ИА «ТИРАС», публикует материал историка и аналитика Никиты Комарова по предвыборной ситуации в Приднестровье. Вниманию предлагается мнение относительно последствий острого политического противостояния.
Кажется, что совсем недавно Евгения Шевчук стал президентом Приднестровья, а «Обновление» вновь получило большинство в ВС ПМР. Тем не менее, уже совсем скоро состоятся парламентские, а потом и президентские выборы в непризнанной, но по факту независимой республике.
Можно констатировать тот факт, что в 2010/11 гг. выборы в ПМР были относительно свободными. Тогда в предвыборной гонке Россия поддерживала Анатолия Каминского, однако ее содействие ограничивалось лишь локальной помощью. По сути дела, России было без разницы, кто займет пост президента, поскольку в любом случае глава страны попадал бы под полную зависимость от «большой земли». Большую заинтересованность в приходе к власти Каминского имел холдинг «Шериф». Компания была заинтересована в том, чтобы к власти пришел ее ставленник. Таким образом, «Шериф» мог бы надолго обеспечить себе полную политическую лояльность, имея в своем относительном подчинении, как президента, так и парламентское большинство. Однако сама кандидатура Каминского оказалась неудачной. Народ Приднестровья, устав от пожилого Смирнова, хотел видеть в президентском кресле молодого и энергичного политика (на момент выборов Каминскому был 61 год). Смирнов, не использовав админресурс, понадеявшись на свою популярность, провалился еще в первом туре, после чего стало ясно, что главой государства станет Шевчук.
Будущие парламентские и президентские выборы вряд ли получаться такими же честными, какими были предыдущими. Придя к власти, команда Шевчука очень грамотно и умело подавила все оппозиционные к новому президенту СМИ и организации, даже несмотря на то, что абсолютное их большинство были пророссийскими. К подобным организациям можно отнести партию «Родина», вокруг которой сконцентрировались остатки команды Смирнова. В результате, в прошлом году руководство партии вынуждено было покинуть Приднестровье, переехав в Донецк. Отметим, что Шевчук смог взять под контроль абсолютно все печатные издания и интернет ресурсы. Игорь Смирнов не уделял им особое внимание, считав данные СМИ второстепенными, и предпочитал контролировать исключительно телевидение. Шевчук же, надо отдать должное, разглядел в печатной и сетевой прессе силу, значительно воздействующую на общественное мнение. За свой первый президентский срок Шевчук также полностью подчинил себе силовые и административные структуры, тем самым ослабив влияние на них «Шерифа». Таким образом, за почти что четыре года работы, Шевчук и его команда смогли создать сильную президентскую вертикаль власти, минимизировав тем самым роль парламента в республике.
Однако слабо верится в то, что «Обновление», а, следовательно, и стоящий за ним «Шериф» так просто, без боя, лишатся после выборов власти. Конечно, вероятность того, что «Обновление» потеряет свое парламентское большинство, высока, однако ресурсов для генерального сражения у «Шерифа» достаточно. Здесь же можно вспомнить недавний конфликт между правительством и самой крупной в ПМР компанией. Его суть заключается в том, что правительство обвинило «Шериф» в неуплате налогов в бюджет республики, от чего государство не смогло в полной мере выплатить социальные пособия. Со своей стороны «Шериф» опроверг данные заявления, уличив правительство во лжи и попытке очернить компанию исходя из своих политических амбиций.
Как видим, с приближением парламентских выборов борьба между приднестровскими элитами становится все ожесточеннее. Разумеется, таким крупные внутриполитические конфликты не могут не отражаться на положении дел в республике. Следствием противоборства является отвлечение двух сторон конфликта от решения государственных проблем, которых с каждым днем становится все больше и больше. Россия же, в свою очередь, не пытается замирить стороны, поскольку ей особо без разницы с какой властью работать. Однако подобная грызня играет на руку тем, кто находится по другую сторону Днестра. Включив свои ресурсы, Запад, вне всяких сомнений, попытается воспользоваться ситуацией и окончательно дестабилизировать внутреннее положение в республике, если уже не начал это делать.
В кинофильме «Статский советник» до последнего момента было загадкой расшифровка трех букв: «СДД», которые стояли в подписи анонимных записок для революционеров. Как выяснилось в конце, эти буквы означали следующую фразу: «Сожрите друг друга». Именно таким лозунгом руководствуется сейчас Запад, наблюдая, потирая ладони, за политической ситуацией в Приднестровье.