iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Трудные задачи Игоря Смирнова

Как известно, 28 октября в Тирасполе президент ПМР И.Смирнов провел встречу с руководителями республиканских общественных объединений и политических партий, на которой обсуждались вопросы внешней политики и перспективы признания Приднестровской Молдавской Республики. Естественно, основной была проблема урегулирования отношений с Республикой Молдова. Надо признать, что Смирнов трезво оценивает сложившуюся на текущий момент обстановку. Это относится и к происшедшим изменениям в международной ситуации в целом, и к тому факту, что Россия не признала ПМР одновременно с Абхазией и Южной Осетией. По мнению президента, в сложившейся обстановке ПМР должна проводить свою политику, «выверяя каждый шаг». Он призвал все общественные объединения и политические партии, несмотря на существующие различия во взглядах, сосредоточиться на общей для всех цели – борьбе за признание суверенитета республики.

Следует полагать, что президент ПМР специально созвал на совещание тех представителей общественности, которые оказывают и будут оказывать наибольшее воздействие на мнение не только активных слоев общества, но и на население в целом. В переживаемый республикой сложный период, Смирнов желает заручиться поддержкой не только отдельных кругов, но и консолидировать общество в целом. И тому есть веские внешне- и внутриполитические причины.

Что касается внешнеполитических факторов, то продолжающиеся без каких-либо видимых подвижек переговоры в формате «5+2» превратились в вяло текущий процесс, которому не только не видно конца, но и отчетливо просматривается его полная бесперспективность. Главная причина – полное несовпадение взглядов основных участников, Молдавии и ПМР, на окончательный итог урегулирования споров. Кроме того, объединение РМ и ПМР или их существование в качестве суверенных субъектовкасается вопросов геополитики, в первую очередь, интересов США и России в этом регионе.

Так, представители Евросоюза, который является официальным, но только наблюдателем на этих переговорах, проявляют все большую активность, стремясь затянуть процесс на неопределенный срок. При этом спецпредставитель ЕС К.Мижей выступает против федерализации Молдавии и обещает ей в этом «всяческую поддержку». Параллельно ЕС противится проведению переговоров в формате «2+1» (Молдавия, Приднестровье плюс Россия), заранее объявляя их «незаконными». В настоящее время Евросоюз уже имеет возможности влиять на внешнюю политику Молдавии и надеется, что через несколько лет конъюнктура для него будет еще благоприятнее. В ЕС рассчитывают, что жителей Приднестровья можно будет привлечь в состав Молдавии перспективами безвизового режима, а предприятия ПМР окончательно втянутся в режим европейских торговых преференций. И вообще, спустя годы к власти в Приднестровье может прийти новое поколение политиков, которые будут более восприимчивы к позиции ЕС.

США (тоже только наблюдатель) выступают за «единую и неделимую» Молдавию и действуют через своих сателлитов, новых членов ЕС и НАТО. Им поставлена задача не допустить раздела Молдавии, используя для этого политические и экономические рычаги воздействия на Тирасполь. К этому процессу привлечена Украина (посредник в формате «5+2), у которой вдруг появились свои интересы в Приднестровье. Руководству Украины очень хочется влиться в европейские политические и военные структуры, а потому оно заняло прозападную позицию.

Россия (посредник) заинтересована в скорейшем разрешении конфликта. Позиция российского руководства заключается в том, что любое решение может быть жизнеспособным только тогда, когда оно компромиссно. Никаких навязанных планов урегулирования, принятых и одобренных без ПМР, не может быть.При этом подчеркивается, что Приднестровье в составе федерации должно иметь право вето, которое поможет влиять на внешнюю и внутреннюю политику Молдавии. Москва также желает сохранить на территории региона свое военное присутствие в том или ином виде, на тот или иной срок. К урегулированию именно на таких принципахстремится Москва.

Что касается Румынии, то она готова «воссоединиться с РМ, но при условии, что в составе Молдовы будет Приднестровье». Необходимо отметить, что после вступления Румынии в Евросоюз в Молдавии серьезно усилилось влияние прорумынских партий.

Заканчивая характеристику текущего, сложного для ПМР, политического момента необходимо отметить, что молдавское руководство, в первую очередь президент В.Воронин, своей независимой политической позиции не имеет и самостоятельно принимать решения в переговорах не может.

Не менее сложной в Приднестровье является внутренняя экономическая обстановка. В течение 18 лет существования республики правительство постоянно обещает повышение благосостояния народа, но дело продвигается медленно. Население уже начало испытывать усталость от невыполненных обещаний нынешнего руководства. Хотя на 1 октября с.г. данные Госслужбы статистики ПМР свидетельствуют о росте производства ряда промышленных отраслей, увеличении торгового оборота и ВВП, жизненный уровень в республике остается сравнительно низким, а инфляция регулярно превышает планируемые показатели. Правительство пока не в состоянии платить достойные зарплаты трудящимся и пенсии пожилым людям, а цены на продукты питания, лекарства и услуги ЖКХ растут.

Учитывая политическую обстановку и экономическое положение Приднестровья, президенту республики как никогда требуется консолидация всех слоев населения. Смирнов призвал все общественные объединения и политические партии “сконцентрироваться на общей для всех цели – борьбе за признание государственности ПМР. Мы должны все вместе, не выпячивая отдельные партии и движения, выполнять волю народа, высказанную на сентябрьском референдуме 2006 года”.
7 ноября в Одессе состоится семинар ОБСЕ, в ходе которого планируется встреча лидеров Молдовы, Приднестровья, Украины, а также других международных организаций в формате “5+2”. По словам специального представителя Украины в Приднестровье В.Крыжановского, в ходе семинара будут приняты документы, которые касаются возобновления деятельности рабочих групп относительно урегулирования приднестровско-молдавского конфликта. Можно и нужно приветствовать любые переговоры, которые приведут к разрешению существующего положения, однако, время показало, что путь к нормальным взаимоотношениям и доверию между РМ и ПМР лежит через признание международным сообществом суверенитета Приднестровской Молдавской Республики. Особенно, если независимость Приднестровья первой признает Молдавия.

Валерий Росс