Первыми, как обычно, были США. Собственного говоря, признание Вашингтоном Косово – вопреки всем решениям ООН – и положило конец существовавшей до того дня системе международного права. Пусть дряхлой, пусть впавшей в маразм, пусть бессильной – но до признания Косово еще живой. Администрация Буша добила ее одним ударом.Следом за США потянулись и другие независимые страны. Косово признали Афганистан, Франция, Германия, Италия, Великобритания, все прибалтийские республики, Польша, Чехия, Словения, Австрия, Бельгия, Люксембург, Хорватия, Турция, Дания, Албания, Финляндия, Австралия – всего в настоящее время 46 стран. Приветствовал это решение верховный представитель ЕС по внешней политике; ООН отказалась аннулировать декларацию независимости.
Не обошлось, правда, и без некоторых казусов. Совершенно непонятно, к примеру, каким образом Афганистан, де-факто оккупированный и подвергаемый ударам с воздуха, может признать чью-то независимость? Примерно тот же вопрос можно было бы адресовать и Белизу (номеру 45 в списке признавших): от кого не зависит крохотный центрально-американский Белиз, что признает чью-то независимость? От собственной экономики, как живущая на подачки Молдова? Ну, ладно – это так, к слову..
Совершенно очаровательно выглядели и пассажи МИДа Колумбии, в которых говорилось, что та «признает Республику Косово в качестве суверенного и независимого государства, с которым намеревается установить дипломатические отношения» – но при этом подчеркивалось желание сохранить традиционно дружественные отношения с Сербией.
Признание Косово нарушало Устав ООН, ряд резолюций по бывшей Югославии, оно прямо противоречило международному законодательству – но никто из признавших и глазом не моргнул. Более того, к окошку с надписью «Косово» тут же выстроилась очередь вашингтонских клиентов, воображающих себя независимыми.
Были и другие причины. Германия, к, примеру, будучи относительно независимой отСША, сама приложила немало усилий для распада Югославии, в которой видела опасного конкурента.Албания давно поддерживала косовских албанцев – и доподдерживалась их до того, что хвост стал вилять собакой: косовское лобби в Албании стало самой могущественной силой в стране – и политически и экономически. Но каковы бы ни были причины, 46 государств признавших Косово фактически выразили свое отрицание современной международно-правовой системе.46 из 190 членов ООН – о каком международном праве может идти речь?
Непризнание международного права – гораздо более важнаядеталь, чем признание собственно Косова. Косово – небольшой и малозначительный клочок земли – а международно-правовые принципы определяли отношения во всем мире. По большому счету логично предположить, что именно международное право, а не разбомбленная Сербия и подлежали расчленению и уничтожению. А коли так – за чем же дело стало? Отчего бы всем 46 странам, признавшим Косово, не признать и Абхазию с Южной Осетией?
Очевидно, дело в обычной инерции мышления. 46 стран объявивших войну международному праву еще просто не оценили того, какой подарок сделала им Россия. Косово, как ни крути, не более чем прецедент. Косово плюс Абхазия плюс Южная Осетия – это уже не прецедент, а установившаяся практика. Вы ведь этого хотели, господа? Вы приложили огромные усилия, чтобы на смену силе права в международных отношениях пришло право силы? Вы достигли цели – остался лишь последний, завершающий штрих! У вас есть превосходный шанс окончательно и бесповоротно закрепить ваши достижения простым способом – признав независимость Южной Осетии и Абхазии. Спокойнее джентльмены! И вы, леди, тоже спокойнее! Не толкайтесь…Не толкайтесь, черт возьми! В очередь, сукины дети! В очередь!
Иван Медведев
http://www.from-ua.com/politics/8c953eb3ad4bf.html