Согласно правительственным отчетам и экспертным оценкам Международного валютного фонда, на фоне мирового кризиса Молдова выглядит этаким «островком стабильности» на постсоветском пространстве, имея темпы экономического роста почти в два раза выше среднемировых показателей (рост экономики Молдовы составил 6%, в то время как рост европейских экономик составил 1,4%). Этот факт уже стал объектом фетишизации со стороны официального Кишинева. Но Молдова все еще находится в самом конце списка европейских стран по уровню жизни и реальным доходам населения. К тому же кризис только взялся за молдавскую экономику.
Премьер-министр Молдовы Зинаида Гречаная отметила, что рост ВВП страны в I квартале 2008 года составил 3,3%, во II квартале – 6,2%, а в III квартале 10,8%. По словам молдавского премьера, зарегистрированный в III квартале показатель роста ВВП является рекордным с начала 2000 года. По итогам 9 месяцев прошедшего года по сравнению с аналогичным периодом 2007-го прирост ВВП составил 7,6%. Четвертый (кризисный) квартал не испортил картины: прирост ВВП находился на уровне 5,3%.
По мнению экономического обозревателя ресурса «Логос-пресс» Ирины Коваленко, главные источники роста – сельское хозяйство, розничная торговля и чистые налоги на товары и импорт. Кроме того, вот уже второй год подряд в стране увеличивается не только потребительский (в среднем на 35% в год), но и инвестиционный спрос (15%), растут объемы прямых иностранных инвестиций (в Молдавии был зафиксирован рекордный рост иностранных инвестиций — прямые иностранные вложения в экономику страны достигнут порядка $600-650 млн за 2008 г.). По мнению издания «The Banker», хорошие результаты Молдовы достигнуты благодаря низкому уровню долгов, которые составляют $763 на душу населения. Для сравнения, в Великобритании этот показатель составляет $171 тыс.
В то же время, нельзя сказать, что этот рост ощутили простые молдаване. По данным Министерства экономики и торговли РМ, уровень инфляции по итогам 2008 года составляет 7,3 % (оппозиция называет цифру 13,2%).У молдавских экспертов есть сомнения в цифрах инфляции обнародованных Национальным бюро статистики. По сути, НБС согласует цифры с Министерством экономики и торговли, которое борется против инфляции и осуществляет ее мониторинг, объявляет и ее уровень.
На инфляцию оказывают влияние два фактора: рост цен и девальвация денег. По росту цен учитывается Индекс потребительских цен (ИПЦ), который, по данным Министерства экономики и торговли, составляет 7,3 процента, что неправдоподобно. Если говорить о девальвации денег, надо принимать во внимание тот факт, что доходы населения на 40 процентов состоят из валюты. Поэтому, в Молдове существует скрытая инфляция, которая была возложена на плечи гастарбайтеров. Вместе с тем жители сельской местности, которые получают доходы из России. Этим и обуславливается отличие цифр по инфляции от государства и независимых экспертов. МВФ также осторожно подходит к вопросу определения размеров инфляции. По их оценкам она составила в 2008 г. 11,2%.
Рост цен на продовольственные товары в 2008 году оценивается в 6,5% (независимые эксперты указывают на 12,1%), на непродовольственные товары – на 2%. Тарифы на услуги для населения возросли на 17,5%, в том числе на централизованное теплоснабжение – на 75,9%, водоснабжение – на 57,1%, природный газ – на 28,2%. Другими признаками надвигающегося кризиса могут быть сокращение промышленного производства, которое в начале года начало было выбираться из двухлетнего падения, но в ноябре упало – сразу на 5,1%.
Диверсифицировать экспорт с точки зрения товарной номенклатуры не удалось. В условиях падения мировых цен на продовольствие спрос на молдавскую продукцию может и дальше снижаться. От крепкого лея страдают, прежде всего, экспортеры. Вопрос катастрофического роста отрицательного сальдо внешней торговли не может быть решен, пока бюджет страны пополняется в основном налогами на потребительский импорт.
Тревожным сигналом, о котором пока предпочитают молчать молдавские власти, становятся начавшиеся сокращения рабочих на крупных предприятиях (до 15% рабочих находиться в вынужденных отпусках), а также замедление темпов роста объема денежных поступлений из-за рубежа (в год в Молдову приходит по почтовым переводам до 2 млрд евро, в 2008 г. – эта цифра составила 1,2 млрд).
Экспорт молдавского вина и других алкогольных напитков (самая сильная экспортная позиция страны) уже переживает сильный спад – например, за 9 месяцев 2008 г. поставки в Украину молдавского бутилированного вина сократились в сравнении с тем же периодом 2007 г. на 30%. За последние 2-3 месяца значительно сокращаются отгрузки этой продукции в Россию и другие страны СНГ.
По словам президента строительного СП «Агрегат» Александра Степаненко, «Молдова лишается основного источника финансовых поступлений, поскольку многие гастарбайтеры остаются без работы и вынуждены возвращаться на родину. Это серьезное испытание для экономики страны, и не замечать этого фактора, заявляя, что кризис минует Молдову, несерьезно». По его словам, для строителей, возврат гастарбайтеров имеет двоякое значение. Положительно то, что отрасль получит квалифицированные кадры и ликвидирует дефицит рабочих рук. В то же время, строительство лишится верного источника финансирования строек. Ведь не секрет, что валюта, поступающая из-за рубежа, шла, в первую очередь, на инвестиции в недвижимость и лишь затем на другие нужды. Анализ показывает резкое снижение покупательской способности населения. Это может привести к остановке многих строек.
Сейчас Министерство экономики и торговли РМ декларирует рост доходов бюджета государственного социального страхования (БГСС) на 2009 год и качественное увеличение многих социальных выплат (на 25%). По мнению большинства экспертов, чрезмерное увлечение «социалкой» обусловленно тем, что в марте этого года в Молдове состоятся парламентские выборы, и правящая Партия коммунистов РМ, таким образом, повышает свой рейтинг. Вместо того, чтобы формировать стабфонд и идти на непопулярные антикризисные решения, Кишинев увлекся популяризацией стабильности своей финансовой системы и экономического роста. Однако эти социальные обещания могут так и остаться обещаниями после марта из-за того, что стабильный молдавский островок захлестнет кризисная стихия.
«Крепость национальной валюты может сыграть злую шутку, возвратив воспоминание об отголосках кризисного 1998 года, когда вместе с рухнувшим рублем «полетели» контракты отечественных экспортеров, не сумевших вернуть вложенные средства, – считает руководитель Центра стратегических исследований и реформ Галина Шеларь. Если это произойдет, то уже после мартовских выборов. Поэтому официальный Кишинев продолжает сохранять поистине спартанское спокойствие.
Виталий КУЛИК,директор Центра исследований проблем гражданского общества