В Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации состоялась встреча Министра иностранных дел
Российской Федерации С.В.Лаврова с депутатами – членами комитетов
Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, по международным
делам, по обороне и по безопасности.
Выступивший на ней
С.В.Лавров затронул ряд актуальных международных вопросов, касающихся,
в частности, участия Российской Федерации в интеграционных процессах в
СНГ, урегулировании конфликтов на пространстве СНГ, а также поддержки
российских соотечественников, проживающих за рубежом.
Стенограмма выступления Министра иностранных дел России
С.В.Лаврова на встрече с членами Комитета Государственной Думы по делам
СНГ и связям с соотечественниками:
Уважаемые коллеги,
Спасибо большое за приглашение поделиться соображениями по
вопросам, которые касаются продвижения интеграционных процессов,
урегулирования конфликтов на пространстве СНГ, поддержки проживающих
там соотечественников.
Наше, без преувеличения многообразное взаимодействие с
партнерами по Содружеству – безусловный приоритет нашей внешней
политики, который идет от жизни, от нашей прагматичной внешней
политики. Не случайно первый государственный визит Президента
Д.А.Медведева состоится в одну из стран СНГ – Казахстан.
У нас общее прошлое, которое нам оставило уникальный опыт
сосуществования и сотрудничества, у нас взаимодополняемость экономик,
единые транспортные коридоры, огромное общее гуманитарное, культурное,
человеческое пространство. Все это составляет наше колоссальное
конкурентное преимущество в современном мире, и отказываться от него ни
для России, ни для любого из наших партнеров по СНГ было бы неразумно.
Тем более, что интеграционные процессы в эпоху глобализации становятся
действенным инструментом адаптации каждого государства или группы
государств к новым реалиям. Конечно, интеграция является делом
добровольным, и это понятно. Она может быть успешной только в том
случае, если она основывается на реальных интересах участников этого
процесса. Именно этим продиктована наша линия на то, чтобы перейти на
рыночные принципы отношений. Переход должен быть, конечно, плавным,
постепенным, с тем, чтобы не дестабилизировать экономику какой-либо
страны, особенно, с учетом того, что практически все страны СНГ во
многом пользовались огромными дотациями в виде преференциальных цен на
энергоносители. Как следствие линии на перевод наших отношений на
рыночные принципы имеют место новые важные явления, в частности в
интеграционные процессы, которые до недавнего времени развивалась
преимущественно в межгосударственном формате, начинает все активнее
включаться и бизнес-сообщество.
Что касается наших союзников, то целенаправленная, адресная
поддержка будет куда эффективнее, нежели обезличенное энергетическое
донорство.
По мере того, как укрепляются позиции России, мы сталкиваемся
с возрастающей внешнеполитической активностью на пространстве СНГ
других государств, в том числе расположенных далеко отсюда. Мы не
хотели бы, чтобы это пространство превращалось в поле соперничества,
чтобы кто-то пытался его «растащить», искусственно создать препятствия
на пути консолидации СНГ. Россия не боится конкуренции. Главное, чтобы
эта конкуренция была честной, основывалась на понятных для всех
правилах, на уважении законных интересов друг друга, прежде всего,
подчеркиваю, интересов самих государств СНГ, на уважении их права
самостоятельно, без давления делать самостоятельный выбор. Россия не
замышляет ничего такого, что ограничивало бы возможности для развития
наших партнеров по Содружеству, препятствовало бы развитию объективной
экономической, культурно-цивилизационной и иной нашей общности. Мы
ничего не делаем в ущерб третьих стран на этом, равно как и на любых
иных пространствах.
Думаю, что состоявшаяся серия саммитов СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ в
октябре прошлого года в Таджикистане ознаменовала, в известной степени,
этапный момент в развитии нашего сотрудничества.
В СНГ была принята Концепция дальнейшего развития Содружества
– документ реалистичный, компромиссный, отражающий баланс интересов и
предусматривающий продолжение совместной работы по многим направлениям
с возрастающим упором на экономику. Значительное внимание в Концепции
уделено вопросам безопасности, правопорядка, миграции, транспортной
инфраструктуры, наращиванию гуманитарных связей и дальнейшему
совершенствованию механизмов функционирования СНГ. В качестве
стратегической перспективы обозначено формирование интегрированного
экономического и политического объединения, которое обеспечивало бы
эффективное развитие каждого из участников. Одновременно с Концепцией
дальнейшего развития СНГ принят План ее реализации, который подкрепляет
зафиксированные в Концепции договоренности конкретными практическими
задачами.
Разумеется, не все страны СНГ безоговорочно приняли эти
документы. Азербайджан, Молдавия и Украина высказали свои оговорки,
Грузия и Туркменистан воздержались от подписания соответствующего
решения Совета глав государств. Но уже первые шаги по воплощению
Концепции в жизнь подтверждают, что интерес к ней присутствует
фактически в каждом государстве.
Создана рабочая группа в составе заместителей министров
экономики, в которой начата подготовка Стратегии экономического
развития СНГ. Интересно, что «первую скрипку» здесь играют наши
украинские партнеры. Мы договорились, что стратегия будет охватывать
период до 2020 года. В июне ее проект планируется рассмотреть на
Экономсовете СНГ, а осенью – на очередном заседании Совета глав
государств.
Создана еще одна рабочая группа по совершенствованию
механизмов функционирования Содружества. Она готовит Положение о
председательстве и Соглашение о статусе документов СНГ, занимается
оптимизацией органов Содружества, анализом их статуса и методов их
взаимодействия. Сейчас, проанализированы порядка 82 структур
отраслевого сотрудничества. Думаю, что деятельность некоторых из них
будет рекомендовано прекратить, а деятельность других будут существенно
оживлена.
С некоторых пор мы договорились в СНГ, что каждый год будет
выбираться одна главная тема. В прошлом году это была миграция, в этом
году – транспорт. Главной теме уделяется особое внимание на Совете глав
государств.
В прошлом году приступили к работе Межгосударственный фонд и
Совет по гуманитарному сотрудничеству. Близится к завершению
формирование Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству.
Прорабатывается идея создания форума руководителей регионов стран СНГ.
Причем интерес у Содружества ко всем этим процессам, я повторяю,
практически универсальный.
Что касается ЕврАзЭС, то, конечно, серьезный стимул
интеграционным процессам в Сообществе придали договоренности о создании
таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Все необходимые для
этого документы подписаны; осуществляются процедуры, связанные с их
предстоящим вступлением в силу. Другие участники ЕврАзЭС могут
присоединиться к этим документам, как только они созреют для этого.
Параллельно готовится блок документов, которые будут
закладывать правовую базу завершающей стадии интеграции в ЕврАзЭС. Имею
в виду создание единого экономического пространства или «общего рынка».
Вопрос этот – на перспективу, но заниматься им надо уже сегодня. Равно
как и разрабатывать основы формирования общего энергетического рынка,
эффективного использования водно-энергетических ресурсов, в частности,
в Центральной Азии. Казахстан предложил сделать тему энергетики главной
на будущий год. Россия поддерживает такой подход.
Реализуется инициатива, которую выдвинул В.В.Путин на саммите
ЕврАзЭС еще в 2006 году, о сотрудничестве по использованию ядерной
энергии в мирных целях. Как вы знаете, заключено
российско-казахстанское соглашение о Международном центре по обогащению
урана. Центр реально создается в Ангарске. Недавно к этому соглашению
присоединилась Армения. Оно открыто для других заинтересованных
участников.
Важным фактором обеспечения интересов безопасности России и ее
союзников является ОДКБ. С 2006 года запущен процесс трансформации ОДКБ
в многофункциональную международную организацию, призванную эффективно
противодействовать современным угрозам и вызовам. Ежегодно стали
проводиться учения Коллективных сил быстрого реагирования, в том числе
с отработкой антитеррористических задач, комплексные антинаркотические
операции, а в последние два года и операции по борьбе с нелегальной
миграцией. Приняты решения о создании механизмов миротворчества,
реагирования на чрезвычайные ситуации.
На неформальной встрече Совета министров иностранных дел ОДКБ
в Москве 28 марта текущего года впервые в этом формате с пользой для
дела рассматривались вопросы внешнеполитической координации.
Конечно же, мы не должны забывать и о такой мощной структуре
как Шанхайская организация сотрудничества, хотя разговор о ней выходит
за рамки темы интеграции в СНГ. Но ШОС – это весомый фактор
региональной и международной жизни, который обеспечивает взаимодействие
стран-участниц уже с подключением нашего крупного партнера, соседа
великого Китая. В активе ШОС укрепление потенциала для
антитеррористической деятельности. В этих целях, как вы знаете,
проводились масштабные войсковые учения, которые становятся
традиционными. Разумеется, никто не ведет речь о том, чтобы ШОС
превращалась в военно-политический блок. Дальнейшее развитие ШОС мы во
многом связываем с предстоящим председательством России в этой
организации с середины этого года до середины следующего. Видим свою
задачу в качестве председателя в наращивании потенциала ШОС как
самостоятельной силы в поддержании стабильности и безопасности в
Центрально-Азиатском регионе.
Активно поощряем взаимодействие, которое налаживается между
СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Убеждены, что это принесет ощутимую пользу
странам-участницам, всему региону, да и всему мировому сообществу.
Взаимодействие призвано гармонизировать их работу, чтобы каждая
организация функционировала прежде всего в той нише, где у нее есть
сравнительные преимущества.
Хочу особо отметить нашу высокую оценку вклада Государственной
Думы в усилия, направленные на поддержку интеграционных тенденций на
пространстве Содружества, особо поблагодарить тех членов Госдумы,
которые работают в Межпарламентской ассамблее СНГ, прежде всего над
гармонизацией и сближением национальных законодательств
государств-участников.
Что касается конфликтов на пространстве Содружества и нашего
содействия в их урегулировании, то в начале апреля я уже имел честь
выступать на «правительственном часе» в Государственной Думе по этому
вопросу. Не буду повторяться. Хотел бы только высказать здесь некоторые
соображения.
Ситуация в зоне конфликтов в Абхазии и Южной Осетии –
напряженная и остается таковой. Вразрез с Московскими соглашениями 1994
года Грузия концентрирует войска на границах этих двух республик,
наращивает закупку и получение наступательных вооружений. Продолжаются
облеты зоны конфликта в Абхазии в военных целях: только за последние
несколько месяцев, по имеющейся информации, над территорией Абхазии
было сбито 7 грузинских беспилотных летательных аппаратов. Это –
нарушение и Московских соглашений, и соответствующих решений СБ ООН.
Мы добиваемся от руководства Грузии принятия на себя
обязательств вместе с Сухуми и Цхинвали о неприменении силы для
разрешения этих конфликтов. Грузинская сторона долгое время
отказывается от этого, либо пытается обусловить свое согласие на
подписание соответствующих документов некими условиями, которые
относятся уже к следующим стадиям урегулирования, если мы на них
выйдем. Мы выступаем за безусловные официальные обязательства о
неприменении силы.
Вы знаете, что с целью не допустить каких-то провокаций и в
пределах численности, которая была определена решением Совета Глав
государств СНГ в 1994 году и подтверждена в 1999 году, наш
миротворческий контингент в зоне абхазского конфликта увеличен до 2,5
тыс. человек.
Недавно грузинское руководство выдвинуло «мирные инициативы»,
как он были презентованы. Сухуми и Цхинвали к ним отнеслись
скептически. В основе этих инициатив – обещания самой широкой
автономии. Однако практические действия грузинского руководства,
которые сопровождаются провокациями, в том числе и против наших
миротворцев, идут в разрез с заявленными настроениями, не способствуют
реальному, уважительному диалогу между сторонами конфликта, нацеленному
на укрепление доверия и поиск путей достижения договоренностей по всем
другим вопросам на этой основе.
Вы знаете, что пару месяцев назад лидеры Абхазии и Южной
Осетии направили послание Президенту Российской Федерации, в котором
выразили серьезную озабоченность провокационным, агрессивным курсом
тбилисского руководства. Реакция Президента также известна. Ее суть –
выражение солидарности с населением этих республик, проживающими там
российскими гражданами и подтверждение готовности оказывать им всю
необходимую предметную помощь, чтобы они жили достойно, не подвергаясь
провокациям, могли спокойно общаться с Россией.
С учетом тех рекомендаций, которые были приняты
Государственной Думой в Заявлении от 21 мая, Президент поручил
Правительству наладить взаимодействие с органами власти Абхазии и Южной
Осетии в торгово-экономической, социальной, научно-технической,
информационной областях, в сфере культуры и образования, в том числе, с
привлечением российских регионов. Территориальные органы МИД России в
Краснодарском крае и в Республике Северная Осетия-Алания будут при
необходимости осуществлять отдельные консульские функции в интересах
лиц, которые постоянно проживают в Абхазии и Южной Осетии. Мы над этим
работаем, как работают над этим и другие соответствующие наши
ведомства. Мы также приняли решение, как вы знаете, о выходе из режима
санкций, которые были введены в 1996 году по линии СНГ в отношении
Абхазии. Это абсолютно не противоречит нормам международного права,
направлено на реализацию той линии, которая была зафиксирована в
резолюции СБ ООН, в рекомендациях Генерального Секретаря ООН и Группы
друзей Генерального Секретаря по Грузии, подтверждающих необходимость
экономического развития Абхазии, улучшения жизни пострадавшего от
конфликта населения.
Так что наши действия в принципиальном плане отличаются от
того, что происходит вокруг Косово. Мы не нарушаем международное право.
Для нас безусловным приоритетом являются интересы людей, а не какие-то
политические соображения. Мы призываем грузинскую сторону предпринять
практические шаги, которые способствовали бы экономическому развитию
Абхазии и Южной Осетии, соблюдать достигнутые ранее соглашения,
отказаться от провокационных действий в зонах конфликтов, от бойкота
сложившихся механизмов урегулирования.
Мы, в целом, хотим восстановить нормальные добрососедские
отношения с Грузией. Возобновили транспортное сообщение и почтовую
связь, практически сняли остававшиеся визовые ограничения в отношении
грузинских граждан. Ускоренно завершается реконструкция пограничного
перехода «Верхний Ларс». Готовы мы и к началу экспертных консультаций,
которые, в случае достижения договоренностей, позволили бы вернуть
грузинскую сельскохозяйственную продукцию на российский рынок. Мы
выполняем все то, что обсуждалось на встрече Президента В.В.Путина в
феврале этого года с Президентом М.Саакашвили. Выполняем все те
обещания, которые в рамках этих встреч были согласованы. Ожидаем
встречной адекватной реакции со стороны Грузии. Пока, к сожалению,
этого не наблюдается.
Мы обеспокоены недавним всплеском напряженности по линии
соприкосновения сторон в нагорно-карабахском конфликте. В начале марта
там произошел первый за многие годы серьезный вооруженный инцидент.
Работаем активно вместе с другими сопредседателями Минской
группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию, с США и Францией с
тем, чтобы все-таки продвинуться к достижению договоренностей. Это
могут сделать только сами стороны. Происходят контакты министров
иностранных дел. Обсуждается возможность организации очередной встречи
президентов Армении и Азербайджана. Наработки, которые уже одобрены
Президентом и которые были составлены при помощи сопредседателей,
существенно продвигают процесс переговоров вперед. Остаются пока еще
очень незначительные расхождения по одному – двум вопросам. Мы
убеждены, что вполне возможно найти решение, которое будет приемлемо
как для Армении, так и для Азербайджана. Мы работаем над этим.
Приветствуем возобновление диалога между Молдовой и
Приднестровьем. Встреча президентов В.Н.Воронина и И.Н.Смирнова 11
апреля подтвердила возможность поиска точек соприкосновения и
достижения компромисса. Будем и далее помогать восстановлению
полномасштабного переговорного процесса, рассчитываем, что стороны
проявят стремление к компромиссам, нахождению жизнеспособного
политического решения на той основе, которая уже наработана и в
принципиальном плане сторонами не отвергается. Если есть какие-то
нюансы в отношении той или иной идеи, они всегда будут учтены, но
базовые принципы, повторяю, были одобрены сторонами. Именно на этом
фундаменте нужно продолжать работать.
Что касается в целом российского участия в урегулировании
конфликтов на территории СНГ, то помимо политических усилий,
предпринимаемых российским руководством, деятельности МИД и других
ведомств по выполнению принимаемых решений, важное значение имеет
ресурсное обеспечение всей этой работы. Видим здесь важный резерв для
повышения конкурентоспособности российского миротворчества, внешней
политики в целом. Ценим ту поддержку, которую в этом вопросе всегда
ощущаем в Государственной Думе, будем и впредь рассчитывать на
совместное продвижение необходимых решений.
В числе наших внешнеполитических приоритетов находится
содействие соотечественникам за рубежом, в том числе тем, кто проживает
в странах Содружества. Наша главная задача – обеспечить условия, при
которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в своих
странах с тем, чтобы сохранить свою этнокультурную самобытность,
духовную связь с Россией и ее культурой и чтобы те из них, кто захочет
вернуться на Родину, могли сделать это достойно. Главное – те, кто
живет сейчас за границами Российской Федерации, должны быть
равноправными гражданами в странах проживания, пользоваться всеми
правами и свободами в соответствии с общемировыми стандартами. Поэтому
наряду с продолжением гуманитарной помощи нашим соотечественникам
(осуществляемой в виде поставок литературы, аудио-визуальной продукции,
поддержки русских школ, переподготовки преподавателей, приеме детей и
ветеранов на отдых и лечение), наряду с этой гуманитарной
деятельностью, мы все больше внимания уделяем защите прав наших
соотечественников. Для этого важно, чтобы они сплачивались,
консолидировались. Это будет помогать им более эффективно отстаивать
свои права в странах пребывания. Работаем над информационной
составляющей этой деятельности. В качестве реального продвижения вперед
отмечу создание в развитие решений прошедшего в Санкт-Петербурге осенью
2006 года Всемирного конгресса соотечественников и при поддержке
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом
Координационного совета российских соотечественников. В марте – апреле
в Москве и Казани прошло уже четвертое заседание этого Совета. В
прошлом году состоялось семь региональных и более шестидесяти страновых
конференций соотечественников. По их итогам образованы страновые и
региональные координационные советы. Практика эта будет продолжена. В
ноябре готовим в Москве Всемирную конференцию соотечественников,
которую решено проводить в период между Конгрессами.
Признаюсь, что мы вначале пути. Не все пока получается, как
хотелось бы, но есть позитивные сдвиги. Считаю, что признаком
становления, зрелости организации соотечественников, признаком
возрастающей солидарности наших соотечественников стала инициатива, с
которой они выступили по сбору средств на памятник российскому
гражданину Д.Ганину, погибшему в ходе массовых выступлений против
демонтажа памятника Воину-освободителю в Таллине в минувшем году.
Свой вклад в усилия по совершенствованию нашей работы с
соотечественниками вносит специализированный журнал «Русский век»,
который мы стали издавать, соответствующий Интернет-портал. Кроме того,
есть три региональных издания, которые ориентированы на
соотечественников в Прибалтике, Центральной Азии и дальнем зарубежье.
Готовится такое же издание для кавказского региона, прорабатывается
возможность выпуска тематического приложения по соотечественникам к
одной из центральных российских газет.
Буквально на днях у нас в МИД состоялось заседание
Консультативного совета субъектов Российской Федерации, в ближайшие дни
собирается Совет глав субъектов Российской Федерации. И там, и там на
повестке дня – вопросы участия регионов в работе с соотечественниками.
Считаем, что это один из серьезнейших резервов дальнейшего повышения
предметности и эффективности всей этой работы. В конце мая в Москве
состоится международная конференция «Соотечественники и российские
регионы». Туда приедут наши соотечественники из 67 стран мира.
Еще один приоритет в деятельности Правительственной комиссии
по делам Соотечественников за рубежом, о котором я хочу в заключение
сказать, это подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в
Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом». Уже имеем тесные контакты по этому
вопросу с представителями Федерального Собрания, рассчитываем на
активную совместную работу в составе соответствующей межведомственной
группы, которая такие предложения готовит. Кроме того, по поручению
правительства, мы приступили к подготовке новой трехлетней программы
работы с соотечественниками за рубежом. Текущая трехлетка истекает в
декабре. При подготовке новой программы будем готовы учесть и пожелания
и предложения депутатов.
Так что дел у нас впереди немало. Повторяю, сделано далеко не
все, что намечено. Работа продолжается на всех этих направлениях по
проблематике развития СНГ, других интеграционных структур на этом
пространстве, урегулирования конфликтов, в чем мы кровно
заинтересованы, по вопросам поддержки наших соотечественников в ближнем
и дальнем зарубежье.
Повторяю, готовы, заинтересованы в продолжении конструктивного
сотрудничества с профильными комитетами Государственной Думы в решении
этих и других актуальных задач деятельности МИД.
Стенограмма ответа на вопрос СМИ Министра иностранных дел России
С.В.Лаврова по итогам встречи с членами Комитета Государственной Думы
по делам СНГ и связям с соотечественниками:
В дополнение к тому, что я сказал в своем выступлении на
заседании с нашими коллегами из Государственной Думы, хотел бы еще раз
подчеркнуть насколько высоко мы ценим возможность регулярного
повседневного, тесного контакта с профильными комитетами
Государственной Думы и насколько это помогает более эффективно работать
над реализацией нашего внешнеполитического курса, который определяется
Президентом.
Вопрос: Сергей Викторович, если можно для грузинского
телевидения. Будете ли Вы сегодня встречаться с Сергеем Багапшем и что
Вы будете обсуждать? В случае напряженности будет ли Россия помогать
Абхазии военными средствами?
С.В.Лавров: Мы регулярно встречаемся и с руководством Абхазии, и
с руководством Южной Осетии, и с руководством Грузии. Россия –
содействующая сторона, она ответственно относится к этой роли как и в
случае югоосетинского, так и в случае абхазского конфликтов. Мы
намерены и впредь относиться к этой роли ответственно в отличие от тех,
кто пытается объяснить все сохраняющиеся вокруг Абхазии и Южной Осетии
проблемы исключительно тем, что, мол, Россия не может выполнять роль
миротворца. Проблема, как я уже неоднократно говорил, заключается,
прежде всего, в том, что грузинская сторона не может честно выполнить
имеющиеся договоренности. Это полностью противоречит и здравому смыслу,
и интересам урегулирования, интересам, которые основывались бы на
взаимном уважении и балансе договоренностей. Это – первое.
Второе. Мы постоянно говорим, прежде всего, о необходимости
поиска путей снижения напряженности на данном этапе. В-третьих,
необходимо восстанавливать доверие. Это процесс не простой, учитывая,
сколько было потрачено сил для того, чтобы его подорвать. Надеюсь, что
этого не удалось сделать до конца. В-четвертых, необходимо заниматься
социально-экономическим взаимодействием, восстановлением зон конфликта,
как об этом говорится в решениях СБ ООН и в рекомендации Генерального
Секретаря. И только на этой основе, при восстановлении доверия и
достижения прогресса в социально-экономической сфере можно
договариваться о вопросах, имеющих политическое значение.
Что касается предположений о возможности нового кровопролитного
конфликта, то, надеюсь, что этого не произойдет и грузинское
руководство сможет удержаться от искушения сделать ставку на силу,
вновь попытаться найти внешних врагов для того, чтобы объяснять своему
народу те проблемы, которые сохраняются в Грузии. Проблемы не малые. Мы
прочитали доклад, который народный защитник Грузии, омбудсмен по правам
человека, вынужден был представить общественности, поскольку ему не
дали это сделать в Парламенте. Мы читали и документы Совета Европы,
Миссии наблюдателей от ОБСЕ – проблем с демократией в Грузии много, и
нужно ими заниматься, а не искать объяснений исключительно в том, что
Россия мешает им урегулировать эти конфликты. Все это неправда.
Пресс-служба Министерства иностранных дел РФ