iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Иван Бургуджи: Приднестровье полноценное государство. Правовой анализ перспектив признания

Как известно, 10 июня 2008 года  в Хельсинки состоялся очередной раунд консультаций в
формате «3+2» представителей
гарантов-посредников (России, Украины, ОБСЕ) и наблюдателей (ЕС и
США)  по урегулированию молдо-приднестровского
конфликта. И, как обычно, сообщается, что «посредники и наблюдатели
договорились содействовать возобновлению переговоров «5+2», а так же, как
сообщил Спецпредставитель Председателя ОБСЕ г-н 
Хейкки Талвитие, «участники встречи обсудили меры доверия и
безопасности между Кишиневом и Тирасполем, которые призваны укреплять
созданные  рабочие группы сторон». Кроме того, по его мнению
«конструктивный прогресс в рамках рабочих групп улучшил бы жизнь людей на обоих
берегах Днестра». Слов нет, безусловно, необходимо добиваться улучшения жизни
простых людей на обоих берегах Днестра. Этому альтернативы естественно нет. Но,
анализируя высказывания уважаемых дипломатов, по этой непростой проблеме,
невольно закрадывается крамольная мысль, что они вообще не о том говорят, а
также своими действиями и высказываниями, вольно или не вольно, вообще
запутывают или стараются уболтать данную проблему.

Совершенно
очевидно, что возобновление переговорного процесса по урегулированию
молдо-приднестровского конфликта в формате «5+2» , беспричинно прерванного в
одностороннем порядке молдавской стороной, и «конструктивный прогресс в рамках
рабочих групп, по укреплению мер доверия и безопасности между Кишинёвом и
Тирасполем» это не одно и тоже. Это разные вещи и базируются они на совершенно
разных правовых основаниях и критериях.

Во – первых, рабочие группы сторон созданы в
рамках  проекта укрепления мер доверия и
безопасности между обоими берегами Днестра и непосредственно не связаны с
решением вопроса политического урегулирования молдо-приднестровского конфликта.
Об этом официально было заявлено на Семинаре в Одессе 14-15 апреля 2008 года,
посвящённом мерам по укреплению доверия и безопасности в экономической и
экологической сферах, Спецпредставителем ЕС в Молдове г-н Кальманом Межей и
Главой миссии ОБСЕ в Молдове Филиппом Ремлером.

При
этом там же и определялось, что переговоры будут вестись на равноправной
основе, что будет определён статус этих рабочих групп, как со стороны Молдовы,
так и со стороны Приднестровья, что, на данном этапе, не должны рассматриваться
споры относительно собственности железной дороги и т.д.

По
прошествии двух месяцев стало очевидным, что молдавская сторона не желает вести
переговоры с представителями Приднестровья на равноправной основе, для чего,
она всячески уклоняется от согласования вопросов о статусе представителей
рабочих групп со стороны Приднестровья, из-за чего этот статус до сих пор
остаётся неопределённым. Молдова стремится включить представителей
Приднестровья в состав групп, формируемых и утверждаемых профильными
министерствами и Правительством Республики Молдова, тем самым заведомо стараясь
вывести представителей Приднестровья из разряда равноправной стороны. На что
Приднестровская сторона, естественно, согласиться не может. Своих
представителей в комиссиях, как и положено, самостоятельно формируют и
утверждают соответствующие профильные министерства и руководство Приднестровья.
При этом руководство Приднестровья неоднократно официально подтверждало
готовность приднестровской стороны к равноправной экспертной работе над

разрешением социально-экономических, экологических и других проблем в
отношениях с Республикой Молдова. Особенно подчёркивая, что рабочие группы
Приднестровья готовы к выработке технического механизма нормализации работы
транспорта в регионе и, в первую очередь – возобновлению полноценного
пассажирского железнодорожного сообщения, что послужит одним из условий начала
улучшения социально-экономического положения Приднестровья и его народа.

Следует подчеркнуть, что в условиях, когда Молдова
фактически торпедирует полноценную работу указанных рабочих групп, совершенно
естественно и нормально, что Приднестровье ставит вопрос о гарантиях
соблюдения  новых и ранее достигнутых
договорённостей. Ведь ни для кого не является секретом, что Молдова в одностороннем
порядке отказалась соблюдать ранее достигнутые и подписанные договорённости с
Приднестровьем, фактически начав осуществлять в отношении него блокадные
мероприятия экономического характера, при явной и безусловной поддержке
руководства Украины и структур Евросоюза, которые до сих пор не отменены.
Уважающая себя сторона переговорного процесса, претендующая на равноправность,
естественно, должна требовать отмены введённых блокадных мероприятий в
отношении неё другой стороной, прежде чем сесть с ней за стол переговоров и
пытаться о чём-либо снова договариваться.

Одновременно, на наш взгляд, в контексте прошедшего
очередного раунда Хельсинских консультации в формате «3+2», важно понять,
действительно ли в настоящее время, официальный Кишинёв заинтересован в
эффективной работе созданных экспертных рабочих групп конфликтующих сторон, по
разрешению  социально-экономических,
экологических и других проблем, призванных улучшить жизнь простых людей на
обоих берегах Днестра. Или  же действия
Молдовы являются очередным предвыборным трюком и пиар ходом Председателя ПКРМ и
Президента Молдовы В.Воронина перед парламентскими выборами  в марте 2009 года.

Анализируя  высказывания, и действия высшего
руководства  Республики Молдова, с
сожалением приходится констатировать, что Молдова, всё ещё не избавилась от синдрома
непредсказуемости, непоследовательности, а порой и неадекватности поступков
своих лидеров, при осуществлении своей внутренней и внешней политики.

Фактически по вине Молдовы, статус представителей рабочих
групп со стороны Приднестровья так и остаётся неопределённым, поскольку
молдавская сторона, фактически не желая вести переговоры с Приднестровьем на
равноправной основе, отказывается согласовывать организационные вопросы о
статусе этих рабочих групп.  Без этого
работа данных экспертных групп теряет всякий практический смысл. А это, в свою
очередь, свидетельствует о том, что именно молдавская сторона переговорного
процесса не проявляет инициативу и интерес к 
этому формату работы сторон, а, следовательно, в конечном счёте, и к
нормализации и скорейшему справедливому урегулированию сложившихся
молдо-приднестровских взаимоотношении.

Во-вторых, возобновления переговоров по
молдо-приднестровскому урегулированию в формате «5+2» ради галочки или
«переговоров ради переговоров» можно добиться. Но, о возобновлении полноценных
переговоров в формате «5+2» или в ином формате, с выходом на конечный
положительный результат, в настоящее время, вообще невозможно говорить,
поскольку стороны стоят на диаметрально противоположных позициях, причём, эти
позиции базируются на правовых основаниях, не дающих сторонам возможности для
манёвра.

Молдова,
фактически не признавала и не собирается признавать Приднестровье
самостоятельной и равноправной стороной переговорного процесса, поскольку её
позиции и действия, помимо прочего, основываются и сковываются вступившим в
законную силу законом, принятым Парламентом РМ в 2005 году «Об основных
принципах особого правового статуса левобережных районов Днестра». Причём,
следует особо  отметить и тот факт, что,
в настоящее время, молдавская сторона, даже при большом желании не сможет
отменить указанный закон. Это понимает в Молдове каждый политик, поскольку для
внесения в неё изменений или отмены, требуется согласие 3/5 избранных депутатов
Парламента РМ. А против внесения в указанный закон изменений или полной
его  отмены высказываются даже некоторые
представители правящей партии ПКРМ, не говоря уже о так называемых депутатах-
оппозиционерах…

Позиции
же Приднестровья базируются на итогах общереспубликанского Референдума от 16
сентября 2006 года и Постановлении Верховного Совета ПМР о построении
независимого государства с последующим вхождением в состав Российской
Федерации.  А также на
принципах Проекта Договора
о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской
Молдавской Республикой, вручённого Президентом ПМР Игорем Смирновым Президенту
РМ Владимиру Воронину 11 апреля 2008 года во время встречи двух Президентов в
Бендерах…

Исходя
из сказанного, становится абсолютно очевидным, что, в настоящее время
плодотворные и
конструктивные  переговоры  между сторонами молдо-приднестровского
конфликта, при любом формате переговоров, априори невозможны и бесперспективны.

Поскольку:

    а).Если исходить из предложений молдавской
стороны, то, в процессе переговоров, следует обсуждать только вопросы, как
реализовывать положения вышеуказанного закона, принятого Парламентом РМ без
согласия и без учёта мнения приднестровской стороны. Но это уже нельзя будет
называть переговорами равноправных сторон участников переговорного  процесса, как указано во многих подписанных
сторонами, при участии посредников и гарантов, документах. А надо будет
именовать односторонней и безоговорочной сдачей позиции и ликвидацией
существующего де-факто независимого и суверенного государства ПМР, что идёт в
разрез с выраженным волеизъявлением народа Приднестровья.

    б).Если начать вести переговоры основываясь
на предложениях приднестровской стороны, то необходимо вести переговоры об
условиях заключения Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя суверенными
государствами или, в крайнем случае, о построении общего федеративного или
конфедеративного государства между РМ и ПМР, с последующим общенародным
плебисцитом на обоих берегах Днестра.

Но,
молдавская сторона, в настоящее время, не может позволит себе это, поскольку
этому препятствуют нормы закона «Об основных принципах особого правового
статуса левобережных районов Днестра» и 
Конституция унитарного молдавского государства.

Из
изложенного, с неизбежностью вытекает тот факт, что, в настоящее время,
возобновление переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию при любом
формате не даёт возможность реализовать принцип равноправия сторон при ведении
переговоров, следовательно, они не могут привести к каким-либо позитивным
результатам.

   Следует признать, что международные
организации в лице ОБСЕ,- одного из основных участников и гарантов
переговорного процесса,  прилагают
титанические усилия, чтобы вывести ситуацию из того тупика, в которой она
оказалась по вине официального Кишинёва, и возобновить переговорный процесс в
формате «5+2». В этой ситуации Республике Молдова, следовало бы оказать
содействие усилиям международного сообщества и устранить препятствия, мешающие справедливому
разрешению молдо-приднестровского конфликта.

Речь
идёт о выводах, изложенных в Докладе миссии ОБСЕ № 13 от 12 ноября 1993 года о
том, что интересы Приднестровья не могут быть должным образом учтены в рамках
унитарной Молдовы. Эти выводы ОБСЕ до сих пор не отменены и, на наш взгляд,
должны быть незамедлительно устранены Молдовой, неустанно заявляющей, что она
привержена евроинтеграционным процессам и ценностям. На наш взгляд, об этих
выводах помнят, как Спецпредставитель Председателя ОБСЕ г-н  Хейкки Талвитие, так и Глава
Миссии ОБСЕ в Молдове г-н Филипп Ремлер и им необходимо напомнить об этом руководству
Молдовы, если оно забыло об этом.

      Следует также отметить
тот факт, что анализ 18-ти летнего реального раздельного сосуществования
Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики    даёт основание утверждать, что
Приднестровье состоялось как государство, в котором не только присутствуют, но
и достаточно сильны, в отличие от самой Молдовы, идейные мотивы своей
государственности. А потому, следует признать, что Приднестровье в настоящее
время является реальным субъектом международной жизни, превосходящим по
качеству Республику Молдова, необоснованно претендующую на территорию
Приднестровья, якобы пытаясь реализовать принцип «сохранения территориальной
целостности». Мы не будем касаться вопросов юридической несостоятельности
требований соблюдения данного принципа в отношении Республики Молдова. Из-за,
мягко говоря, её некорректного выхода из состава бывшего СССР, а затем и её
самоликвидации в июле 1990 года и других оснований. Об этом уже говорилось и
писалось не раз, в том числе и нами.

Анализ сложившейся в настоящее время ситуации вокруг Молдовы
и Приднестровья неоспоримо свидетельствует о том, что стороны конфликта –
Молдова и Приднестровье, уже давно прошли «точку невозврата» и объединить
их  на тех условиях, что предлагает
Молдова и гаранты-посредники, проведшие очередной раунд консультаций в
Хельсинки, практически невозможно, ибо никогда невозможно соединить несоединимое.
Поэтому, на наш взгляд, абсолютно тщетными являются попытки
посреднитков-гарантов и наблюдателей: Росси, Украины, ОБСЕ, СЕ и США объединить
системы, которые  продолжают развиваться
в диаметрально противоположных направлениях, всё больше отдаляясь друг от
друга. В настоящее время ни для кого не является секретом, что, так называемые
западные страны и их политтехнологи в Молдове усиленно занимаются насаждением
антироссийского настроя подрастающего поколения, молдавской элиты и социальных
институтов государства, через всевозможные гранты, льготные кредиты и т.д.
Ведётся целенаправленная работа по переформатированию настроя населения на
антироссийский лад, в качестве главного условия и основания их существования.
Это работа ни на минуту не прекращается, не смотря на очередные заверения, клятвы
и реверансы Президента Молдовы В.Воронина в сторону России о вечной  дружбе и любви.

Нынешние пассажи В.Воронина 
и его ближайшего окружения в сторону России, являются всего-навсего
попыткой реализовать свои личные меркантильные интересы. Так как В.Воронину и
его партии крайне необходимо перед парламентскими выборами 2009 года поднять
пошатнувшийся рейтинг ПКРМ в глазах населения Молдовы и, в очередной раз
заручиться поддержкой основной массы пророссийский настроенных избирателей.
Время показало, что даже если какие-либо договорённости и будут достигнуты с
В.Ворониным и его партией, то они никогда не будут выполнены. Выборы
закончатся, а с ними вместе и дружба и договорённости уйдут в небытие.
Косвенным подтверждением тому, что к словам и обещаниям Президента Молдовы г-на
В.Воронина не следует относиться серьезно, служит, к примеру, и тот факт, что
заявленное им ранее обещание, что Молдова выйдет из состава ГУАМ, которая
и  создана-то была только  для того, чтобы противодействовать
геополитическим интересам России,- не соответствует действительности. Об этом
свидетельствует официальное заявление министерства иностранных дел и
евроинтеграции Молдовы (МИДЕИ) 17 июня 2008 года на международной конференции «
Региональное сотрудничество: возможности, вызовы и содружество», проходящей в
Кишиневе. Устами своего высокопоставленного чиновника Молдова официально
объявила: «Нужно, чтобы все жители Молдовы поняли благоприятные аспекты ГУАМ.
Никто не должен сомневаться в том, что мы продолжим свое членство в этой структуре».

     В свою очередь,
на территории Приднестровья, население которого однозначно тяготеет к сфере
социально-культурного и политического влияния России, с которой связаны её
исторические и духовные корни, проводится политика интеграции в духовное,
социально-культурное, образовательное, экономическое и геополитическое
пространство России.

В этих условиях, сама Молдова, понимая бесперспективность
ведения переговоров с Приднестровьем на выдвинутых ею условиях, путём
всевозможных манипуляций загоняет переговорный процесс в тупик, не желая вести
переговоры с Приднестровьем, как равноправным субъектом и стороной.

    На наш взгляд
активизация участия Евросоюза и США в проблеме молдо-приднестровского
урегулирования, свидетельствует о том, что ими придается большое значение
выстраиванию конфигурации новой Европы и пространства бывшего СССР. Проецируя
это на проблему самопровозглашения независимости провинции Косово от Сербии и
признания его, в нарушение норм международного права, рядом западных стран и
США, следует признать, что Запад активно пытается перехватить инициативу у
России, в проблеме разрешения молдо-приднестровского конфликта. При этом, ими,
безусловно, принимается во внимание и 
факт активного стремления нынешнего руководства Украины в скорейшее вступление
в структуры североатлантического альянса НАТО. В определенных условиях, чтобы
Приднестровье не мешало замкнуть антироссийский пояс, Запад может, по примеру
Косово, пойти даже на её признание.

 

Иван Бургуджи,

Председатель независимого правозащитного и

Информационно-аналитического Центра РМ.

Гагаузия, г. Комрат, 17 июня 2008 года.