iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

«Мягкая сила» президента Обамы

С приходом к власти новой администрации США идею «глобального господства» постепенно меняет качественно иная концепция американской внешней политики, суть которой предполагает «глобальное лидерство» вместо мирового господства. От предыдущей концепции  нынешний способ обеспечения внешнеполитических интересов отличается лишь мнимым присутствием неких нравственных аспектов в политике, которое, по мнению Вашингтона, завоевывается как силой, так и некоторым компромиссом. При этом стремление США к доминированию в системе международных отношений после прихода к власти администрации Б.Обамы не претерпело существенных изменений и продолжает усиливаться. Различие заключается лишь в том, что нынешний президент США не намерен идти на конфронтацию с Россией, как это делала администрация Джорджа Буша, а, наоборот, будет стараться сотрудничать.

Одним из направлений усилий Вашингтона по укреплению своего мирового господства является ослабление российского влияния в Европе и странах бывшего СССР путем дискредитации российской энергетической политики. Проблему энергетической безопасности в Европе резко обострили недавние война в Грузии и газовый конфликт с Украиной. На этом фоне США и некоторые страны Запада продолжают настойчивые попытки представить Россию как ненадежного партнера энергоресурсов. «Газовые» скандалы, которые в последнее время периодически вспыхивают в отношениях России и Украины, становятся предлогом различных информационных кампаний по обвинению России в использовании «энергетического оружия».

Формирование негативного отношения к российской энергетической политике осуществляется с использованием западными политиками и СМИ терминов «нефтяное оружие», «чрезмерная энергозависимость», «газовый шантаж» и т.д. При этом политтехнологи Запада умышленно опускают тот факт, что даже в период «холодной войны» и общего обострения международных отношений Советский Союз добросовестно исполнял контракты о поставках энергоносителей европейским потребителям. Не прекращаются и всевозможные попытки передела собственности на украинскую газовую трубу, которые тоже не способствуют улучшению взаимопонимания между украинским руководством и Россией, и заставляют нервничать европейских потребителей.

Учитывая, что транзит российского газа является одной из основных статей дохода украинского бюджета, вряд ли логично предполагать, что украинское руководство рискует усугублять «газовый скандал» с Россией, не имея поддержки американской администрации, а также лидеров некоторых европейских государств. Ухудшение отношений Украины и России создает условия для усиления влияния США в стратегически важном транзитном регионе, облегчает Вашингтону задачу формирования полноценного контроля над Восточной Европой и может служить ему в качестве своеобразной гарантии сдерживания России в регионе Черного моря и Восточной Европе. Подобные скандалы выгодны и для администрации Виктора Ющенко, поскольку дает возможность настроить жителей восточных регионов Украины против России, что дает ему лишний шанс еще какое-то время продержаться у власти.

Следующим направлением американо-российского «сотрудничества» для администрации Б.Обамы стало решение вопросов, связанных с иранской ядерной программой. Сегодня Вашингтон пытается предложить России некий «размен» по Ирану: США не развертывают систему ПРО в Восточной Европе в обмен на содействие Москвы прекращению разработок Ираном баллистических ракет. На официальном уровне представители руководства обеих стран отрицают, что такое предложение существует. Вместе с тем, в ходе недавнего визита в Чехию Барак Обама сказал: «Чем дальше мы сможем отодвинуть Иран от курса на создание ядерного оружия, тем меньше будет наша потребность в системе противоракетной обороны».

Подобные заявления лишь подтверждают, что размещение элементов системы ПРО в Восточной Европе используется США в качестве инструмента для оказания давления на Россию. Проблема ПРО тесно связана и с вопросом сохранения ракетно-ядерного паритета двух стран. В условиях, когда российские возможности по модернизации своих стареющих ядерных сил из-за падания цен на энергоносители и сокращения ВВП резко сократились, этот инструмент становится все более действенным.

В свою очередь, поддержка России в иранском вопросе для США сегодня имеет очень большое значение. Постепенно теряя рычаги влияния на ситуацию, США нуждаются в поддержке авторитетной на Ближнем Востоке страны для сохранения этих рычагов. В то же время для России такой размен своего авторитета вряд ли выгоден – прямо поддержав США, Россия рискует потерять значительную часть политического капитала, накопленного в отношениях со странами Ближнего Востока и Средней Азии в последние годы.

Основным объектом внимания США в Средней Азии в настоящее  является Афганистан. Продолжающиеся в стране боевые действия и увеличивающийся поток наркотиков из Афганистана вынуждают американское военное руководство увеличивать численность группировки ВС США и добиваться более тесного сотрудничества с Россией в интересах обеспечения военной операции, в том числе и в вопросе транзита через российскую территорию грузов для контингента США и их союзников в Афганистане.

Кроме того, Вашингтон добивается создания контактной группы под эгидой ООН по Афганистану в составе стран НАТО, России, Китая и Ирана. Однако ни для кого не является секретом,  что ООН уже достаточно давно используется США и НАТО в качестве инструмента легитимации деятельности Вашингтона по обеспечению своих внешнеполитических интересов. Создание  такой группы неизбежно приведет к дальнейшей стагнации ситуации в Афганистане. Поддержание постоянной нестабильности и провоцирование регулярных боевых действий для оправдания нахождения и увеличения числа своих баз в регионе на руку Вашингтону, который намерен и впредь использовать территорию Афганистана в качестве стратегического плацдарма, необходимого США для сдерживания их основных конкурентов на международной арене – России и Китая.

Одним из наиболее острых противоречий в отношениях России и США является Кавказ. Об этом говорит хотя бы тот факт, что президенты США и России не смогли договориться по вопросу о Грузии в ходе их встречи в Лондоне 1 апреля нынешнего года. Отодвинуты на неопределенный срок и перспективы вступления Грузии в Североатлантический союз. Под давлением Франции, Германии и еще целого ряда западноевропейских членов НАТО, которые недвусмысленно дали Вашингтону понять, что не хотят видеть в Альянсе ни Киев, ни Тбилиси, Вашингтон пытается превратить свое явное фиаско в выгоду – пропагандистский «широкий жест» и вынужден вырабатывать иные варианты демонстрации поддержки суверенитета Украины и Грузии и их прозападной ориентации, чем предоставление Киеву и Тбилиси членства в НАТО. Тем не менее, нынешняя администрация США намерена и дальше оказывать всяческую поддержку режиму Саакашвили. Продолжаются визиты в Грузию высокопоставленных американских военных, а президент Грузии сегодня всерьез говорит о новом этапе стратегического сотрудничества Вашингтона и Тбилиси, который подразумевает создание качественно новых грузинских вооруженных сил.

Грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты не являются единственными причинами разногласий в отношениях между Россией и США на Кавказе. Сегодня Вашингтон прилагает значительные усилия по усилению роли США в решении проблемы Нагорного Карабаха. Сделав основную ставку на одну из сторон конфликта – Азербайджан, Вашингтон намеревается «продавить» в регионе свой вариант урегулирования карабахского конфликта, который в долгосрочной перспективе вполне может привести к втягиванию Азербайджана в НАТО, либо размещению в регионе значительного по численности контингента войск Североатлантического альянса.Согласно планам США, Нагорно-Карабахская республика должна передать Азербайджану семь территорий в обмен на гарантии со стороны Баку проведения в непризнанной республике референдума о независимости. Затем Азербайджан и Турция должны снять блокаду с Нагорного Карабаха, а в зону конфликта планируется ввод миротворческих сил.

Однако в американском сценарии не определено, какие конкретно миротворческие силы будут обеспечивать безопасность в зоне конфликта. Не предусмотрен данным планом и  порядок возвращения беженцев в Нагорный Карабах. В таком случае Азербайджан сможет изменить квоту беженцев, которые смогут вернуться в Нагорный Карабах, что резко обострит ситуацию в регионе и сорвет все планы по урегулированию конфликта. Это, в свою очередь, может стать поводом для развития событий по косовскому сценарию.

Огромную роль в американской стратегии «Мягкой силы» играет экономическая составляющая. Следует заметить, что экономика, как средство «мягкого» сдерживания, используется американцами уже достаточно давно. Учитывая, что разразившийся мировой экономический кризис более всего выгоден  именно США и немало способствует осуществлению их внешнеполитических целей, можно с уверенностью сказать, что версия о том, что этот кризис искусственно спровоцирован США, имеет полное право на существование. При этом у набравшего силу кризиса имеются вполне конкретные политические и экономические цели.

Политической целью нынешнего экономического кризиса  стало существенное ослабление влияния в мире основных геополитических конкурентов США – России и Китая. Вашингтон не устраивает, что Россия, экономика которой в значительной степени зависит от экспорта энергоресурсов, пытается восстановить сферу своего влияния на постсоветском пространстве и в Европе. По мнению американских политологов, Россия пытается изменить существующий международный политический и экономический порядок. Москва активно налаживает отношения с региональными лидерами, такими как Китай, Иран и Венесуэла, что увеличивает возможности ее влияния.

По этой причине США, которые фактически единолично определяют уровень мировых цен на нефть, пытаются привести их в соответствие со своими политическими и, конечно, экономическими потребностями. Смысл американской нефтяной игры сегодня состоит в том, что поднимая цены на нефть, США блокируют рост Китая, Индии, Европы, несколько облегчая жизнь России. В свою очередь, понижая цены на нефть, США напротив, пытаются сдерживать Россию, но способствуют росту Китая, Индии и Европы. После грузино-осетинской войны США активизировали свои усилия по оказанию влияния на мировой рынок энергоносителей. В настоящее время негативные новости из США и падение цен на нефть стали причиной падения стоимости ценных бумаг компаний большинства государств мира. Существенно подешевела по отношению к бивалютной корзине российская валюта. При этом меньше всего от таких финансовых катаклизмов пострадала именно американская экономика.  Она по-прежнему остается самой мощной в мире, а по уровню ВВП к США еще достаточно долго не сможет приблизиться ни одно государство мира.

Специфика кризиса в России состоит в том, что цены активов российских компаний лопнули, как мыльный пузырь. Кредиты, взятые под «пузырь», не могут быть возвращены в обозримом будущем. Потому что, если, к примеру,  компания, которая стоила 40 млрд. долл., брала кредит в 10 млрд. долл., заложив 25 проц. своих акций, то теперь вернуть долг из оборота она не сможет, потому что 100 проц. акций компании сегодня стоят 4 млрд. долл.

Экономический кризис стал ловушкой и для Китая. В свое время власти этой страны предпочли держать фиксированный курс юаня к доллару стабильным, то есть скупать поступающие в страну долларовые доходы от экспорта, так что инвалютные резервы все росли и росли. На данный момент они составляют 2 трлн долларов, и 70 проц. резервов Пекин держит в долларах, в основном в облигациях Казначейства США. Сегодня падение доллара чревато для страны колоссальными убытками. В этой ситуации Китаю необходимо диверсифицировать инвалютные резервы, но долларов у него скопилось так много, что их продажа непременно вызовет роковой обвал, что для Китая может обернуться катастрофическими последствиями.

Основной экономической целью нынешнего кризиса для США является их стремление решить проблему государственного долга с наименьшими для себя потерями. По некоторым данным, в настоящее время государственный долг США составляет более 10,5 трлн долларов. Но помимо государственного долга, у США есть долги по так называемым пенсионным обязательствам. Сегодня в США существуют колоссальные пенсионные накопления поколения, так называемых, «беби-бумеров» (После Второй мировой войны примерно с 1946 по 1951 год в каждой американской семье в среднем рождалось по 5-6 детей. По некоторым данным, в настоящее время таких граждан в США насчитывается около 80 млн человек (не считая уже имеющихся к настоящему моменту пенсионеров) из 300 млн общего количества жителей США. Сейчас поколение «беби-бумеров» достигает пенсионного возраста и теряет трудоспособность. Этот процесс начался в 2006 году, а его пик ожидается в 2011 году. Негативные последствия этого процесса в экономике США будут ощущаться еще около семи лет).

С резким ростом числа пенсионеров значительно увеличиваются и долги США по пенсионным обязательствам. Но пенсионные накопления американцев вложены в акции различных фондов и другие ценные бумаги, и поэтому зависят от настроений на рынках. Согласно американскому законодательству, пенсионеры-держатели акций обязаны после достижения определённого возраста часть своих акций продавать. Более того, медицинские услуги, в которых особо остро нуждаются пенсионеры, в США платные и весьма дорогие, а иного способа оплачивать дорогостоящие операции, чем путем продажи акций, у американских пенсионеров просто нет.

Таким образом, в настоящее США подошли к тому моменту, когда их долг достиг достаточно серьезных размеров. В этой связи экономическая цель сегодняшнего кризиса как раз и состоит в том, чтобы существенно снизить задолженность США, не объявляя официального дефолта. Сделать это можно только путем девальвации доллара и снижения реальной стоимости пенсионных накоплений в США и вложений в доллары и американские ценные бумаги других государств, в том числе Китая и России. Девальвацию доллара администрация США активно проводит  путем эмиссии в американскую экономику, учинив инфляцию внутри, отчасти компенсируя ее «антиинфляционным» повышением «бумажных» зарплат. В США растут текущие цены и зарплаты, а покупательная способность накопленных средств снижается.

Для оправдания действий нынешней администрации США по опустошению карманов американских пенсионеров в США были созданы соответствующие экономические условия. В свое время ипотечные банки США начали выдавать кредиты под процент ниже и без того низкой американской инфляции. Такие кредиты банкам разумно было выдавать только с учетом будущей эмиссии. Собственно, это уже была ничем не обеспеченная эмиссия, резко поднявшая стоимость недвижимости в США, которая, покупалась по высокой цене, но на самом деле будет оплачиваться позже, подешевевшим долларом, и, потому, в перспективе, на благосостоянии тех заемщиков, которые брали кредиты под фиксированные ставки, скажется незначительно.

Девальвация доллара крайне негативно сказывается на экономике стран-экспортеров, доходы от экспорта которых существенно снижаются. Это вынуждает их, вслед за США, девальвировать свои валюты, причем даже с некоторым опережением по отношению к доллару. И такое парадоксальное укрепление падающего доллара сегодня наблюдается в мировой экономике. Результатом становится внутренняя инфляция в этих странах. Однако в отличие от США, где в «пузырчатых» ценах уже учитывалась будущая инфляция, на экономиках этих стран такая ситуация сказывается крайне негативно. Кроме того, именно этим странам фактически приходится оплачивать большую часть американских долгов.

Таким образом, США и впредь будут противостоять любым усилиям России создать сферу влияния в Европе и в Евразии в целом, включая попытки воспрепятствования расширению НАТО на Восток и его расползанию по периметру российских границ. При этом, США не будут откровенно пытаться создать собственную сферу влияния на российских границах. Американская стратегия «Мягкой силы» – это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек. В соответствии с ней осваивать постсоветское пространство администрация США планирует не агрессивно и независимо от России, а в «сотрудничестве» с ней. Одним из наиболее эффективных рычагов, которые используют США  для оказания давления на другие страны, продолжает оставаться экономика. На этом фоне, учитывая большое количество спорных вопросов между США и Россией, улучшение российско-американских отношений, даже несмотря на  огромное обаяние нынешнего американского президента, становится задачей крайне сложной.

Александр Сорокин