iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Владимир Путин и Барак Обама обсудили Сирию и Украину

Как сообщает ИА “ТИРАС” со ссылкой на пресс-службу Кремля, накануне ночью Владимир Путин и Барак Обама встретились в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, когда в Москве была уже ночь. Разговор занял намного больше времени, чем планировалось. Понятно, что это лишь прибавило вопросов от журналистов, к которым Владимир Путин вышел по окончании беседы.
Первые полосы американских газет сегодня – как под копирку. Большая фотография: Обама протягивает Путину руку, а Президент России как бы оценивает, стоит ли отвечать взаимностью. Wall Street Journal, New York Times и даже издаваемый в США на китайском языке World Journal – для всех переговоры двух мировых лидеров – тема номер один.
Основная тональность публикаций – переговоры трудные, противоречия между державами не сняты, но сам факт двусторонней встречи, да еще и по инициативе Вашингтона, говорит о том, что США вынуждены признать: без России урегулировать сирийский кризис не получается.
Вместо запланированных 50 минут переговоры президентов Путина и Обамы продолжались полтора часа. Формально они прошли на российской территории, в так называемой “русской комнате” рядом с залом Совбеза ООН. Но чтобы американская сторона не чувствовала себя ущемленной, правила для прессы позволили устанавливать ей. Именно поэтому с самих переговоров Владимира Путина и Барака Обамы есть только фотографии: американцы наотрез отказались пускать видеокамеры, даже ради несколько секунд протокольной съемки. О ходе встречи по ее окончании журналистам рассказал сам Президент России.
“Что касается сегодняшней встречи, она была очень полезной и, что особенно приятно, очень откровенной. Мне кажется, что наши американские партнёры достаточно ясно изложили свою позицию по очень многим вопросам, в том числе и по урегулированию ситуации на Украине, и по сирийской проблематике, вообще по ближневосточной. Действительно, у нас, как ни странно, очень много совпадающих точек и мнений по всем этим вопросам. Есть и расхождения, над которыми мы договорились вместе работать. Надеюсь, что эта работа будет конструктивной”, – отметил Владимир Путин.
Владимир Путин не исключил, что Россия может принять участие в авиаударах по позициям террористов в Сирии, но лишь при полном соблюдении международного права: то есть только при наличии мандата Совбеза ООН или просьбы официального Дамаска, а не так, как западная коалиция действует сейчас.
“Мы думаем о том, что мы могли бы дополнительно сделать для того, чтобы поддержать тех, кто реально “в поле”, что называется, оказывает сопротивление и воюет с террористами, в том числе с ИГИЛ. Таких немного: на территории Сирии это, прежде всего, сирийская армия и подразделения курдского ополчения, как я уже говорил в своем выступлении. Хочу подчеркнуть, мы полагаем, что эта работа по борьбе с террором должна идти параллельно с процессами политического характера в самой Сирии. Но ни о каких наземных операциях и участии российских воинских подразделений в наземных операциях речи не идет и идти не может”, – подчеркнул Президент России.
Деталей переговоров, которые многие по праву называют главным политическим событием года, крайне мало. Например, Барак Обама, в отличие от Владимира Путина, вообще не стал общаться с прессой. Лишь некоторые подробности стали известны от глав внешнеполитических ведомств двух стран. Сергей Лавров дал интервью телеканалу Russia Today, а Джон Кэрри пообщался с MSNBC. В сирийском вопросе камень преткновения – будущее президента Башара Асада. Вашингтон настаивает на отстранении его от власти, Москва же подчеркивает, что он – законно избранный руководитель страны.
“Американцы крайне убеждены, что помощь, которую Россия оказывает Асаду в борьбе с ИГИЛ, означает усиление режима, для которого они не видят будущего. Мы разъяснили свою позицию: у нас нет никаких привязанностей к кому-либо в регионе, однако мы убеждены в том, что мы не можем позволить Сирии развалиться, поскольку альтернативой может послужить ИГИЛ и Халифат. Американцы подтвердили, что и абсолютная позиция – это сохранение территориальной целостности и суверенитета Сирии, Ирака и других стран региона – на этой основе мы можем сотрудничать. Другими словами, борьба с терроризмом должна идти в параллели с политическими реформами, но не насаждаться снаружи, а идти изнутри, от самих сирийцев – правительства и всех групп оппозиции”, – сказал глава МИД РФ Сергей Лавров.
“Вчерашняя встреча была очень конструктивной, разговор откровенным, чистосердечным и учтивым. Я думаю, оба лидера ищут путь вперед, поскольку все понимают, что на карту поставлена судьба Сирии. И мир ждет быстрого решения. Было достигнуто согласие по некоторым фундаментальным принципам. Есть взаимопонимание в том, что Сирия должна быть единой страной, единой и светской. А с ИГИЛ необходимо разобраться”, – подчеркнул Джон Керри.
Но не только эту проблему обсуждали на переговорах президенты Путин и Обама. Источник в американской делегации даже сообщил примерный расклад по времени: половину из полутора часов президенты говорили про сирийский кризис, а половину – про украинский.
“Что касается возможности более активного участия США в урегулировании конфликта по Украине, то США и так активно в этом участвуют, хотя это и не выдвигается на первый план, как работа России, Франции и Германии в рамках “нормандского формата”. Тем не менее, США в известной степени стоят за спиной киевских властей, они в постоянном контакте с европейцами, но у нас между РФ и США налажен хороший деловой контакт по линии МИД и Госдепа на постоянной основе. Сегодняшние консультации показали, что наши американские коллеги в материале целиком и полностью, и, конечно, влияют на этот процесс”, – отметил российский Президент.
Антироссийские санкции и попытки изолировать Россию оказались неэффективными, считает Путин. И как подтверждение тому – тот ажиотаж, который вызвало его появление на заседании Генассамблеи ООН. Владимира Путина приветствовали, многие хотели пожать ему руку, некоторые даже просили сфотографироваться на память. Президент не отказывал. По окончании всех мероприятий Путина спросили, как он отреагировал на демарш украинской стороны? Петр Порошенко вместе со всей делегацией Украины покинул зал заседаний, когда начал выступать Президент России.
“Во-первых, я никогда не перехожу на личности. Никогда. Потому что практика и опыт показывают, что личные контакты всегда могут пригодиться для решения межгосударственных отношений, в решении вопросов, в которых заинтересованы миллионы людей. Поэтому личные амбиции лучше оставить про себя, про запас. Второе, я не заметил, что президент Украины не присутствовал на моей речи. В-третьих, мне в принципе не очень важно, чтобы присутствовали все без исключения, тем более те, кому это неинтересно”, – сказал Владимир Путин.
Не было в тот момент в зале и президента Обамы – он ушел на двусторонние встречи сразу после своего выступления. Позже главы России и США встретятся на ланче у Генсека ООН Пан Ги Муна и даже поднимут бокалы, но до прежних доверительных отношений еще далеко.
“Отношения между Россией и Соединенными Штатами, к сожалению, находятся на достаточно низком уровне, это все понятно и без моих комментариев. Но это не наша инициатива – понизить отношения между Россией и США до такого уровня. Это позиция наших американских партнеров. Хорошо это или плохо? Думаю, что плохо и для двусторонних отношений, и для мировых дел. Но такой выбор сделан Соединенными Штатами. Мы всегда готовы к развитию отношений, к восстановлению отношений в полном объеме”, – отметил Владимир Путин.
Напоследок журналисты решили узнать, что называется из первых рук, кто же все-таки был инициатором двусторонней встречи – Россия или США. До этого стороны давали противоречивые комментарии. Путин сказал: предложение встретиться прислали из Белого Дома. Москва не стала отказывать и выбрала дату и время.