Как сообщает ИА “ТИРАС” со ссылкой на пресс-службу Министерства иностранных дел Приднестровья, внешнеполитическое ведомство республики сделало заявление касательно очередных транспортных мер Молдовы и Украины в отношении ПМР:
Сегодня в адрес внешнеполитического ведомства Приднестровья по имеющимся каналам поступила телеграмма руководства железных дорог Украины, адресованная региональным филиалам, с указанием на то, что существовавший с 2004 года механизм отгрузки импортируемых товаров, следующих в адрес Приднестровья железнодорожным транспортом, утрачивает свою силу с 1 января 2016 года.
Как следует из документа, в соответствии с пунктом 6.2 протокольного решения, подписанного в ходе состоявшегося 10-11 декабря 2015 года в городе Кишинёве заседания молдавско-украинской Приграничной комиссии, отгрузка товаров, следующих в Приднестровье, будет осуществляться исключительно на станции «Бендеры-2» и «Рыбница».
Необходимо отметить, что Приднестровье уже сталкивалось в 2012 году с попытками Молдовы установить тотальный контроль над импортом товаров, следующих в Приднестровье, однако на тот момент сторонам удалось урегулировать вопрос в ходе встречи отраслевых специалистов. Однако уже летом 2015 года приднестровские хозяйствующие субъекты начали вновь испытывать трудности с согласованием планов отгрузки своих товаров с территории Украины, следовавших через железнодорожную станцию «Слободка-экспорт».
По итогам ряда встреч на уровне профильных экспертов сторон, а также представителей по политическим вопросам в августе с.г. удалось вновь добиться стабилизации ситуации, благодаря чему импортируемые экономическими приднестровскими агентами товары продолжили поступать согласно действовавшей ранее схеме.
Однако уже в середине октября с.г. проблема вновь обострилась, в результате чего все приднестровские грузы, следовавшие на станцию «Слободка-экспорт», перестали согласовываться украинской железной дорогой, а сама станция была исключена из автоматизированной системы «Месплан».
Проведённые 19 и 23 ноября 2015 года встречи профильных экспертов не принесли каких-либо практических результатов ввиду крайне неконструктивной позиции молдавской стороны. Более того, представитель по политическим вопросам от Республики Молдова Виктор Осипов уклонился от предложенной Приднестровьем встречи, поскольку, по всей видимости, РМ и Украиной было принято принципиальное решение действовать в одностороннем и непереговорном ключе.
По имеющимся расчетам, только в 2016 году из-за слома действовавшей на протяжении 11 лет схемы импорта грузов в Приднестровье хозяйствующие субъекты ПМР могут потерять порядка 4,5 млн. долларов США.
Наряду с этим, односторонний и дискриминационный характер действий Молдовы и Украины проявился в изменении графика следования пассажирского поезда «Кишинев – Одесса», для запуска которого в 2010 году потребовалось значительное количество усилий, в том числе и со стороны Приднестровья. Согласование изменений в графике следования пассажирского состава принималось вне рамок диалога и без уведомления приднестровской стороны.
МИД ПМР расценивает меры Кишинева и Киева как нацеленные на разрушение доказавших свою эффективность экономически обоснованных схем экспортно-импортных и транзитных операций через территорию Приднестровья. Внешнеполитическое ведомство в ближайшее время направит соответствующее обращение в адрес всех участников формата «5+2» с просьбой оказать содействие в разрешении складывающейся проблемной ситуации.
Министерство иностранных дел ПМР призывает молдавскую и украинскую стороны пересмотреть одностороннее решение, принятое в ходе заседания совместной Приграничной комиссии, отказаться от подобного контрпродуктивного шага, который ухудшает социально-экономическое положение Приднестровья и осложнит диалог сторон дополнительными конфликтогенными факторами.