iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Грузинская элита мечется в растерянности

Многие эксперты и политологи, да и сами представители грузинской оппозиции прогнозируют скорую отсавку Саакашвили, объясняя свою уверенность тем, что действия грузинского президента превысили меру терпения американских партнеров.

Однако, Саакашвили всячески продолжает держаться за место президента и пытается делать хорошую мину при плохой игре.

На внешнеполитическом уровне это выражается в саботировании мирного процесса, проходящего под патронажем президента Франции Николя Саркози. На этой неделе Саакашвили в очередной раз предложил свою трактовку договоренностей, достигнутых Саркози и Медведевым. На этот раз разночтения касаются полномочий международного миротворческого контингента в зоне конфликта. В Москве речь шла о том, что он будет гарантировать мир исключительно на территории, контролируемой Тбилиси, а Саакашвили почему-то утверждает, что “голубые каски” будут введены на территорию Абхазии и Южной Осетии. Упорство грузинского лидера объясняется очень просто. Территориальная целостность Грузии канет в Лету, если международные миротворцы признают право 2 республик не пустить их на свои территории – это будет означать лишь одно – территориальные границы Абхазии и Южной Осетии примут вид уже государственных, а независимость республик и признание мировым сообществом станут общепризнанным фактом.

Внутри страны Саакашвили продолжает предпринимать конвульсивные попытки консолидировать общество и оппозицию и заставить молчать инакомыслящих.

В качестве инициатора консолидации выступает правящая Национал-демократическая партия Грузии, руководство которой еще 25 августа направило грузинскому президенту открытое письмо с призывом немедленно принять закон “Об оккупированных территориях”, денонсировать неприемлемые для Грузии международные договоры с Россией и начать деоккупацию страны.

Лидер партии Бачуки Кардава заявил, что “главное – это не допустить осуществления политического плана России”, а для тех, кто не понял, была проведена показательная акция с арестом Цотнэ Гамсахурдиа, сына президента Грузии. По словам одного из лидеров оппозиции и бывшего министра по делам урегулирования конфликтов Георгия Хаиндравы, Цотнэ Гамсахурдия виновен лишь в том, что “не слишком хорошо относится к этому правительству”. Но это не может быть основанием для заключения под стражу: “таких людей в Грузии – десятки тысяч”. Тем не менее молодому человеку было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу России и попытке государственного переворота. Через три дня ему инкриминировали еще одно преступление, касающееся инцидента, случившегося еще в 1999 г., когда сын президента якобы ранил одного из жителей Тбилиси.

Следующей “мирной инициативой” стала “Хартия политиков Грузии”, подписанная 5 сентября этой же партией и некоторыми оппозиционными объединениями. В отличие от “письма к президенту”, этот документ носит более развернутый характер и состоит из четырех принципиальных положений. Первое – это восстановление территориальной целостности страны и вывод “оккупационных войск со всей территории Грузии” (включая Абхазию и Южную Осетию). Без выполнения этих требований ни о каких переговорах о нормализации политических отношений с Россией не может быть и речи. Звучит все это достаточно странно, поскольку Москва категорически отказалась иметь дело с режимом Саакашвили и передала ответственность за ситуацию в Грузии в руки Евросоюза, председатель которого так хотел выступить в роли посредника.

Второй пункт подчеркивает стремление Грузии стать членом НАТО и добиться “максимальной интеграции с ЕС”. В какой мере достижение этих целей зависит от крохотных оппозиционных партий, не уточняется. Третий пункт содержит политическую декларацию: “Внутриполитические процессы в Грузии всегда должны оставаться в рамках, определенных конституцией, а политические силы должны действовать, исходя из национальных интересов страны”. Речь, в данном случае, идет о стремлении удержать оппозицию от попыток свержения нынешней власти и предупредить ее о последствиях, которые повлекут за собой тайные контакты с враждебными “внешними силами”, то есть с Россией. В четвертом пункте предлагается создать Антикризисный совет, который должен стать инструментом решения этих задач. Разногласия относительно полномочий этого пока еще не существующего органа в тот же день раскололи политиков, поставивших свои подписи под Хартией.

Особый интерес к этому документу придает тот факт, что этот “патриотический” документ был подготовлен при участии Республиканского института США. Более того, в последнее время началось настоящее паломничество грузинских политиков в США. Там уже побывал спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе, лидер Республиканской партии Давид Усупашвили и председатель Лейбористской партии Шалва Нателашвили. Двое последних являются представителями оппозиции. Что касается Нино Бурджанадзе, которая была одним из лидеров “революции роз” и до последних выборов занимала пост спикера парламента, то она уже несколько раз слетала по маршруту Тбилиси – Вашингтон.

Большинство политиков, представляющих правящую и оппозиционные партии, замечены в контактах с представителями администрации Джорджа Буша или членами штаба Джона Маккейна, а лидер Республиканской партии – с членами предвыборного штаба Барака Обамы и даже с кандидатом в вице-президенты США Джозефом Байденом. Еще более мудрую политику ведет Нино Бурджанадзе, которая консультируется как с окружением Джона Маккейна, так и с командой Барака Обамы.

Тем временем руководство оппозиционных партий заявило о прекращении временного перемирия с властью, объявленного в разгар военных действий, и начало информационную атаку на Саакашвили. Судя по всему, именно эта суета оппозиции и провоцирует истерику в окружении президента, которое, похоже, взяло на себя обязательство выступать с политическими инициативами каждые пять дней. Вот и в минувшую среду Национал-демократическая партия Грузии снова выступила с заявлением. На этот раз оппозицию призвали “не забывать, что “главной политической задачей является избежание политической агрессии России и деоккупация страны”, и “не лить воду на мельницу России”.

Заметим, что подозревать легальную грузинскую оппозицию в пророссийских настроениях может только недальновидный человек. Ведь именно неприятие России и стремление как можно быстрее вступить в НАТО и присоединиться к ЕС скрепляет политическую элиту Грузии: от членов команды Саакашвили до его самых радикальных противников. Все те, кто думал иначе, или покинули страну, или сидят в тюрьмах, или были убиты. И сегодня борьба идет не вокруг выбора будущего страны, а за право принять участие в переделе власти. И грузинскую оппозицию можно понять.

Ведь сегодня дело дошло до того, что даже представители высшего военного руководства Грузии стремятся дистанцироваться от безумной политики своего президента. На днях в ходе совещания в штаб-квартире НАТО представители грузинского генштаба уверяли своих западных партнеров в том, что они пытались удержать Саакашвили от вторжения в Южную Осетию. А когда оно все же началось, они провалили операцию только потому, что, стремясь избежать жертв среди мирного населения, воздержались от подрыва Рокского тоннеля.

На этом фоне вполне естественно выглядят резкие заявления лидеров оппозиционных партий в адрес Саакашвили и требования его немедленной отставки. Если президента сдает военная элита, значит, он точно не жилец. Но когда и каким образом произойдет смена власти, пока не понятно. Наиболее правдоподобным выглядит отложенный сценарий, подразумевающий сохранение власти в руках Саакашвили до президентских выборах в США, которые, как известно, пройдут в начале ноября.

А сразу после этого грузинская оппозиция наверняка захочет отметить годовщину прошлогодних беспорядков в Тбилиси, и на этот раз эти выступления вполне могут закончиться новым “цветным переворотом”. Впрочем, и этот прогноз не является окончательным ввиду неуравновешенности грузинского лидера, от которого можно ждать чего угодно – от бегства из страны до новой военной авантюры.