iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Так наливай?

Что стоит за назначением  Валентина Наливайченко: компромисс на пути к перемирию, или очередной виток противостояния премьера и президента?

 

В минувшую пятницу, 6 марта, Верховная Рада утвердила Валентина Наливайченко главой Службы безопасности Украины. Наливайченко ходил в ранге и. о. главы СБУ аж с декабря 2006 года, и Виктор Ющенко уже несколько раз вносил его кандидатуру в Раду –  но депутаты всякий раз благополучно ее проваливали. А сейчас взяли – и проголосовали «за»:  149 депутатов от БЮТ, 61 – от НУ-НС и 20 – от Блока Литвина. Регионалы и коммунисты утверждение Наливайченко не поддержали – ну, значит о них сейчас речи и нет.

Назначению Наливайченко непосредственно предшествовали вовсе не мир и согласие между президентом и премьером, чья фракция, собственно и определила исход голосования. Напротив, привычное уже противостояние между ними обострилось как никогда.  4 марта в здание «Нафтогаза» ворвались несколько десятков вооруженных людей в масках: это  следователи СБУ в сопровождении бойцов “Альфы” зашли на огонек – почитать подлинники договоров с “Газпромом” и поинтересоваться: не присвоил ли, часом, кто-нибудь из должностных лиц “Нафтогаза” часть средств за прокачанный газ? Во всяком случае, именно по этому поводу и было открыто уголовное дело. Почитав контракты и пообщавшись, следователи удалились.

 

Находившаяся тогда в Париже Юлия Тимошенко пообещала по возвращении разобраться с обидчиками «Нафтогаза»  – и сдержала обещание. Под раздачу попал заместитель Валентина Наливайченко – Валерий Хорошковский, который докладывал в Верховной Раде о ситуации в «Нафтогазе». Ну, а пострадавших в разной степени от контакта со следователями СБУ: руководителя государственной таможенной службы Анатолия Макаренко, зам.начальника отдела Энергетической региональной таможни Тараса Шепитько, зам. главного бухгалтера «Нафтогаза» Марию Кушнир и директора юридического департамента «Нафтогаза» Сергея Давыденко премьер наградила знаками отличия и почетными правительственными грамотами. Словом, налицо был очередной, вполне такой классический конфликт между гвардейцами кардинала и гвардейцами короля, сиречь, премьера и президента. И вдруг – на тебе! Утвердили Наливайченко. С чего бы это?

Немедленно была запущена версия о том, что следователи СБУ вычитали в подлинниках контрактов с «Газпромом» что-то особенно интересное, и, скажем так, не вполне приличное. Мол, по этому поводу Юлии Тимошенко сделали заманчивое предложение о назначении Наливайченко, от которого она была просто не в силах отказаться. Но версия не выдерживает критики. Потому что, найди следователи СБУ что-то такое, за что можно было бы премьера всерьез зацепить, они – а точнее, горячий поклонник талантов Юлии Владимировны, Виктор Андреевич Ющенко, уж не упустили бы шанса, и зацепили бы по полной программе. На куски порвали бы. А назначение Наливайченко – невеликий выигрыш. Ходил он в и.о. два года, походил бы еще год, до президентских выборов – что это меняло?

Искусственность «газовой» версии утверждения Наливайченко на пост главы СБУ косвенно подтверждает и тот факт, что «Нафтогаз» вполне благополучно рассчитался с “Газпромом”. То есть очередной газовый скандал никак не получался.

Не слишком убедительной выглядела и версия о том, что Юлию Тимошенко поставили перед выбором: утверждать Наливайченко или утверждать Хорошковского. Никто не мешал БЮТ не утверждать ни того, ни другого, хотя…хотя это, по-видимому, уже теплее. Потому что, действительно, хотя Рада могла заблокировать обе кандидатуры, президент вполне мог сделать Хорошковского и. о. главы СБУ – взамен и. о. главы СБУ Наливайченко. Это уже похоже на правду. Остается только понять, какая между Хорошковским и Наливайченко существует принципиальная разница. Известно, что Хорошковский весьма ухожен внешне, что дало Юлии Владимировне повод обозвать его «напомаженным существом с кринолином и бриолином, которое вышло на трибуну Верховной Рады прямо из салона красоты». Хорошковский в долгу тоже не остался и предположил, что премьеру нравятся «немытые, грязные мужчины с длинными ногтями». Но это, так сказать, внешние признаки. А по сути: чем же все-таки Валентин Наливайченко от Валерия Хорошковского отличается?

На первый взгляд они во многом схожи – и даже внешне есть некоторое сходство. Но есть одна деталь: Хорошковский – «чистый» бизнесмен, политик и госчиновник. А у Наливайченко в официальной биографии есть пробел – данные о том, чем он занимался в начале 1990-х там отсутствуют:

С 1984 по 1986 год проходил срочную воинскую службу. С 1994 по 1997 год – второй, первый секретраь консульского отдела Посольства Украины в Финляндии, по совместительству в Дании и Норвегии. Владеет английским и финским языками.

 

Восемь лет куда-то выпали.

Такой пробел в биографии главы СБУ, хотя бы даже и в ранге и.о., не мог не вызвать вопросов. И в декабре прошлого года в Генеральную прокуратуру Украины был направлен депутатский запрос. Практически молниеносно последовала реакция пресс-службы СБУ, которая поспешила разъяснить, что исполняющий обязанности главы Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко учился в Институте разведки им. Андропова.

То есть если Хорошковский – человек со стороны, то Наливайченко, как ни крути – часть корпорации. Которая, несмотря на распад СССР и появление между бывшими выпускниками СРВ многочисленных государственных границ – жива.

Судьба разбросала этих людей по всему миру, они занимают самые разные должности в бизнесе и государственных структурах, но связаны между собой незримыми нитями и едиными корпоративными интересами. Это своего клан, нечто похожее на организацию «Азазель» из романа Бориса Акунина. Как и в романе, представители этой структуры стремятся продвинуть своих представителей на самые верхи власти и бизнеса.

Тут, по-видимому, и кроется ответ. Надо полагать, что поддержка назначения Наливайченко основана на тонком расчете Леди Ю. Утвердив, после двух лет борьбы, свою креатуру, Виктор Ющенко едва ли будет в ближайшее время поднимать вопрос о замене. До президентских выборов Наливайченко, конечно же, будет человеком президента – в этом можно не сомневаться. А вот на выборах… там сложнее. Там он, скорее всего, будет просчитывать победителя. Тем более, что как бывший выпускник СРВ, обладающий необходимыми контактами и отличными связями не столько в разведке, сколько в современном российском бизнесе и высших эшелонах российской власти, до предела насыщенных выпускниками «лесной школы», он может оказаться очень полезен новому президенту Украины. Даже более полезен, чем нынешнему.

Видимо, как-то так… Похоже, во всяком случае, что так. Посмотрим – будущее покажет. Хотя мои предположения могут, конечно, быть и неверны. Возможно, премьер и президент Украины просто заключили перемирие, и облегчено выдохнули хором: «так наливай!». Возможно, конечно. Почему бы и нет?

Сергей Ильченко