственной власти, то ли экономическими субъектами, больше похожи на политические спекуляции в целях получения экономических преимуществ за чей-то счет или повышения политической привлекательности исходя, например, из того же политического предвыборного периода.
И данные призывы из серии – дайте все и всем бесплатно или дешево и без необходимых средств – навеяны больше романтизмом хорошего прошлого или стремлением ввести в заблуждение людей о реальных сегодня возможностях государства и закрывают тем самым необходимость осознания объективной ситуации, которая ставит задачу зарабатывать государству столько, сколько необходимо, а не тратить столько, сколько хочется! Осознанные действия – залог успеха. Предложения и инициативы, выдвигаемые без учета знания и применения экономических законов, ведут к деградации всей государственной системы.
Слово «кризис» на устах многих, по-прежнему в повестке большинства приднестровцев и вызывает переживания и неуверенность в завтрашнем дне. Кризисы в мире, и в частности у соседей, способствует зачастую тому, чтобы мы осмотрелись и встряхнулись, выработали новый курс, продолжили оптимальные шаги по стабилизации и создали почву для развития. Мир и региональное взаимодействие стран ожидает кардинальная смена парадигмы развития. Год 2015 в социально-экономическом плане, как говорят цифры экономических показателей в странах наших традиционных партнеров рынков сбыта готовой продукции и рынков сырья, будет сложным. Это подтверждают IV квартал прошлого года и показатели двух месяцев этого года. Ситуация будет меняться, влияя на нашу экономику и на каждого приднестровца. В это время важно придать государственной идеологии большой позитивный импульс на объединение интеллектуального потенциала, более четкое и однозначное освобождение от популизма тех, кто не способен в силу отсутствия знаний или профессионального опыта на конструктивный позитивизм в реальных делах. Дефицит позитивных предложений, в том числе в органах государственной власти, во благо развития не должен в этих условиях заполняться поверхностными знаниями, мнениями, слухами, а порой сплетнями. И это важное понимание должно способствовать единению конструктивных идей профессионалов!
В обществе ощущается более острая необходимость отделения зерен от плевел, мнений от знаний в отраслях государственного и корпоративного управления, и здесь нужна более масштабная работа и госорганов, и СМИ в очертании приоритетов поддержки интеллектуального потенциала нашего государства. Чем осознанней будет данная работа, тем эффективней будет управление в кризисе, за которым подъем неизбежен. Таковы законы социальной общины.
Сегодня реальность в региональной экономике такова, что снижение деловой активности в Украине, Молдове и России привело к снижению спроса на приднестровские товары или создало ценовые ножницы экономической невыгодности поставок наших товаров на традиционные рынки, в том числе из-за девальвации национальных валют. Данная ситуация усугублена продолжающимся блокированием молдавскими партнерами экспорта товаров, транспортной логистики, банковской сферы и непрозрачными мерами нетарифного молдавского регулирования в отношении наших товаров. Блокирование же Молдовой возможностей приднестровской экономики политически мотивировано целью разрушения базиса любого государства – экономики.
В целом, государство даже при внешне негативной конъюнктуре противодействия извне демонстрирует устойчивость, реально в большей мере решительность именно Правительства и центрального банка уменьшали силу удара мирового и регионального экономического кризиса.
И здесь стоит задача вовлечь интеллектуальные силы всего общества в целях поиска эффективных решений в условиях натиска негативных экономических событий и их последствий. Анализ показывает, что, с учетом усеченности ресурсов и возможностей регулирования процессов внутри, Правительство ПМР выстроило верную логистику действий. Основная проблема – это отсутствие сопоставимых и адекватных ситуации ресурсов для стимулирования экономики и крайне узкий коридор маневрирования возможностями, что предопределяет как решения, так и перспективы. Финансовые и административные ресурсы не должны быть иллюзорными для реальной минимизации негативных тенденций в экономике. Понимание этого – шаг к осознанности действий.
Искусственно провоцируемые изнутри мелкие распри ради дешевого популизма, ради выборов, лживой привлекательности должны отойти в историю. Важно, что, кто и как может реально помочь в условиях кризиса, а не кто громче озвучивает лозунги, пожелания, которые, в свою очередь, выступают инструментом прикрытия желания пропиариться на проблемах для сохранения эфемерной задачи, например, сохранения того или иного места в органах госвласти или местного самоуправления. В этих условиях важнейшей заслугой правоохранительных органов является сохранение высокого уровня правопорядка, и важно сегодня усилить борьбу с преступностью.
Органы правопорядка и спецслужбы в рамках закона будут действовать жестко и необратимо, как действуют, в том числе в западных демократиях. Граждане, бизнес должны чувствовать защиту правоохранительных органов.
Великие победы в государстве возможны во многом благодаря единству, истинной вере и позитивным мыслям и действиям, кропотливому и эффективному труду. Всегда есть те, кому выгодно зарабатывать на дискредитации и развале государства.
Антикризисная программа Правительства ПМР носит больше административно-технический характер из-за отсутствия необходимых адекватных рискам ресурсов на повышение ликвидности банковской системы и для целевых вливаний в системообразующие сектора экономики.
Сегодня должен сказать, что мы находимся в стадии реализации непростого, непопулярного решения: или мы решаем проблему нехватки доходов девальвацией валюты и выплачиваем причитающиеся заработные платы и пособия при резкой инфляции и галопирующем росте цен, или уменьшаем расходы и формируем задолженности по пенсиям, заработным платам и удерживаем девальвацию и инфляцию в устойчивых параметрах.
Например, 1% удешевления рубля (девальвация) – это около 0,5% инфляции (удорожания) жизни.
Мною поддержано предложение Правительства ПМР по ведению расходов в рамках падающих ресурсных возможностей поступающих доходов с сохранением твердых показателей по курсу рубля и низкой инфляции.
Прошу все органы государственной власти и общество оказать поддержку Правительству при принятии непростых и непопулярных временных решений в складывающихся условиях.
Хочу призвать к сохранению межнациональной толерантности, терпимости и прагматичности в обществе, нельзя допускать накаливания обстановки как на идеологическом, религиозном, так и имущественном уровнях – это путь в никуда.
Сейчас необходимо государственное единство, профессионализм и повышение эффективности как органов государственной власти, так и всех экономических субъектов. В этих непростых условиях представители государственной власти нацелены на то, чтобы не быть втянутыми в провокации как с одной стороны, так и с другой, в рамках ресурсных возможностей будут минимизировать негативные последствия.
Внутренние и внешние негативные усилия, направленные на изменение мировосприятия реальности, на перекодирование идеологического фундамента православных и славянских ценностей, убежден, не найдут почвы у большинства конструктивного приднестровского общества.
Уверен, важнейшим элементом в любой ситуации является сохранение стабильности духа, веры, развития внутреннего мира каждого из нас, единение в позитивных мыслях и в последующих действиях. Это залог великого развития и духовности каждого из приднестровцев.
Время выбрало нас. Нам дарованы судьбой испытания, и мы должны пройти их достойно.
Я верю, что так и будет.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех тех, кто находится и в зале, и на рабочих местах, наших уважаемых ветеранов за кропотливый труд, усердие и понимание.
Перед нами стоит задача осуществления невероятного замысла в сложнейших условиях – истиной верой и усилием воли достичь наших целей, самостоятельного и динамичного развития приднестровского народа и каждого из нас.
Спасибо за внимание.