iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Перед выбором

События вокруг Южной Осетии развиваются столь стремительно, что за
деревьями отдельных фактов порой не виден лес. Общая логика ускользает от
наблюдателя, что, разумеется, скверно. Момент, несомненно, переломный и утрата способности
видеть логику происходящего может привести к роковым ошибкам.  Именно это, кстати, и произошло с грузинским
президентом, которого уже в любом случае можно считать отыгранной картой. При
самой большой удаче «Мишико» еще может рассчитывать на роль живого ископаемого,
обитающего на задах какого-нибудь американского университета средней руки – но
не более. К примеру, до уровня своего тезки, Михаила Горбачева, экс-президента
СССР, допущенного к действительно ответственному делу – к телерекламе пиццы –  «Мишико» уже явно не подняться.

 

Но оставим Саакашвили – он уже не
интересен. Гораздо важнее то, что события в Южной Осетии стали отправной точкой
для ряда весьма важных, хотя и не вполне зримых политических процессов. Первый
из них – реакция Соединенных Штатов.

 

Что на поверхности?

Об официальной реакции говорить
не буду – она известна. Реакция, кстати, довольно сдержанная – как на уровне
действительно влиятельных политиков, так и на уровне экспертного сообщества.
Крикливые заявления оставлены на долю аутсайдеров: чем дальше тот или иной
политик или функционер от реальной власти и серьезных перспектив
долговременного нахождения в этой позиции – тем громче и решительнее он
осуждает Россию. Но информационная война, что называется, не пошла,  к тому же она несколько смягчена Олимпиадой в
Пекине, иными словами, на этом фронте пока царит затишье. Затишье, впрочем, не
означает, что ситуация в целом хоть сколь-нибудь близка к стабилизации –
напротив, градус напряженности растет. Причина тому – амбиции «второго эшелона»
влиятельных чиновников, задействованных в операции по взятию Грузии под полный
контроль США.

 

Нельзя не признать, что налицо
серия провалов. Во-первых, подшефный президент банановой (ну, пусть винно-мандариновой!)
республики вышел из-под контроля, и совершил несколько резких и необдуманных шагов,
сильно подставив тем самым своих кураторов. Во-вторых, как оказалось, у
кураторов нет никаких рычагов для мягкого, без экстремальных авантюр,
воздействия на сложившуюся в результате ситуацию! Дипломатические механизмы не
особо срабатывают – у России достаточно возможностей парировать дипломатические
удары на любом уровне. Апелляции к международному праву и вовсе выглядят смешно
– причем, процесс разрушения международно-правовых механизмов был запущен
именно американцами. Экономические санкции «в пределах возможного» Россию совершенно
не пугают и срикошетят в конечном итоге по самим же США, а экономические
санкции «по максимуму» вызовут «по максимуму» и ответ, практически равнозначный
войне. Но к масштабной войне с Россией США не готовы. И к масштабному
противостоянию в дипломатической и экономической сфере – тоже. И с организацией
антироссийского союза – дело тоже не идет. Страны ЕС, в частности, Германия,
имеющая с Россией прочные связи, уже призвали обе стороны к переговорам – и
дальше этого не пойдут. Даже новые члены ЕС, обычно решительно поддерживающие
США, сегодня, по большей части, проявляют осторожность в заявлениях. «Русские
впервые с момента падения Советского Союза, предприняли  решительные военные действия и изменили ситуацию,
–  так прокомментировал происходящее
Джордж Фридман, исполнительный директор центра Stratfor, специализирующегося на
геополитическом анализе и разведке. – Они сделали это в одностороннем порядке,
и все страны, которые так долго искали прибежище на Западе, чтобы запугать
россиян, в настоящее время вынуждены подумать над тем, что только что
произошло».

 

Что еще? В ООН прошла неформальная встреча стран-членов
Совета Безопасности с целью обсуждения возможной реакции, однако она окончилась
ничем. «Стратегически, русские посылают сигналы о том, что они действительно
хотят размять свои мышцы, и разочарованы прецедентом в Косово», – так
прокомментировал итоги обсуждения один из ее участников. А президент Буш, с
улыбкой общающийся с премьер-министром Путиным на Олимпиаде в Пекине, подвел
последнюю черту, четко обозначил приоритеты США. Да, Америка считает Грузию
своим ближайшим союзником на пространстве бывшего СССР. Но ей слишком сильно нужна
поддержка России по таким важным вопросам, как проблема Ирана,  и потому она никогда не пойдет на разрыв
отношений с Россией ради защиты Грузии. Здесь Саакашвили просчитался.

 

А что под ковром?

Однако, при всем при этом нельзя
сбрасывать со счетов амбиции кураторов, оказавшихся по милости Саакашвили в
совершенно идиотском положении.  Между
тем, это отнюдь не рядовые клерки – это весьма влиятельные и высокопоставленные
персоны, с большими связями, с огромными полномочиями – словом, с весьма и
весьма большими возможностями. Действия Саакашвили создали ситуацию, прямо
ставящую под сомнение их компетентность и влиятельность. С зарвавшимся «Мишико»
они, разумеется, еще рассчитаются – его просто сметут с доски, заменив на более
вменяемую фигуру, но это будет уже позднее. Сейчас кураторы заняты спасением
себя – своего положения, своих должностей и своих перспектив. Спасая же себя,
они способны пойти на любой риск и на любую авантюру. Именно этот фактор и
может стать детонатором нового «сараевского» сценария.

 

Последствия закулисных действий
кураторов видны уже сегодня. Наиболее  заметное
из них – заявление МИД Украины по Черноморскому флоту – о том, что корабли ЧФ,
принявшие участие в блокаде Грузии, не будут допущены на базу в Севастополе.
Заявление это можно охарактеризовать тремя прилагательными: оно абсурдно – с
правовой точки зрения, оно провокационно и нацелено на организацию еще одного
конфликта Украины с Россией, наконец, оно не осуществимо практически. Нравится
это кому-то или не нравится, но до 2017 года Севастополь – российская военно-морская
база, арендуемая Россией у Украины. Военные же базы, как известно, содержат не
для парадов, а как раз для таких вот ситуаций, когда военный флот оказывается
нужен для осуществления своей прямой и главной функции: для организации контроля
моря и побережья. Односторонний разрыв договора поставит Украину в крайне
невыгодное положение со всех точек зрения, начиная с правовой. Наконец, никаких
практических способов «не допустить» корабли ЧФ обратно в Севастополь у Украины
сегодня нет – не считая, разумеется, заявлений МИДа либо прямого военного
противодействия. Но дипломатическая активность такого рода только обострит и
без того не самые простые отношения Москвы и Киева, что же касается выхода на
прямой конфликт, то подобное решение представляется совсем уж маловероятным. Все-таки
украинскую политику, при всех ее спорных моментах, трудно назвать невменяемой –
во всяком случае, так было до сих пор.

 

Понаблюдав за развитием событий
вокруг протеста украинского МИДа можно увидеть очень интересные вещи. Протест
был брошен, как камень в воду, и камнем же пошел ко дну. МИД Украины смешно и
глупо подставился, оказавшись не в состоянии четко сформулировать: какие именно
пункты российско-украинских договоренностей нарушила российская сторона, отдав
приказ об участии ЧФ в операции у берегов Кавказа. Зато круги от потонувшего
протеста идут до сих пор, и какие круги! Уже слышны заявления бывшего посла США
при ООН Ричарда Холбрука о том, что «следующей за Грузией будет Украина».  И тут же, с другой стороны, раздается голос
идеолога евразийского движения Александра Дугина о том, что «если Восток
Украины и Юг Украины захотят быть с нами, мы будем вынуждены пренебречь
территориальной целостностью Украины».

 

Оба этих заявления и множество
других, схожих, прекрасно укладываются в рамки единой операции, направленной на
максимальное охлаждение украино-российских отношений. При этом, личные
намерение рядовых участников, вовлеченных в нее, могут быть любыми, их могут
даже попросту использовать «втемную» – но сути дела это не меняет. Да, отношения
между Россией и Украиной сегодня непросты. Но при всей их непростоте, и Украина,
и Россия в любом случае получат гораздо больше выгод от сотрудничества, чем от
конфронтации. Иной вопрос, что не стоит путать сотрудничество с диктатом одной
из сторон, и здесь у Москвы и Киева действительно есть немало поводов для
нелицеприятного, но, увы, давно назревшего, и, по большому счету, нужного обеим
сторонам разговора. Но патриот – без кавычек патриот – что Украины, что России –
должен сегодня делать все для сближения позиций двух стран и поисков приемлемых
компромиссов, а не для нагнетания конфронтации, и без того зашедшей довольно
далеко. Что же касается «патриотов», смакующих подробности будущего
украино-российского конфликта и подливающих масла в занимающийся огонь, то все они,
независимо от своих намерений и убеждений, объективно защищают сегодня интересы
совсем иного игрока – США. Этот игрок как раз и заинтересован в создании в
Европе очередного – и, по возможности, долговременного – очага контролируемой
им напряженности. Цель – ослабление в первую очередь ЕС, во вторую – России. А Украина,
как и Грузия в этих планах выступают лишь как инструменты, и их судьба, равно
как и судьба их граждан,  никого по
большому счету не волнует.

 

Но и такая игра Соединенных
Штатов – еще не самая большая опасность. Гораздо более опасны влиятельные
функционеры, стремящиеся любой ценой вернуть себе упущенный контроль над
ситуацией. Их действия вносят в нее наибольшую неопределенность. При этом,
напряженность столь велика, что даже слух, умело пущенный и ударивший в болевую
точку одной из сторон, может оказаться детонатором большой войны, выходящей за
рамки югоосетинского конфликта.

 

Обязательства

 

Пример Украины характерен, он на
виду, но он отнюдь не одинок. Многие политики оказались сегодня между двух
огней: с одной стороны их поведение диктуется обязательствами перед США, с
другой – интересами их страны. Наиболее уязвимы в этом отношении элиты Азербайджана
и Молдовы. Обе страны имеют проблемы, сходные с грузинскими: Азербайджан в Нагорном
Карабахе, а Молдова – в Приднестровье. Одновременно обе страны тесно связаны с
Россией и одновременно имеют серьезные «завязки» на США, не столько даже
государственные, сколько на уровне личных интересов их элит.

 

Сегодня официальный Азербайджан
осторожен: война в Грузии и прекращение прокачки нефти по маршруту Баку-Джейхан
заставило его вернуться  к
новороссийскому  маршруту экспорта
нефтепродуктов, а значит, портить отношения с Москвой Баку не с  руки. Вместе с тем, большинство материалов на
азербайджанских сайтах представляют Россию как агрессора, а Грузию – как ее
жертву. Молдова же, провозглашающая свой «европейский» путь пошла по другой
дороге – отказалась от самостоятельной позиции и присоединилась к Декларации
французского председательства в ЕС, сделанной 8 августа в ходе экстренного
заседания Постоянного совета ОБСЕ по поводу осложнения ситуации в Южной Осетии.
Декларации, надо сказать, весьма нейтральной, предельно общего характера,
призывающей стороны к переговорам – и не более. Однако можно не сомневаться,
что попытки побудить Азербайджан и Молдову поддержать Грузию более активно еще
будут, что их будет немало, и что, вполне возможно, часть из них окажется
успешной. Это же, несомненно, относится и к Украине.

 

Что дальше?

 

Дальновидные израильтяне, немало
поработавшие в последние годы с грузинской армией, объявили о прекращении
поставок оружия в Грузию. Независимо от того, насколько это соответствует
действительности, и насколько Грузия сегодня готова принять такие поставки
(Израиль поставлял грузинам по большей части сложную технику, которая едва ли
может быть освоена и поставлена на боевое дежурство в сегодняшней ситуации),
этот шаг обозначил вполне определенную позицию: Израиль не хочет  ссориться с Россией. Во всяком случае, по
столь незначительному поводу, как Грузия.

 

Азербайджан уравновесил
политическую критику России экономической лояльностью. Молдова пока не
определилась, но явно предпочитает оставаться в тени. А вот Украина вступилась
за Грузию весьма активно, причем, эта активность, поощряемая и частью политиков
в самой Украине, и извне, смотрится как часть плана по долговременному
нагнетанию напряженности между Украиной и Россией. По-видимому, обязательства
части украинского руководства перед западными партнерами пока перевешивают
государственные интересы.

 

Одновременно значительная часть
украинских политиков фактически оказалась в изоляции, и не может влиять на
ситуацию. Так, по мнению члена фракции Партии регионов Анны Герман, заявление
МИД Украины по ситуации в Грузии показало, что Верховная Рада как высший
законодательный орган страны, по сути, исключена из процесса формирования
внешней политики государства.  «Заботясь об интересах третьих государств,
действующая украинская власть не слишком думает о собственных. Как результат,
грузино-югоосетинский конфликт ухудшил и без того плохие отношения на линии
Киев – Москва», – констатировала Герман.

 

 

При этом, у Украины еще есть
способ выйти из ситуации без потери лица, ограничив вмешательство в конфликт
лишь гуманитарной помощью пострадавшим. Об этом, в частности, говорит
украинский политолог Виталий Кулик, подчеркнувший, что у Украины нет ни
экономических интересов в Грузии, ни ощутимых возможностей как-то повлиять на
ситуацию. «Украина не имеет реальных механизмов влияния на разрешение
конфликта. Мы рискуем стать мальчиком для битья в случае обострения конфликта и
перерастания его в широкомасштабную кавказскую войну»,- заявил Кулик.

 

Вероятно ли новое Сараево?

 

В настоящее время циркулируют
упорные слухи о том, что США и НАТО поставляют Грузии некоторое количество
вооружений, техники и боеприпасов через Батумский порт, а также воздушным
путем. Прямых доказательств нет, но информация выглядит убедительной. Вот уже
из Ирака переброшена, по меньшей мере, половина находящихся там грузинских
военнослужащих.

 

В грузинской армии, в
соответствии с сообщением пресс-секретаря Пентагона Брайана Витмана находятся
127 американских военных инструкторов, 35 из которых – гражданские контрактники.
В дополнение к инструкторам в Грузии, по не вполне проверенным сведениям, также
находятся порядка 1-2 тысяч американских солдат. А поскольку в Грузии идет
война, любой из этих граждан США вполне может быть убит, ранен или захвачен в
плен. Первые сведения о наемниках, попавших в плен в районе Цхинвали, уже есть.

Кроме того, к берегам Грузии вышла
группировка кораблей военно-морского флота Турции. Между тем, на море сейчас неспокойно:
кораблями ЧФ уже был потоплен атаковавший их грузинский катер. Все это в
совокупности означает, что обстановка в районе конфликта сегодня крайне
неустойчива и чревата его дальнейшей эскалацией. Достаточно одной неверной
оценки мгновенно сложившейся ситуации, одного ошибочного открытия огня, одного случайного
промаха ракетой или авиабомбой, чтобы все резко обострилось, а в конфликт
оказались втянуты новые игроки.

Наконец, не вполне ясны и перспективы
развития конфликта при прежнем составе сторон. Да, к вечеру воскресенья
грузинские войска были окончательно выбиты из Цхинвала. Но Цхинвал, в силу
географии местности, на которой он расположен, есть, по сути, потенциальный
«котел». Удерживать его, не переходя в наступление на остальную часть Грузии,
крайне сложно. Однако для такого наступления, как ни крути, нужно политическое
решение, а принятие такого решения в нынешней ситуации сопряжено с большими
рисками. И приказа теснить противника в сторону Тбилиси, единственно
необходимого в этой ситуации с военной точки зрения, по состоянию на вечер
воскресенья, все еще не было.

Сообщения о российских авиаударах по
военным базам, взлетным полосам и портам в Грузии приходят в основном из
грузинских источников и, по-видимому, сильно преувеличены. Между тем, сказавши
«а» надо, волей-неволей, говорить и «б». Если в отношении Грузии не будет
осуществлена операция по образцу операции НАТО против Югославии – с полным
уничтожением ключевой инфраструктуры – то вялая позиционная перестрелка с непрерывным подвозом оружия с обеих сторон может длиться десятками лет. Такого
рода статус-кво равносильно поражению России. Между тем, ставка слишком велика:
за действиями России внимательно наблюдает весь мир, оценивая, анализируя и
определяя, насколько высокой может быть цена 
прямой военной конфронтации с российской армией.

Но наступление на Грузию нуждается в
серьезной пропагандисткой подготовке. Необходимо в очень сжатые сроки сформировать
благоприятное для России общественное мнение, убедив мир в том, что Грузия
виновна в геноциде осетин. Некоторое затишье, наблюдаемое сегодня на
идеологическом фронте, в ближайшей перспективе будет работать против России.

Иными словами, ситуация диктует России
необходимость в более энергичных действиях – а энергичные действия пока
пробуксовывают и не укладываются в единую систему.  Конечно, решится на них непросто, но
затягивание конфликта грозит гораздо большими 
опасностями. Очевидно, что фиксация российского военного присутствия в
Южной Осетии не может быть целью войны. Целью войны в данном случае может быть
только фактическая капитуляция Тбилиси и его безоговорочная готовность принять
российские условия мира. Если же этого нет, то в ход должны быть пущены все
необходимые способы убеждения, как то: уничтожение всех ВВП, всех ключевых
железнодорожных узлов, всех портов, способных принимать грузы, отключение газа
и электричества, 70% которого Грузия получает с расположенной в Абхазии «Ингури
ГЭС», уничтожение всех систем связи, телевидения, телефонии. Война – не игра в
поддавки, а ее затягивание чревато неожиданными поворотами. США в Югославии очень
наглядно показали, что и как надо делать в такой ситуации – а хороший опыт
следует перенимать и творчески усваивать. Пока же Россия, вступив в войну, все
еще во многом пребывает в ситуации незавершенного выбора между миром и войной.
Именно такая неопределенность и таит в себе наибольшие опасности перерастания
локальной войны – в глобальную.

Сергей Ильченко